Татарстанские наблюдатели за ЕГЭ пожаловались на угрозы со стороны родителей и учителей

Интересные подробности всплыли во время субботнего визита в Казань главы Рособрнадзора Сергея Кравцова. В казанском Энергоуниверситете он провел встречу с общественными наблюдателями из числа студентов — своеобразными ревизорами за сдающими ЕГЭ (после 11-го класса) и ОГЭ (после 9-го класса)
Интересные подробности всплыли во время субботнего визита в Казань главы
Рособрнадзора Сергея Кравцова. В казанском Энергоуниверситете он провел встречу
с общественными наблюдателями из числа студентов — своеобразными ревизорами за
сдающими ЕГЭ (после 11-го класса) и ОГЭ (после 9-го класса)

Интересные подробности всплыли во время субботнего визита в Казань главы Рособрнадзора Сергея Кравцова. В казанском Энергоуниверситете он провел встречу с общественными наблюдателями из числа студентов — своеобразными ревизорами за сдающими ЕГЭ (после 11-го класса) и ОГЭ (после 9-го класса).


Кристина Иванова — Казань

На встречу с татарстанскими студентами-наблюдателями в преддверии итоговой аттестации помимо Сергея Кравцова пришли глава Российского союза молодежи Павел Красноруцкий и вице-премьер РТ — глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов.

Идея общественного наблюдения появилась в 2014 году по инициативе Российского союза молодежи.

— Как вы помните, в 2013 году были утечки контрольно-измерительных материалов, в интернете можно было купить задания ЕГЭ, подсказки, на Северном Кавказе творилось непонятно что. Кто-то учился честно и объективно сдавал экзамен, веря, что благодаря своим знаниям можно поступить в вуз, а кто-то с мобильным телефоном, шпаргалкой, покупая ответы, получал высокие баллы и фактически занимал место того, кто должен был бы обучаться на бюджетном месте, — сетует Сергей Кравцов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

По словам главы Рособрнадзора, сейчас ситуацию удалось переломить кардинальным образом, во многом — при помощи общественных наблюдателей. Раньше многие думали, зачем хорошо учиться, если все можно купить и необъективно сдать. Когда экзамен стал проводиться объективно, все больше школьников стали тянуться к знаниям, показывать, что они сами могут достойно сдать ЕГЭ.

— Этой цели мы достигаем во многом и благодаря вам. 90% выявляемых нарушений в ходе ЕГЭ — дело рук региональных общественных наблюдателей, — говорит он.

Раньше контроль был довольно формальным. А с участием общественных наблюдателей государственная процедура приобрела объективный характер. Эта работа помогает школьникам учиться и поверить, что можно, основываясь на своих знаниях, сдать ЕГЭ и поступить в вуз или ссуз.

Как уточнила в беседе с KazanFirst замминистра образования и науки РТ — руководитель Департамента надзора и контроля в сфере образования Гульнара Габдрахманова, в этом году штат общественных наблюдателей значительно расширится. После внутривузовского отбора и обучения к наблюдению привлекут около 430 студентов пяти татарстанских вузов — КГЭУ, КФУ, КИУ (ИЭУП), ТИСБИ и челнинского Педуниверситета, которые будут фиксировать нарушения на сдаче ЕГЭ. Еще порядка 450 учащихся шести учреждений среднего профобразования РТ будут наблюдать за ходом проведения ОГЭ. Расширение корпуса наблюдателей необходимо для сменяемости студентов. Гульнара Габдрахманова говорит, что наблюдение за ходом ЕГЭ накладывает большую психологическую нагрузку на наблюдающих. Поэтому в этом году решено, что они будут работать не все время сдачи ЕГЭ в течение месяца, а через неделю.

По словам собеседницы, не все студенты могут стать общественными наблюдателями — лишь те, у кого нет никаких долгов по учебе, а также имеющие хорошую характеристику. Общественным наблюдателям позволяют сдавать сессию досрочно. Как правило, привлекаются студенты педагогических и юридических направлений, которым участие в наблюдении за ЕГЭ засчитывается как практика. Их работа не оплачивается. Отобранные в этом году студенты пройдут обучение в дистанционном режиме, затем учебу и тестирование проведет Минобрнауки Татарстана совместно с Институтом развития образования республики.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Координатор общественных наблюдателей Татарстана студент 3-го курса КГЭУ Александр Увакин рассказывает, что в 2014 году татарстанцы выезжали на работу в Чувашию, в 2015 году — еще и в Марий Эл, в прошлом году — в Мордовию (21 общественный наблюдатель) и Башкортостан (88 человек).

Глава Рособрнадзора говорит о новом тренде — создавать устойчивую систему контроля, институт общественного наблюдения на местах. Это ранее никто не хотел ехать на Северный Кавказ для наблюдения за ходом ЕГЭ, а сейчас стоит очередь. Конечно, выезд в другие регионы — возможность для студентов расширить кругозор, но в стране нет столько денег, чтобы оплачивать дальние перемещения. Сергей Кравцов интересуется у Павла Красноруцкого, сколько за это время было свадеб. Глава Российского союза молодежи со смехом насчитывает десяток.

От шуток перешли к жалобам. Татарстанские ревизоры, выезжавшие в прошлом году в Башкортостан для контроля честности проведения Единого госэкзамена, сетовали на неподобающие условия размещения и даже угрозы, поступавшие от родителей и учителей выпускников. Так, студентка 3-го курса КФУ Анастасия рассказала, что в Уфе их встречали как врагов.

— Были поверхностные угрозы со стороны учителей, которые переживают за своих учащихся. Нас спрашивали, кто мы такие и зачем сюда приехали, — вспоминает девушка. — Неоднократно многим нашим наблюдателям поступали различные угрозы в Уфе. Я бы второй раз не хотела ехать туда, чтобы меня нашли и мало ли что сделали.

Студентка подняла и проблему коррупции. Она задалась вопросом, можно ли формировать корпус общественных наблюдателей на местах в нашей коррумпированной стране, ведь у всех есть знакомые, братья, сестры и т.д.

Гульнара Габдрахманова признает, что в адрес татарстанских наблюдателей во время поездки в Уфу действительно звучали угрозы. Они поступали в устной форме по телефону.

— В других регионах, исходя из того, что рассказывают дети, такие проблемы есть. В Татарстане нет. На эти вещи мы реагируем. Угрозы в адрес наших наблюдателей звучали в следующей форме: вы не должны говорить о том, что ребенок списал или воспользовался телефоном, а если об этом скажете, то с вами потом что-то случится. Поступали телефонные оскорбления от учителей и родителей выпускников, — говорит замминистра Минобрнауки РТ.

Другой студент вспомнил, что во время выезда в Башкортостан им предоставили неподобающие условия для проживания.

— У нас в общежитии были мыши, тараканы. Потом, конечно, нас переселили к девчонкам, — говорит он под хохот зала.

А еще наблюдатели пожаловались на неудобное время выезда из Уфы — их увозили поздно вечером, приходилось ехать всю ночь, поэтому до начала работы они просто не успевали отдохнуть или поспать.

— Точечно мы пытаемся решать эти вопросы, спасибо за сигнал, — отреагировал глава Рособрнадзора.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Впрочем, Александр Увакин странным образом отрицает звучавшие в адрес татарстанских наблюдателей угрозы в Башкирии.

— Мы не сталкивались с угрозами, ребята имеют в виду общий характер. Такие моменты в отдельных субъектах были, но не можем сказать, в каком конкретно. Просто у той студентки, которая указывала на такие факты, видимо, есть личные вопросы по поводу Башкирии, — считает он. — Когда приезжает независимая оценка из другого субъекта, принимающая сторона испытывает дискомфорт, потому что мы как ревизоры. К общественным наблюдателям из Татарстана всегда хорошо относились, угроз в наш адрес не поступало.

Другая проблема — принудиловка, когда студентов заставляют становиться наблюдателями не на добровольной основе.

— Формализм не решает задачи, которую надо решать. Иногда я приезжаю на ППЭ, мне показывают наблюдателя, а через полчаса его нет, зачем эту нужно? — задается вопросом глава Рособрнадзора. — Они должны работать объективно, не формально.

Одна из целей визита главы Рособрнадзора — как раз договориться не посылать татарстанских наблюдателей в другие регионы страны в этом году.

— Лучше сделать местный корпус общественных наблюдателей, который будет работать у нас в Татарстане. Сейчас мы договариваемся никуда не отправлять наших студентов, чтобы они могли работать только в республике, — подчеркивает Гульнара Габдрахманова.

Среди выгод общественного наблюдения для студентов — возможность досрочной сдачи сессии, получение опыта и благодарственных писем от первых лиц Министерства образования.

Фото: Василий Иванов

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *