Кредитное мошенничество за прошлый год выросло в два раза

Число заемщиков
Число заемщиков, взявших кредит в финансовых организациях и не заплативших
первые взносы, перевалило в 2016 году за 1 млн человек. В 2015 году таких
забывчивых клиентов было выявлено 596 000 — на 69% меньше, чем в прошлом году

Александр Жидких — Набережные Челны

Кредитные мошенники ищут новые способы, как завладеть деньгами финансовых организаций и при этом не возвращать их. Прошлый год показал своеобразный рекорд по количеству дефолтов со стороны заемщиков, когда они, взяв деньги в банке, забыли вовремя внести первый платеж. Впервые за последние три года наблюдений число таких клиентов выросло на 69% и составило 1,01 млн человек.

Даже более сложный в экономическом плане 2015 год дал лишь незначительный прирост к 2014 году — скромные 12%. В том году первые невыплаты были лишь у более 596 000 клиентов, в 2014 — у 529 500 заемщиков. Самый большой приток невозвратов в прошлом году, по информации Национального бюро кредитных историй, пришелся на третий квартал — дефолт допустили сразу более 394 000 заемщиков.

Доля кредитов с признаками мошенничества от общего числа выданных кредитов составила по итогам прошлого года 3,4%. Годом ранее она была ниже — 2,38%. На первый взгляд такой процент кажется незначительным. Однако банки из-за заемщиков-мошенников недополучают ежегодно миллиарды рублей. Об этом наглядно говорит и статистика. В 2012 году кредитное мошенничество, по информации НБКИ, нанесло урон в 47,7 млрд рублей, в 2013-м — в 66,8 млрд рублей, в 2014 году — сразу в 153 млрд рублей, в 2015 году — около 160 млрд.

⇒ Несмотря на жесткие меры предосторожности, российские банки продолжают терять деньги из-за мошенников

В 2016 году рост немного замедлился благодаря жестким мерам со стороны банков в отношении неблагонадежных заемщиков, но существенно сократить  убытки все равно не удалось. По предварительным  данным, общий недобор денег из-за мошенников составил около 155 млрд рублей.

По мнению генерального директора НБКИ Александра Викулина, в прошлом году кредитные мошенники существенно изменили тактику своих действий: атаки были направлены в основном на небольших кредиторов и микрофинансовые организации, которые пока не используют межотраслевые сервисы, противодействующие кредитному мошенничеству. С другой стороны, крупные банки, которые ввели у себя программы защиты от неблагонадежных заемщиков, заметно снизили свои потери от мошенников.

Однако и микрофинансовые организации так же, как и банки, начали более тщательно проверять своих клиентов. Если раньше для получения займа достаточно было просто прийти с паспортом, то теперь о финансовой стороне заемщика спрашивают еще и у родственников, у коллег по работе. Как правило, если что-то из предоставленных сведений не соответствует действительности или подано в искаженном виде, рассчитывать на микрозайм в МФО так же, как и в банке, становится невозможным.

«Таким образом, мы снижаем свои риски от неблагонадежных клиентов, поскольку у нас нет долгосрочных по времени займов», — пояснили специалисты «Е-заем».

В крупнейшем федеральном банке страны — Сбербанке — клиентам, допустившим просрочку по кредитам, банк прежде всего предлагает реструктуризацию либо мировое соглашение, только затем применяются меры судебного взыскания. А в случае если банк выявил со стороны клиента признаки мошенничества при получении кредита, то в силу вступают другие решения. Как правило, банк обращается в правоохранительные органы, сообщили в пресс-службе регионального отделения Сбербанка — Банке Татарстан.

В татарстанских банках с подобным явлением борются своими способами. К примеру, крупнейший в республике банк «Ак Барс»  при возникновении задолженности у физического лица обращается в суд для получения судебного решения о взыскании долга, после чего банк предъявляет его для исполнения в Службу судебных приставов.

WSoLwhMw6Ng

«В случае если в действиях заемщика усматривается состав уголовного правонарушения, то банк обращается с соответствующим заявлением в правоохранительные органы», — сообщили в пресс-службе банка.

По сведениям представителей банка, в 2016 году они не зафиксировали рост мошенничества среди клиентов. В пресс-службе рассказали, что у банка выстроен качественный процесс рассмотрения кредитных заявок, который включает в себя ряд проверок, в том числе по выявлению мошенников как по внешним сервисам, например, Бюро кредитных историй, так и по внутренним процедурам. Происходит постоянное усовершенствование подходов к выявлению мошенничества за счет получения новых данных о клиентах.

Мошенников, стремящихся обогатиться за счет финансовых структур, меньше не становится, а с приходом кризиса, наоборот, растет. Поэтому с прошлого года банки стали более требовательно относиться к клиентам, благонадежность каждого из них проверяется досконально. Это в свою очередь оградило крупных игроков банковской деятельности, таких как Сбербанк, ВТБ24 и других, от «случайных или уличных» заемщиков. Одним из действенных методов работы с клиентом стала его кредитная история.

Тем не менее граждане с каждым годом все больше прибегают к своего рода серым махинациям, чтобы заполучить от банков кредит, поскольку с приходом кризиса и падением доходов у подавляющей части граждан потребность в деньгах значительно выросла. Как отмечают эксперты, от физических лиц за последние два года участились заявки с завышенными относительно реальных доходами и с фиктивными данными о трудоустройстве.

Нередко в этих схемах задействуются третьи лица, помогающие потенциальному заемщику повысить его социальный статус. И хотя не всегда данные действия преследуют мошеннические поползновения со стороны клиента, повторность подобных заявок и их последующее отклонение позволяют банкам снижать свои риски от неблагонадежных заемщиков. В результате число выдачи кредитов таким клиентам сократилось. Правда, на общей картине неблагополучных кредитов это отразилось незначительно — они по сравнению с 2015-м в прошлом году выросли в два раза.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: