Банкиры подводят аграриев — затягивают выдачу госкредитов для весенне-полевых работ

Из 4 700 татарстанских фермеров только девять получили 5%-ный кредит по единственной действующей госпрограмме. Остальные зависли с бумажной волокитой в банках
Из 4 700 татарстанских фермеров только девять получили 5%-ный кредит по
единственной действующей госпрограмме. Остальные зависли с бумажной волокитой в
банках

Ильнур Ярхамов — Казань

Весенне-полевые работы в сельском хозяйстве Татарстана в этом году под вопросом из-за чрезмерной забюрократизированности банков. Из 4 700 татарстанских фермеров только девять получили 5%-ный кредит на проведение работ по единственной действующей госпрограмме. Остальные зависли с бумажной волокитой.

Проблемы будущей сельхозкампании по подготовке полей под посевы накануне обсудили на проекте реготделения «Единой России» «Партийная лига».

В этом году в России сократилась поддержка сельхозпроизводителей. Если в 2016 году она составляла 237 млрд рублей, то сейчас пока около 216 млрд рублей, рассказал депутат Госдумы Айрат Хайруллин. Он в парламенте — первый зампредседателя комитета по аграрным вопросам.

По его словам, изначально поддержка вообще составляла 204 млрд рублей. Однако депутатам-лоббистам из аграрного сектора в Госдуме удалось поднять эту планку почти на 12 млрд. Тем не менее Хайруллин надеется, что объем финансирования в этом году удастся поднять ещё: «По моим ощущениям, будет ещё плюс 30 млрд рублей». В таком случае поддержка сельчан в 2017 году станет выше, чем в прошлом.

По его словам, окончательное решение зависит от сговорчивости представителей Минфина России. Хайруллину коллеги из правительства поясняют, что в прошлом году на фоне всероссийской стагнации у сельского хозяйства были ощутимые темпы роста.

«Это расхолаживает и создает иллюзию того, что раз все хорошо, то и не надо увеличивать меры поддержки. Это ошибочно. 30 млрд для нашей огромной страны на фоне 16 трлн госбюджета — сумма подъемная. Но когда начинаешь дискутировать с товарищами из Минфина, то они видят только цифры. Они не видят эти территории, миллионы гектаров, расселение людей», — сетовал Хайруллин.

Министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов поддержал Хайруллина: «На недавнем учебном собрании от Сбербанка выступал ректор РАНХиГС Владимир Мау. Он рассказывал, какие у правительства страны есть 11 стратегических и приоритетных направлений развития экономики. Сельскому хозяйству места не нашлось». Ахметов попросил пояснить, почему так получилось. Мау ему ответил, что в сельском хозяйстве проблем нет и всё хорошо. Республиканский министр объяснил журналистам такое отношение как обычное безответственное поведение горожанина, который очень далек от проблем села.

CSda4IH4TgY

Кредиты

В этом году в России стартовала госпрограмма по 5%-ному кредитованию аграрного сектора. Сельчане деньги должны использовать под оборотные средства. По словам Хайруллина, проект изначально задумывался как пилотный и альтернативный уже существующей госпрограмме. Однако на выходе стал единственным и перегруженным. Старый механизм выдачи субсидий из-за своей громоздкости сейчас парализован.

«У нас огромный дефицит. Много осталось тех, кому эти кредиты не достались. Сейчас ситуация напряженная. На носу весенне-полевые работы. Очень плотно ведем диалог с правительством», — заявил Хайруллин.

По словам депутата, из всего предусмотренного под 5%-ную госпрограмму объема 20% защищены для выдачи малым формам хозяйствования (личные подсобные хозяйства и крестьянско-фермерские хозяйства).

У нас в Татарстане из 4 700 фермерских хозяйств в республике на сегодня получили кредиты только девять фермеров, заявил глава Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров. По его словам, из более 260 000 хозяйств по всей России 5%-ные госкредиты достались пока только 285 фермерам.

Байтемиров посетовал, что такая проблема возникла из-за банков, назначенных государством. Они требуют от фермеров (под управлением до 100 га) пакет документов, сопоставимый с крепким средним производством (под управлением более 5 000 га). Кредитный договор занимает обычно до 25 страниц, в то время как у финляндского фермера — три-четыре страницы.

Он рассказывает, что весной 2015 года, когда работали сельскохозяйственные потребкооперативы, более 103 000 хозяйств получили на весенние работы кредитов на 17,3 млрд рублей. Байтемиров считает, что прямые отношения между фермером и банком складываются неэффективно.

Хайруллин с ним согласился. Он рассказал, что малые региональные банки (Энергобанк, Акибанк) правительством были не допущены к раздаче госкредитов, так как не обладали уставным капиталом в 20 млрд рублей. Хотя такие банки уже давно занимаются кредитованием аграриев и некоторых своих клиентов знают «на лицо и лично».

«Мы много воюем и очень много энергии и сил теряем в борьбе с этими банками. Просим их, убеждаем, чтобы наконец-то упростили подготовку пакета документов», — сетовал Ахметов. Министр рассказал, что в список банков также вошел «Ак Барс», но он «тянет резину» — не подписывает договоры. «Я просил председателя правления, чтобы он ускорил процесс, потому что есть клиенты, которые привыкли работать с региональными банками», — заявил Ахметов.

«Даже если Россельхозбанк, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк одобрили выделение кредита, этот договор отправляется в головной офис, потом в Минсельхоз России. Тот одобряет или отвергает, только потом банк выдает кредит. Это тоже на две-три недели затягивает предоставление кредита, а на носу посевная», — сетовал чиновник.

Ni8S6XuM2N0

Деньги не вернут

Однако сельчане продолжают испытывать трудности из-за проблем с региональными банками. На расчетных счетах погоревших Татфондбанка и Интехбанка у аграриев «зависли» более 300 млн рублей. Чиновник посетовал, что никто «добровольно» этих денег республиканским фермерам не вернет.

Единственное, на что они могут рассчитывать, — это 5%-ный заем до 5 млн рублей и 8%-ный льготный лизинг с государственным первоначальным взносом. По первому, продолжал Ахметов, смогли воспользоваться только четыре фермера.

«Да, это не возврат. Но это ход правительства навстречу нашим пострадавшим», — заявил глава минсельхоза.

В масштабах всей республики также ощущаются трудности из-за банковского кризиса. По словам Ахметова, в этом году посевные работы будут дорогими — около 20 млрд рублей. На летний сезон, когда сельчане ухаживают за посевами, проходит кормозаготовка и пока ещё нет урожая — ещё 27 млрд рублей оборотных средств. Однако об этих цифрах фермерам остаётся только мечтать. Ахметов не верит, что аграрному сектору Татарстана достанутся такие деньги.

Поэтому реалистичный и скромный план — около 10 млрд рублей на весенне-полевые работы. Но и тут банкиры связывают руки фермерам, так как на данный момент удалось привлечь лишь 4,5 млрд.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *