Современная архитектура Казани: «пловница», стадион-цветок и здание «как будто ветром надуло»

Журналисты издания KazanFirst побывали на экскурсии
Журналисты издания KazanFirst побывали на экскурсии, где интересующихся водят не
по историческим тысячелетним местам, а по необычным новоделам столицы Татарстана

Журналисты издания KazanFirst побывали на экскурсии, где интересующихся водят не по историческим тысячелетним местам, а по необычным новоделам столицы Татарстана.

Кристина Иванова — Казань

Маршрут автобусной экскурсии «Как в Казани делают современную архитектуру» начинается от «Пирамиды» и заканчивается у театра кукол «Экият». За это время любопытствующие, большинство из которых иногородние туристы, узнают, почему центральный ЗАГС за глаза называют «пловницей», чем скульптуры Даши Намдакова у «Казана» не нравятся отдыхающим, какими цветами вдохновились англичане при строительстве «Казань Арены», какой жилой комплекс можно считать осколком мечты, а какой — будто ветром надуло.

Современная казанская архитектура неиронична

Краеведческо-просветительский проект «Казань глазами инженера» призван рассказать, как устроен город с точки зрения инженера — обращается внимание на то, как устроены объекты, упор делается на архитектуру, строительство. Аналогичные экскурсионные проекты давно работают в Москве и Санкт-Петербурге: это не только экскурсии, но и лекции и детские мастер-классы. Идеолог проекта — Айрат Багаутдинов, выпускник КГАСУ, историк инженерии, экскурсовод, лектор.

Сейчас в Казани доступны шесть экскурсий, самая популярная из которых, по словам куратора проекта, заместителя председателя Всемирного форума татарской молодежи Радифа Кашапова, — по мечетям Казани. В планах — отдельная экскурсия по казанскому цирку, архитектуре авангарда и Тайницкой башне.

— Мне кажется, человеку больше интересны не какие-то исторические факты, поскольку он не может к этому эмоционально привязаться. Если вам говорят, что в Кремле жил губернатор, то это совершенно не чувствуется, а то, что это была крепость, до сих пор можно почувствовать, — поясняет Радиф Кашапов. — Почему современная архитектура? Когда туристы приезжают, они идут фотографироваться не только к Кремлю, башне Сююмбике, дому Кекина, но и, например, к «Пирамиде». Многие удивляются, что можно рассказать о современной казанской архитектуре, если она такая ужасная. Но тут дело отношения.

Современные архитектурные здания появились в Казани в последние 15 лет. В 90-е годы в городе почти ничего не строилось в силу экономических причин. И только к концу прошлого века Казань начала архитектурно оживать и превращаться в то, чем она является сейчас, — мощный экономический регион. По мнению Радифа Кашапова, главная проблема современной казанской архитектуры состоит в том, что она неиронична. Сами по себе памятники уже мало кому интересны, нужны культурные центры. Выхлопы от памятников минимальны, убежден собеседник, — подойти на несколько минут и сфотографироваться, а пространств для молодежи, где можно было бы проводить мероприятия, в городе не хватает, считает он. Одну из надежд Всемирный форум татарской молодежи связывает с проектом реновации Ново-Татарской слободы. Малайзийская компания APUDG намерена превратить территорию в финансовый центр.

Читайте подробнее: В Казани намерены обновить Ново-Татарскую слободу за 20 млрд рублей

Организаторы проекта надеются разместить там арт-кластер, проводить лектории, школу архитектора и «захватить» водонапорную башню.

Идея «Пирамиды» возникла из шоколадной фигурки?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Все экскурсанты встречаются у культурно-развлекательного комплекса «Пирамида» — это первая точка на маршруте экскурсии. По словам гида, здание является классическим примером современной казанской архитектуры.

Наши соседи по экскурсии — мама с 7-летним сыном из Краснодарского края. Они приехали в Казань на вокальный конкурс и решили побывать на необычной экскурсии из-за увлечения архитектурой. Семья путешествует по всему миру и Казань на общем фоне, по словам женщины, производит хорошее впечатление. Единственное — остались вопросы к властям по качеству реставрации старых зданий, которая ведется будто не на века. Удивительно, но ни один таксист не смог подсказать иногородним туристам, где можно пообедать национальными блюдами после экскурсии.

«Пирамида» — семиуровневое здание, построенное в стиле хай-тек, то есть сама его конструкция является архитектурной фишкой, рассказывает гид. Авторы проекта — Виктор и Гульсинэ Токаревы. Сейчас они являются одними из тех, кто формирует нынешнее лицо города. «Пирамиду» начали строить в 1997 году, а торжественно открыли спустя пять лет. Идея построить в Казани развлекательный комплекс, будто накрыв его пирамидой, принадлежит младшему сыну первого президента Татарстана Минтимера ШаймиеваРадику. По словам Кашапова, другие экскурсоводы рассказывали ему, что Радик летел в самолете (видимо, из Египта), и в руках у него была шоколадная пирамидка. Тогда у него и родилась идея построить сооружение такой формы в Казани.

— В этом случае пирамида — не гробница, а саркофаг мудрости. Была поставлена задача сделать «Пирамиду» символом обновленной Казани, а рядом находится Кремль, являющийся символом старой Казани, — говорит Кашапов.

Почему центральный ЗАГС называют «пловницей»?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Следующий пункт экскурсии — «Чаша», или Центр семьи «Казан», он же Центральный ЗАГС. Необычное здание со смотровой площадкой, без которого сейчас уже сложно представить столицу Татарстана, было построено к Универсиаде 2013 года.

Радиф Кашапов даже затрудняется обозначить архитектурный стиль «Казана», говоря, что это скорее гигантская скульптура в виде казана, переросшая в здание. Здесь видны элементы готической архитектуры, булгарской культуры. Известный бурятский скульптор Даши Намдаков в свое время предложил идею создания этого уникального по своей концепции комплекса, который представляет собой гигантскую чашу и напоминает о богатых исторических традициях и национальном своеобразии региона. В этом случае «Чаша» символизирует плавильный котел культур, сам «Казан» перекликается с названием города. Половина же жителей за глаза называет «Чашу» «пловницей», продолжает он.

— Ментальность бурят и татар в чем-то схожа. И неудивительно, что идеи Намдакова находят отзыв в душе у наших руководителей, — рассказывает Кашапов. — По одной из легенд, «Чаша» стоит именно здесь потому, что ее очень хорошо видно из Кремля. Я в это не верю, но легенда красивая.

А в прошлом году у «Чаши» прописался «зверинец» Намдакова — гигантские скульптуры крылатых барсов и зилантов, призванные «защищать семейные союзы от невзгод». Кашапов интересуется у экскурсантов, нравятся ли им скульптуры. Большинство ставят им «лайк».

На какой цветок похожа «Казань Арена»?

FNR_5828

45-тысячный футбольный стадион был открыт в июне 2013 года и стоит в устье Куйбышевского водохранилища, то есть на достаточно шатком фундаменте. Общая высота стадиона — 49 метров. Крыша опирается на восемь железобетонных пилонов. Основная проблема «Казань Арены» — месторасположение, продолжает Кашапов. Стадион находится не в центре города, вдали от станций метро и не в непосредственной близости от остановок общественного транспорта, зато вид хороший.

Сейчас «Казань Арена» готовится принимать матчи Кубка конфедераций, а в следующем году – Чемпионата мира по футболу. Архитектурная концепция стадиона принадлежит британской компании Populous, известной проектами лондонских стадионов «Эмирейтс» и «Уэмбли». Деймон Лавелль, главный архитектор архитектурного бюро, рассказывал Радифу Кашапову, что они сели на лодочку и поплыли по Казанке от Зилантова монастыря в поисках вдохновения. По дороге им встретилось много лилий, и тогда архитекторы решили, что сверху вид стадиона плавными очертаниями должен напоминать водяную лилию.

Дворец земледельцев и «Кристалл»

У Дворца земледельцев, штаб-квартиры минсельхоза Татарстана, экскурсия, пожалуй, задерживается дольше всего. Здание 2010 года постройки сооружено на месте снесенной ветхой застройки начала Федосеевской улицы. Проект дворца был выполнен всего за 12 дней компанией «Антика-плюс», его автор — Леонид Горник. После завершения строительства Дворца земледельцев многие высказывались против такого соседства с охранной зоной объекта всемирного наследия — Казанского кремля. Якобы минсельзох перекидывает на себя внимание с главной архитектурной жемчужины города. Некоторые неоднозначно оценивают это здание, называя его ужасным, пафосным и претенциозным. Радифу Кашапову как человеку это здание не нравится, но с точки зрения архитектуры — вполне: «Где еще вы такое увидите? Если только куда-то ехать».

Дворец земледельцев — символ пышности, уверенности, открыточного вида. Одна проблема — дворец закрывает вид на собор Казанской иконы Божией матери.

FNR_0721

Архитектуру здания можно отнести к стилю барокко с декоративной пышностью — здесь действительно много всего. Изначально у проектантов и стояла цель построить красивое здание. Похожие дворцы есть в Вене, Риме, а Пти-Пале в Париже является чуть ли не братом-близнецом, разве что без дерева. Центральный элемент Дворца земледельцев — дерево 20-метровой высоты — выполнен из бронзы.

— В свое время Альфрид Шаймарданов, известный казанский наивист, говорил, что все воспринимает через символы, и спрашивал, почему тогда дерево сухое, без единого листочка, — говорит Кашапов. — С другой стороны, когда вечером включается подсветка, дерево становится зеленым — возможно, ответ в этом.

Элитный жилой комплекс «Кристалл» на Гоголя поражает перепадами высотности — от 5 до 16 этажей. Говорят, что архитекторы вдохновлялись Кремлем. Здание выглядит импозантно — при его строительстве учитывались интересы будущих VIP-жильцов из ТАИФа, продолжаем мы необычную экскурсию. Отвергнув 15 вариантов проекта «Кристалла», руководство холдинга в 2009 году пригласило известных московских архитекторов Дмитрия Величкина и Николая Голованова.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— Они приехали в Казань, была зима, температура минус 30 градусов. А расположено будущее место строительства на холме, дул сильный ветер. Они подумали, что нужно построить такой дом, как будто его выстроил ветер. Мы даже придумали такой хештег — #ветромнадуло, — рассказывает Кашапов. — Сами архитекторы признавались, что вдохновлялись архитектурой Кремля — его стены тоже меняют высотность. Было важно, чтобы «Кристалл» перекликался с главной архитектурной доминантой города.

Почему «Кристалл»? Архитекторы стремились угодить каждому жильцу, поэтому предусмотрены инсталляции, чтобы солнце попадало всем максимально. Поэтому и возникла идея кристаллов-эркеров (выступающая за плоскость фасада часть помещения. — Прим. ред.), которых ветер будто раскидал по зданию, благодаря чему каждому жителю попадает хотя бы немного солнца.

Сосредоточие казанского китча

Суконную слободу Радиф Кашапов называет главным сосредоточием современной архитектуры Казани, казанского китча, гордостью и болью.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— В этой слободе снесли целый квартал, вся деревянная постройка ушла, а с ней ушла и жизнь. Здесь хотели построить «Квартал Б», но денег не нашлось. В итоге получился такой потемкинский городочек с «Экиятом» и Туган Авылымом, офисными зданиями, но жизни сюда не вдохнули, — с грустью говорит он.

Расположенный здесь же жилищный комплекс «Барселона» считают осколком мечты. Изначально проект известного испанского архитектора Хосе Асебильо задумывался как «Квартал Б» — деловой квартал, новые ворота в Казань, но финансирование удалось найти только на «Барселону». А в театре кукол «Экият» 2012 года постройки, который Кашапов считает стеклянной коробкой, он видит цитирования из домов Кекина и Шамиля. Круглые же окна — цитата из Дома печати. Безусловно, это китч, говорит он.

Не могли составители экскурсии обойти своим вниманием и треугольный дом Clover House. Радиф Кашапов рассказал, что в угловых квартирах дома-призмы стены не скошены — углы преимущественно отданы под балконы. Среди неудобств для жильцов — холод и ветер на верхних этажах и подсветка здания, бьющая в глаза.

— К таким изменениям в архитектуре Казани с гибельно точечной застройкой можно по-разному относиться. Но Казань развивается именно в таком виде. Прошлой Казани уже не будет никогда. Главное — мы начинаем осознавать, что мы теряем, как хотим это сохранить и потому возникло желание возрождать, — завершает экскурсию наш гид.

Фото, видео: Василий Иванов

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *