В Казани прочитали письма с фронта

Маленькие пожелтевшие треугольники
Маленькие пожелтевшие треугольники, пропахшие порохом, ветхие страницы с
выцветшими чернилами и кляксами. Фронтовые письма до сих пор во многих семьях
бережно хранятся и передаются как реликвия будущим поколениям, чтобы мы никогда
не забывали победителей Великой Отечественной войны

Маленькие пожелтевшие треугольники, пропахшие порохом, ветхие страницы с выцветшими чернилами и кляксами. Фронтовые письма до сих пор во многих семьях бережно хранятся и передаются как реликвия будущим поколениям, чтобы мы никогда не забывали победителей Великой Отечественной войны.


Мария Рудакова — Казань

Каждое письмо пропитано тоской и любовью, надеждой на будущее, рассказами о жизни в тылу и на передовой. У каждого — своя история, отражающая, как зеркало, судьбу семей, которых коснулась страшная и неотвратимая война. Письма, от которых мурашки по коже, ком в горле и слезы на глазах.

«Здравствуй, дорогая мама. Я здоров, настроение бодрое. Живу пока в Ектериновке, наверное, Первомай будем праздновать здесь. Сегодня получил письмо от папы. Он пишет, что с первым пароходом собирается ехать в Казань. Очень хотелось бы посмотреть, что там делается сейчас. Тебе, мама, наверное, жить трудно, особенно с питанием. Когда я был последний раз в Саратове, я струдом достал котелок кислого молока за 60 рублей, об остальном и говорить нечего. Ничего, мама, когда-нибудь мы соберемся опять все и будем праздновать Первое мая, как прежде… А сейчас я жду не дождусь, когда мы погрузимся в вагон и поедем на фронт. Жизнь я, конечно, на фронте даром не отдам, помни об этом. Пока у меня все, с горячим приветом всем родным и знакомым, особенно одноклассницам, не пишу одноклассникам, потому что в Казани их уже нет. Твой Рустем». Письмо от 23 апреля 1942 года прочитал Анучин Андрей, ведущий радио «Миллениум».

Сегодня впервые известные люди Казани, среди которых бизнесмены, чиновники, музыканты, актеры театров, звезды эстрады, журналисты и просто жители нашего города, читали письма военных лет.  Маленькие рассказы о большом и тяжелом времени, страницы частной жизни, национальное достояние. Эти письма как живые строки войны обладают огромной силой, пожелтевшие с годами, но такие живые и настоящие. Историки до сих пор не могут посчитать, сколько всего человек не вернулись с войны. Татарстан потерял около 350 тысяч сынов и дочерей, матерей и отцов. Погиб почти каждый второй ушедший на фронт.

Oata6rEPLic

«Привет, жена. Здравствуйте, папа и мама. Большой привет вам от сына, служащего в рядах Красной Армии. Я пока воюю в добром здравии, будучи сам здоров, и вам желаю здоровья. Мама, дорогая, сейчас мы ждем наступления. Если я останусь жив, то напишу вам письмо, если нет — письма не ждите. Но я чувствую — мне конец. Мама, дорогая, простимся, не плачь обо мне, не терзай себя, и без меня жизнь будет хорошей. От меня вам никакой помощи не было. Простите меня. Ваш сын Мухамат. Прощайте. Не горюйте обо мне». Это письмо было написано 1 февраля, а 3-го Мухамат погиб. Даже через столько лет, читая его, на глаза наворачиваются слезы и невозможно представить, что чувствует человек, который пишет прощальное письмо своей семье.

В чтении писем в Детском городе «КидСпейс» приняли участие родители с детьми, бабушки и дедушки с внуками. Вместе они озвучивали отрывки записей из дневников блокадного Ленинграда и письма наших земляков, которые скучали по матери на фронте или писали солдату из тыла.

Отрывок из дневника Тамары Тетериной прочитала солистка группы «Мураками» Диляра Вагапова.

«Оглядываясь назад, вспоминаю, что самым страшным для нас был 1943 год, когда местные власти перестали отоваривать хлебные карточки для нас, иждивенцев. По 600 граммов хлеба давали только работающим на заводе. По спискам. Как и чем мы жили — один Бог знает. Самый младший — Боря, ему было только два годика и он почему-то хлеб называл «выги», помню, худой, маленький просит у меня хлеба, а я ему говорю: «Нет у меня выги», он не плакал и не просил больше — все понимал. Как же он малыш терпел, сердце сжималось, глядя на него…».

jCH9P8hs2-4

— Когда мне было лет 14, я прочитала рассказ о пожилом человеке, перед которым открывались все двери, которого знают все главы государств. Для него не существовало вопросов, которые он не мог решить. Но он испытывал бесконечную тоску по тем людям, которые долгое время шли с ним бок о бок. Это рассказ о последнем участнике Второй мировой войны. И когда-то этот рассказ был фантастическим. К сожалению, сегодня мы неумолимо приближаемся к тому празднованию Дня Великой Победы, когда весь парад будет состоять из Бессмертного полка, когда люди понесут те страницы семейных архивов, те изображения близких людей, которые подарили им жизнь и мирное небо над головой. И сегодня мне бы очень хотелось, чтобы детей здесь было больше, потому что письма — это голоса тех людей, которые 72 года назад воевали на фронтах. Это те мысли, те эмоции, которыми они жили, те слова, которые они оставили своим наследникам, — говорит Ирада Аюпова, председатель государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу.

Письма писали на смертном рубеже, под скрежет танков, оружейный рев. Бойцы писали их в окопах, блиндажах, на улицах сожженных городов и деревень. Но в них нет жалобы на свою судьбу, в них только понимание происходящего и желание скорее дождаться победы и увидеть свою семью.

— Я очень благодарна тем, кто пришел и согласился почитать. Это очень сложно. Это действительно такая работа сердцем. Я бы, наверное, не справилась. Сидела и боролась с чувством, потому что здесь были и те люди, которые просто пришли повеселиться, и те, кто специально пришел послушать эти письма. С одной стороны, очень хорошо, что наши дети не знают войны, а с другой стороны, я хочу, чтобы они тоже плакали, когда слышат эти строки. Мы все такие разные — спортсмены, певцы, историки, ведущие, но мы все объединены этой памятью, —  говорит Елена Тихонова, директор «КидСпейс».

Ypx-BKnp21A

«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек… Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв… василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми оккупированных населенных пунктов, где они убивают и топчут ребят… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе непонятно, мама объяснит». Д. А. Петраков. Письмо дочери. 18 сентября 1942 г.

А вечером в галерее современного искусства «ОКНО» Казанской Ратуши уже прозвучали письма о любви. Ведь именно любовь давала силы для победы нашим солдатам. Именно она спасала от отчаяния тех, кто ждал, верил и надеялся на встречу в тылу.


Читайте также: Татарстан готовится встретить День Победы


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *