«Компании, находящиеся в малой зоне риска, должны полностью освобождаться от проверок»: в Казани обсудили, как нужно перестать «кошмарить» бизнес

Журналисты услышали об изменениях государственного подхода к проверкам малого и среднего бизнеса — обещано подвергать ревизии только предприятия
Журналисты услышали об изменениях государственного подхода к проверкам малого и
среднего бизнеса — обещано подвергать ревизии только предприятия, попадающие в
высокую зону риска, а также о сворачивании программы «Шесть с половиной» и
замаячившей для Татарстана перспективе новой лизинговой компании

Кристина Иванова — Казань

«Важно, что сегодня очень снизился градус напряжения между бизнесом и властью. По крайней мере нет таких критических заявлений, каких-то избыточных действий контрольно-надзорных органов», — заверял сегодня полпред президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич после заседания комиссии по улучшению инвестиционного климата, снижению административных барьеров и развитию малого и среднего предпринимательства в ПФО.

Само заседание в Казанской Ратуше длилось три часа, но было лишь частично открыто для прессы. Журналисты услышали об изменениях государственного подхода к проверкам малого и среднего бизнеса — обещано подвергать ревизии только предприятия, попадающие в высокую зону риска, а также о сворачивании программы «Шесть с половиной» и замаячившей для Татарстана перспективе новой лизинговой компании.

Бабич пообещал прикрыть лазейки

Под особым контролем остаются проверки малого и среднего бизнеса, говорит Бабич. В 2016 году зафиксировано снижение проверок на 25% к результатам 2015 года. А в 2015-м произошло снижение на 30% относительно 2014 года: «Хотя понимаю, что лазеек в законодательстве осталось достаточно. Некоторые недобросовестные чиновники этими лазейками пользуются. Но мы будем последовательно прикрывать их».

print_2360627_2062920

Михаил Бабич

Вместе с тем спикер говорит, что власти не имеют права допустить излишней либерализации госконтроля за сферой малого и среднего бизнеса в связи с возможными возникновениями рисков угрозы жизни и здоровью граждан при производстве продуктов питания, различных работ и услуг. «Тем более мы имели негативные примеры, когда излишняя либерализация приводила к отсутствию должного надзора. А потом случались трагические последствия, когда на пожарах гибло большое количество людей, наносился огромный материальный ущерб, а расследование уголовных дел приводило к тому, что применить законодательство в полной мере было невозможно», — продолжает он. Нужно найти золотую середину, которая позволит снять избыточную нагрузку с бизнеса и обеспечит необходимый государственный контроль, чтобы „адекватно наказать тех, кто этого достоин“, убежден полпред.

Проверять будут только бизнес из высокой зоны риска

К сожалению, в России накопилось достаточно нормативно-правовых актов, которые были приняты более пяти лет назад, содержащих большое количество административных барьеров, сетует на пресс-подходе замминистра экономического развития России Савва Шипов. Вычитка таких актов, изменение где-то избыточных, где-то устаревших требований, которые в них закреплены, — один из приоритетов: «Такая работа будет проводиться в рамках реализации приоритетного проекта по реформе контрольно-надзорной деятельности на федеральном уровне».

Шипов призывает повысить эффективность проводимых проверок и относиться к предпринимателям и компаниям с точки зрения рискориентированного подхода: «Те организации, которые попадают в высокую зону риска, должны подвергаться регулярным проверкам. Те же компании, которые находятся в малой зоне риска, должны полностью освобождаться от плановых проверок».

print_2360627_2062946

Савва Шипов

В своем выступлении замминистра отдельно останавливается на реформе контрольно-надзорной деятельности — новый подход к проверкам МСБ должен стать рискориентированным. «Нам необходимо работать с рисками. Это ключевой фактор изменений, которые необходимо осуществить в региональных контрольно-надзорных органах. В зону плановых и внеплановых проверок не должны попадать объекты малого риска. Рискориентированный подход подразумевает снижение проверок там, где они не нужны», — поясняет он.

По словам замминистра, чтобы добиться быстрых результатов, то есть утверждения плана проверок на 2018 год с учетом рискориентированного подхода, необходимо внести изменения в федеральные нормативно-правовые акты и установить в них критерии отнесения объектов предпринимательской деятельности к различным категориям рисков. Он также говорит о необходимости перехода от «палочной» системы оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов к реальной оценке эффективности. Главное — это не количество проверок, а снижение рисков жизни, здоровья, ущерба имуществу. «Эти показатели должны быть поставлены во главу угла. Действовать надо там, где риск касается этих негативных последствий, — подчеркивает он. — К сожалению, сейчас именно количество привлеченных к ответственности предпринимателей является мерилом качества деятельности контрольно-надзорных органов, но от этого надо уходить. Контролер должен отказываться от роли проверяющего и нести более важную роль — того, кто позволяет предотвратить правонарушение, продолжает он: «Зачастую в таких случаях требуется перенастройка взглядов, мотиваций».

Татарстан — лидер по инвестиционной привлекательности

Бабич говорит, что Россия существенно улучшила своего место в рейтинге Всемирного банка — со 124-го в 2011 году до 40-го в 2017-м. Тем не менее есть еще резервы роста — от бизнеса поступают сигналы об имеющихся на практике административных барьерах. «Предпринимательское сообщество озвучивает ряд вопросов. До конца не создан механизм дополнительного налогового стимулирования целевого использования земельных участков, предоставленных для жилищного строительства», — перечисляет он. Также есть трудности с поддержкой экспорта. До сих пор не принят закон, устанавливающий принципы и задачи в этой сфере, не вступили с силу соглашения по упрощению процедуры сертификации для российских экспортеров.

print_2360627_2062942

В округе сформировалась группа регионов, где последовательно улучшается инвестиционный климат, продолжает полпред. Татарстан является лидером национального рейтинга состояния инвестиционного климата в 2016 году как в ПФО, так и в России. Чувашская Республика занимает 6-е место в стране, Ульяновская область — 11-ю позицию.

Результаты рейтинга демонстрируют, что количество и продолжительность одних и тех же процедур в разных регионах отличаются, что создает различные условия для ведения бизнеса в стране, продолжает Бабич и приводит конкретные примеры: «По итогам рейтинга в 2016 году среднее время получения разрешения на строительство в Удмуртии составляет 94 дня, а в Самарской области — 266 дней. Среднее время подключения к электросетям для бизнеса в Мордовии составляет 51 день, в Пензенской области — 147 дней. Каких-то рациональных объяснений такого разброса по срокам до сих пор получить невозможно — их просто нет».

________________________________________________________

Бабич называет 2016 год «прорывным» в части принятия решений на федеральном уровне, направленных на качество госрегулирования деятельности малого и среднего бизнеса. В стратегии развития малого и среднего предпринимательства поставлена задача по увеличению доли малых и средних предприятий в ВВП страны с 20 до 40% к 2030 году. В Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения. Так, за впервые совершенные нарушения представителям МСБ предусмотрено предупреждение вместо штрафа. Продлено действие единого налога на вмененный доход. В 2016 году регионам округа для поддержки МСП было выделено 2,8 млрд рублей. Увеличена квота госзакупок у МСП — с 10 до 15%. Это решение вступит в силу с начала будущего года. Также создан реестр предпринимателей — представители МСБ теперь не должны доказывать, что они представляют малый и средний бизнес

________________________________________________________

Президент Татарстана Рустам Минниханов говорит о планах удвоения количества муниципальных промышленных площадок: «На сегодняшний день у нас 62 муниципальные площадки. К 2020 году мы планируем вдвое увеличить эту цифру».

print_2360627_2062934

Рустам Минниханов

Новая точка роста — территория опережающего социально-экономического развития в моногороде Набережные Челны, продолжает он. «Здесь работают уже семь резидентов, выручка за 2016 год составила 2,6 млрд рублей, создано 1 300 рабочих мест. Мы планируем создать такие территорий в моногородах Зеленодольск и Нижнекамск», — говорит Минниханов.

Татарстан может рассчитывать на создание лизинговой компании с капиталом 2 млрд

Минниханов говорит о важности эффективного взаимодействия с федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. «Сегодня мы подробно обсудили все наши проекты и рассмотрели возможность создания лизинговой компании совместно с корпорацией. Думаю, это даст серьезный толчок в развитии нашего малого и среднего бизнеса», — добавляет он.

Председатель правления федеральной корпорации развития малого и среднего предпринимательства Александр Браверман, приехавший в Татарстан для продвижения электронного сервиса «Бизнес-навигатор», запущенного в сентябре 2016 года (он призван помочь предпринимателям организовать бизнес в сфере услуг в крупных городах с численностью населения 100 000 плюс), рассказывает журналистам об инициативе Татарстана. «Минниханов как президент Ассоциации инновационных регионов написал на имя президента России письмо. Путин на него позитивно отреагировал и дал нам поручение по лизинговым компаниям. В этом году будут открыты две лизинговые компании (в стране — прим. ред.). Корпорация вложет по 1,5 млрд рублей в каждую. И ожидает 500 млн рублей от субъекта РФ плюс выполнения ряда условий», — говорит он.

print_2360627_2062924

Регионы, в которых будут открыты лизинговые компании, определят конкурсные процедуры, но Браверман намекает, что Татарстан будет иметь право первой брачной ночи: «Для нас крайне важно наличие предпринимательской среды, а она в республике очень сильна, емкого рынка и негосударственного сектора в Татарстане есть, например, “Камаз”. Поэтому мы очень ожидаем прихода на конкурс Татарстана. Еще раз повторю, что инициатива исходила именно от республики и была поддержана на федеральном уровне».

Программа «Шесть с половиной» будет свернута после 2018 года

Браверман в своем выступлении положил конец всевозможным обсуждениям в СМИ будущего программы федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства «Шесть с половиной». Она завершит работу после 2018 года, говорит он.

По его словам, до конца июня региональные опорные банки должны «выбрать» по этой программе 13,4 млрд рублей. В этом случае Центробанк откроет вторую часть из 100-миллиардного лимита, который он дал на июль-декабрь. «Если мы соблюдем пропорцию 50 на 50, что даст нам долю региональных опорных банков в портфеле примерно в 40-45%, то мы можем рассчитывать, что ЦБ продлит нам эту программу на 2018 год», — уточняет он. Участвовать в программе смогут компании, работающие в сфере высоких технологий и импортозамещения на несырьевых рынках.

________________________________________________________

Программа стимулирования кредитования субъектов МСП «Шесть с половиной» была разработана совместно с Минэкономразвития и Банком России. Она фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 10 млн рублей для малых предприятий на уровне до 10,6% годовых, для средних предприятий — до 9,6% годовых. Кредитные организации, предоставляющие финансирование предпринимателям по программе, получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5% годовых

 ________________________________________________________

 

Фото: пресс-служба президента РТ

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *