«Потребители новых синтетических наркотиков напоминают психически больных»: в Татарстане внедряют новые методы лечения: от сказко- до милье-терапии

«Многие соглашаются только на детокс: прокапался и дальше сам»
«Многие соглашаются только на детокс: прокапался и дальше сам», — говорит
заместитель главврача по медицинской части Республиканского клинического
наркологического диспансера Резеда Хаева

Кристина Иванова — Казань

В Татарстане большинство наркоманов — безработные в возрасте 20-39 лет. Но есть и несовершеннолетние, и студенты, и служащие. За предыдущий год в Татарстане возросла заболеваемость наркоманией. С ней борются всеми возможными способами, в том числе и  такими новыми методами, как сказко- и милье-терапия. Об этом рассказывала сегодня на пресс-конференции в Казани главный внештатный специалист-нарколог минздрава РТ, заместитель главврача по медицинской части Республиканского наркологического диспансера Резеда Хаева.

Возросла заболеваемость

В Татарстане в 2016 году заболеваемость всеми наркологическими болезнями, включая алкоголизм, алкогольный психоз, наркоманию, токсикоманию, по сравнению с 2015 годом снизилась на 18,5%. Если взять отдельно наркоманию, то тенденция не такая уж благостная. Число лиц, впервые поставленных на диспансерный учет с диагнозом «наркомания», в 2016 году увеличилось на 1,3% по сравнению с 2015 годом. Всего на учете у врачей-наркологов республики состоят 9 368 больных наркоманией (снижение на 2% по сравнению с 2015 годом). Среди наркоманов, состоящих на диспансерном учете, высок процент принимающих препараты опиоидной группы. В профилактической группе наблюдения более 70% употребляют новые синтетические виды наркотиков. В республике 9 095 человек стоят на профилактическом учете. Показатель распространенности стабильно снижается с 2012 года и составляет 249 больных наркоманией на 100 000 населения.

В структуре больных наркоманией, состоящих на диспансерном учете в Татарстане, более 77% — молодые люди в возрасте от 20 до 39 лет, продолжает Хаева. 22% — в возрасте от 40-59 лет. По социальному положению 68% больных наркоманией — безработные, 31% — рабочие, около 1% — служащие, остальные — учащиеся вузов и ссузов. 82 несовершеннолетних стоят на профилактическом учете в связи с употреблением различных психоактивных веществ, в том числе алкоголя. Если у родителей возникают сомнения, есть возможность обратиться в кабинеты круглосуточного освидетельствования Республиканского наркодиспансера, где ребенку проведут тестирование. А можно сделать это и в домашних условиях. Так, в аптеках продаются тест-системы, позволяющие определить наличие или отсутствие в моче психоактивных веществ.

Все наркотики изменяют психику, физическое состояние и жизнь человека. «Стать наркозависимым очень легко: есть вещества, вызывающие зависимость с первой инъекции. Героин — самый тяжелый наркотик, при употреблении которого уже с первой-второй инъекции возникает не только психологическая, но и физическая зависимость, — рассказывает она. — Новые синтетические наркотики вызывают серьезную психическую зависимость: страдают те сферы психической деятельность, которые отвечают за интеллект, общение с окружающими. Потребители новых синтетических наркотиков порой напоминают психически больных. Многие обращающиеся имеют бред преследования, физического воздействия, галлюцинации. В случае отравления они абсолютно неадекватны».

Три ступени к излечению

В Татарстане сформирована многоэтапная комплексная система оказания помощи наркоманам. На излечение от зависимости уходит девять месяцев: до полугода длится основная программа лечения, еще три месяца отводится на реабилитацию. Обычно лечение наркозависимых состоит из трех основных этапов:

  1. Выявление наркопотребителей и первичная мотивация их для обращения за наркологической помощью.

Потребители наркотиков — закрытая и труднодоступная группа с низкой мотивацией к обращению за помощью, наличием большого числа медицинских, психологических и социальных проблем и сниженными внутренними ресурсами для их решения, отмечает Хаева. Некоторая группа наркозависимых никогда не обращается за наркологической помощью, ограничиваясь лишь детоксикацией: «После чего продолжает употреблять наркотики, приобретая дополнительные проблемы: ВИЧ-инфекцию, гепатиты, судимости и так далее».

Общественные организации, с которыми сотрудничает минздрав, как раз пытаются достучаться до такой категории наркоманов и убедить их пройти лечение. Это «Профилактика и инициатива», фонд Тимура Исламова, «Новый век» и другие.

5856955769679

Низкопороговые центры в таких общественных организациях — специально оборудованные помещения, на базе которых предусмотрен комплекс информационных, социально-психологических услуг. Их наркоманы могут посещать и, не имея дальнейших планов, обратиться к специалистам за медицинским лечением, продолжает она. В Казани расположены два низкопороговых центра, еще один — в Челнах, в них обслуживаются более 500 человек. Сотрудники центров, в том числе и излечившиеся наркопотребители, регулярно выходят в места дислокации наркоманов — приводят до 50% клиентов таких организаций. В дальнейшем до 25% посетителей низкопороговых центров обращаются за лечением наркомании и ВИЧ.

  1. Лечение и медико-социальная реабилитация в Республиканском нарокологическом диспансере и реабилитационных центрах, находящихся в ведении минздрава РТ

Наркологическая помощь в Татарстане оказывается в пяти наркодиспансерах и психоневрологическом диспансере Республиканской психиатрической больницы в Зеленодольске. Кроме того, в районных больницах функционируют наркологические кабинеты для детей и взрослых. В наркологических диспансерах есть восемь стационарных реабилитационных отделений на 118 коек и 4 амбулаторных подразделения. Процесс лечения и реабилитации обеспечивают 227 специалистов, рассказывает она.

В Республиканском наркодиспансере функционируют химико-токсикологические лаборатории. Современное оборудование позволяет проводить диагностику наличия веществ, в том числе синтетических и дизайнерских. Там же работает круглосуточный анонимный телефон доверия для предварительной консультации для наркозависимых или родственников: 272-33-13.

Медикаментозное лечение сочетается с психотерапевтическим и психологическим воздействием, рассказывает Хаева: «Реабилитационные программы включают в себя элементы миннесотовской программы «12 шагов» и различаются по содержанию и срокам пребывания в них». Есть краткосрочные программы до 35 дней, среднесрочные — от трех до шести месяцев и долгосрочные — свыше полугода. Все программы реабилитации сопровождаются занятиями с родственниками, которые проходят программы созависимых.

В республиканском диспансере используется много уникальных методик, различных технологий. Применяется более семи технологий, разрабатываются новые методы: арт-, сказкотерапия, специалисты обучаются различным технологиям в Москве и Санкт-Петербурге. В реабилитационном центре «Большие ключи» Зеленодольского района разработана и внедрена эффективная программа милье-терапии (терапия средой), которая  дает высокий процент ремиссии.

Количество больных, прошедших реабилитационные программы, с каждым годом увеличивается, продолжает она. В 2016 году их прошли 2 246 больных, их них 1 209 были больны наркоманией, остальные — алкоголизмом.

  1. Социальная реабилитация и трудовая интеграция

Этот этап подразумевает последовательные действия по возвращению зависимых к нормальной полноценной жизни, говорит специалист. Он предусматривает пошаговое обучение пациента решению личных проблем, восстановлению семейных и социальных связей. В реализации программ ресоциализации в РТ участвуют как религиозные конфессии, так и общественные организации. Они подразумевают социальное сопровождение, трудоустройство, психологическую поддержку и профилактику срывов. Специальные программы по социальной адаптации реализуются при реабилитационных центрах, а на базе минмолодежи РТ существует социально-реабилитационный центр «Роза ветров». За 11 лет работы в «Розе ветров» 7 500 человек прошли консультации, 65% их них находятся в стойкой ремиссии.

Прокапали — дальше я сам

«Многие соглашаются только на детокс, якобы прокапался, а остальное я решу сам и больше употреблять не буду, — сетует она. — На самом деле зависимость лежит гораздо глубже».

По данным МВД, 38 татарстанских центров реабилитации для наркозависимых не прошли экспертизу Совета при республиканской антинаркотической комиссии. Хаева говорит, что такую экспертизу прошли всего 13 центров. Все они не являются медицинскими учреждениями. «Это центры, которые только позиционируют себя как медицинские. Для медицинской реабилитации центры должны получить медицинскую лицензию. Таких центров у нас единицы. А эти организации занимаются социальной реабилитацией лиц, прекративших употребление и находящихся в ремиссии, уже прошедших этапы медицинской реабилитации, — рассказывает она. — Есть центры, которые прошли добровольную сертификацию, организованную еще УФСКН. Сейчас полномочия контроля над реабилитационными центрами переданы в МВД. Оно составляет реестр общественных организаций и реабилитационных центров, имеющих сертификацию. Сейчас таких центров всего 13».

«Там нет медиков, медицинских психологов. В так называемых реабилитационных центрах работают сотрудники из числа бывших наркозависимых», — подчеркивает она.

⇒ Почему лечение наркоманов в России так же вне закона, как производство и оборот наркотиков. Объясняет президент ассоциации реабилитационных центров «Зилант»

Фото: tatar-inform.ru

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *