Казанская епархия надеется полностью вернуть ансамбль зданий Новоиерусалимского монастыря

Воскресенский мужской монастырь Новый Иерусалим был основан в XVII веке
Воскресенский мужской монастырь Новый Иерусалим был основан в XVII веке, а
закрыт сразу после. В советские годы все его строения, а также парк, тогда были
переданы сельскохозяйственной опытной станции. Лишь в 2012 году четыре здания
ансамбля были возвращены Богородицкому мужскому монастырю, а храм Тихона
Амафунтского заново освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы Иверская. Но
прежние соседи съехали не полностью, оставив на территории комплекса несколько
своих филиалов

Воскресенский мужской монастырь Новый Иерусалим был основан в XVII веке, а закрыт сразу после. В советские годы все его строения, а также парк, тогда были переданы сельскохозяйственной опытной станции. Лишь в 2012 году четыре здания ансамбля были возвращены Богородицкому мужскому монастырю, а храм Тихона Амафунтского заново освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы Иверская. Но прежние соседи съехали не полностью, оставив на территории комплекса несколько своих филиалов.


Юлия Яковлева — Казань

Казанский Новый Иерусалим возвышается на горе над озером средний Кабан в семи километрах от центра города. Древний церковный ансамбль скрывается за густыми ветвями вековых деревьев. Это место в какой-то мере мифическое, почти незаметное, обладающее своим неповторимым колоритом. Тихий оазис в большом и шумном мегаполисе.

Воскресенское Новоиерусалимское Архиерейское подворье поражает своей архитектурой, особая его гордость — это древний парк, где растет самая старая в Казани веймутова сосна в три обхвата, посаженная в 1767 году. Известно, что в монастырском парке гуляли святой праведный Иоанн Кронштадтский, царица Екатерина Вторая, Лев Толстой и другие великие персонажи российской истории. Ее высота достигает почти 30 метров. Сад с аллеями лип, лиственниц и голубых елей, в стиле екатерининской эпохи, придавшему монастырю сходство с дворцовыми комплексами под Петербургом. Аллеи лип, смешанных с кленом, заложили таким образом, чтобы рядами деревьев складывались инициалы Спасителя — ИХ (Иисус Христос), постепенно сливаясь с расположенной за парком рощей.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На этой территории были найдены две надгробные плиты булгарского периода — первая, женщины по имени Алтын Бертек (относится к XIII веку). Вторая принадлежит хану Хасан беку Мир-Махмуду. В настоящее время дворцовый ансамбль Архиерейского загородного дома является памятником ландшафтной архитектуры XVII века.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1665 году в Казани митрополитом Лаврентием по подобию Новоиерусалимского монастыря в Подмосковье на р. Истра, который построили по благословению Патриарха Никона. Но основное строительство в Казани было начато по приказу Екатерины II в 1781 году. Монастырь предназначался ею в подарок опальному митрополиту Вениамину, обвиненному в связи с Пугачевским движением. Автором проекта, предположительно, является В.Кафтырев, который использовал в своей работе рисунки и чертежи Варфоломея Растрелли (1700–1771).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ровно сто лет назад, когда разразилась революция 1917 года и церковные строения отбирались в руки государства, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был разграблен и закрыт. В 1920 годы все здания и территория монастыря были переданы Казанской опытной сельскохозяйственной станции и до сих пор находятся в собственности НИИ «Нива». В 1949 году Воскресенский собор был переделан под жилье работников станции. Такая же судьба постигла и Введенский храм казанского Иоанно-Предтеченского монастыря, однако декор церкви не пострадал.

В Воскресенском же монастыре, помимо перепланировки и надстройки, было сбито все каменное узорочье храма, наличники, полуколонны и теперь собор снаружи ничем не отличается от обычного жилого дома. Сохранились только алтарные апсиды и возможно сводчатые потолки внутри храма. Рядом с собором издревле хоронили известных горожан и духовных лиц, и до недавнего времени сохранялась деревянная кладбищенская часовня середины XIX века. В 2009 году эта часовня сгорела, несмотря на то, что памятник находился на охраняемой территории аграриев. За несколько лет до этого в НИИ горело здание Воскресенского собора. Братский корпус XVII века без кровли постепенно превращается в руины.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Весной 2012 года три здания Нового Иерусалима были переданы Богородицкому мужскому монастырю. После возрождения храм Тихона Амафунтского был заново освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы Иверская. Это самое старое здание на территории монастыря. Еще через год здесь начались ремонтные работы по восстановлению собора Воскресения Христова. Здесь возобновлена богослужебная жизнь и началось формирование приходской общины.

Уже сейчас небольшая церковь не может вместить всех желающих. При этом весь монастырский комплекс пока не имеет статуса монастыря, а только Архиерейского подворья.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— Четыре строения были полностью переданы в собственность Церкви, — рассказывает наместник подворья иеромонах Роман (Модин). — Сейчас идут юридические работы по возвращению всего комплекса, а также монастырского парка. На территории находятся два новых здания, они стоят на старых фундаментах — это ТатНИИсельхоз и республиканская агролаборатория. Ведется вопрос об их возвращении в собственность Казанской епархии, единственному исторически законному владельцу исторического ансамбля Новоиерусалимского подворья.

Многие здания комплекса были построены еще во второй половине XVII века, и являются историческими и архитектурными памятниками федерального значения. Сейчас в серьезных восстановительных работах нуждаются уникальные объекты подворья, которые полностью переданы Казанской митрополии – это храм Вознесения Господня в здании Архиерейского дома, а также Воскресенский собор. Прошлой зимой сюда был проведен газопровод, который после подключения в этом году позволит отказаться от дорогостоящего обогрева храма электричеством и сэкономить на текущих коммунальных платежах. Без этого не сможет начаться роспись стен собора.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Предстоит сделать еще очень много, чтобы здесь началась вторая жизнь: провести к зданиям все необходимые коммуникации. И каждая статья расходов требует больших средств, — говорит отец Роман. Пока элементарные блага цивилизации — система водоснабжения, канализация и вентиляция остаются в планах. Кроме этого, предстоит дождаться, когда высохнут отсыревшие стены в Архиерейском доме, и удалить там плесень химическими реагентами. Кроме того, прежде чем начать работы, необходимо выполнить ответственные инженерные изыскания: подготовить проект восстановления, изучить степень износа древних построек и восстановить весь исторический ландшафт подворья с учетом современных задач

— Те здания, которые были построены в советское время на древнем фундаменте, никак не совместимы с той культурой, атмосферой и аскетической жизнью, которая должна здесь начаться, — рассказывает священнослужитель. — Верующие люди надеются, что опыт позитивного сотрудничества Казанской епархии и государственных органов, который в последние годы сложился на Казанской земле, вернут этому святому месту его значение и исторический облик. И, конечно, мы надеемся, что с благословения митрополита Феофана в его Архиерейском подворье вновь начнет процветать монашеская жизнь, которой все здесь способствует — и некоторая отдаленность от городского шума, и ощущение глубокого духовного опыта многих подвижников веры и даже святых, связанных с Новоиерусалимским монастырем. Таких, как преподобный Гавриил Седмиезерный, который был здесь эконом в течение года по переселения в Седмиезерную обитель, и святитель Филарет (Амфитеатров), будущий митрополит Киевский, который прожил здесь целых 9 лет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Конечно, сегодня у некоторых людей есть интересы, не совпадающие со взглядами Церкви на судьбу этого исторического духовного центра. Но мы верим, что попечением Божиим и заботой нашего митрополита Феофана историческая справедливость будет восстановлена, и тогда это святое место обретет свой колорит и первозданную красоту. После реставрации ансамбль зданий Воскресенского Новоиерусалимского монастыря может стать духовной и культурологической жемчужиной Казани.


Читайте также: Перезахоронение казанских ханов: обретение духовности, вертикаль власти и 100 тысяч евро на анализ ДНК


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *