Полгода с начала банковского кризиса: как Татарстан помогает клиентам ТФБ

Перед республикой сегодня стоит большая задача — разгрести завалы
Перед республикой сегодня стоит большая задача — разгрести завалы, оставленные
недавним банковским кризисом. В очереди на помощь стоят десятки тысяч местных
компаний и юрлиц, потерявших деньги. Власти им как могут помогают. Но работу
осложняет тот факт, что способов и процедур такой помощи в стране пока нет

Перед республикой сегодня стоит большая задача — разгрести завалы, оставленные недавним банковским кризисом. В очереди на помощь стоят десятки тысяч местных компаний и юрлиц, потерявших деньги. Власти им как могут помогают. Но работу осложняет тот факт, что способов и процедур такой помощи в стране пока нет.


Александр Воронин – Казань

Вот уже полгода Татарстан пытается составить собственные схемы помощи пострадавшим и применить их на практике. Потому что в реальности банковское страхование распространяется только на миноритарных вкладчиков. Юридические лица в их число не входят и составляют не первый круг кредиторов.

Как помогают?

На этой неделе исполнилось ровно полгода, как Татфондбанк фактически остановил работу и прекратил производить выплаты, что спровоцировало самый масштабный банковский кризис в регионе и, пожалуй, во всей стране. Второй по величине банк республики, а следом за ним несколько других связанных с ним кредитных организаций (Интехбанк, Агропромбанк и другие) обанкротились, оставив после себя тысячи пострадавших. В начале мая Татфондбанк официально прекратил работу, но на устранение последствий кризиса, очевидно, уйдет не один год.

Если вопрос с простыми вкладчиками ТФБ, чьи деньги зависли на счетах, большей частью решился быстро — те, у кого вклады были до 1,4 млн рублей, получили страховое возмещение еще в декабре-январе. То десятки тысяч компаний и юридических лиц  — тех, кто не защищены законом о банковском страховании, свои деньги фактически потеряли. В Татфондбанке было открыто около 30 000 счетов юрлиц, в их числе крупнейшие предприятия. Конечно, не через все счета проходили платежи, но совокупно компании потеряли в банке около 40 млрд рублей.

Вернуть эти деньги через установленные процедуры банкротства практически невозможно. Активов, которые будут реализованы в интересах пострадавших, не хватит. Никаких других процедур помощи в стране попросту нет. Перед Татарстаном стоит задача — помочь вкладчикам, которые не защищены страхованием, и республика эту задачу вот уже шесть месяцев решает как может.

Татфондбанк был компанией с государственным участием. Татарстан напрямую и через связанные с государством организации имел контрольный пакет финансового учреждения. Хоть контроль над ТФБ государство взяло в дни, когда банк летел в пропасть, тем не менее руководство региона чувствует ответственность за тех, кто пострадал, о чем открыто заявлял не раз президент Татарстана Рустам Минниханов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

За последние полгода предпринят ряд интересных мер, которые непременно будут изучаться как опыт. Потому что масштаб проблемы беспрецедентен и знанием решать подобные проблемы на практике обладают очень немногие. Рассмотрим все по порядку.

Миллиард рублей

За полгода с начала банковского кризиса Татарстан потратил на поддержку пострадавших предпринимателей 1 млрд рублей. Конечно, цифра не покрывает то, что потеряно, но она позволила остаться на плаву тысячам компаний.

Большая часть этих денег ушла на микрозаймы — это около 600 млн рублей. Компании, лишившиеся оборотных средств, сумели получить деньги и продолжить работу. Деньги выдавали по заявкам на срок до трех лет с отсрочкой платежа на один год. Ставка — 5% годовых. При этом бюрократические процедуры, как обещали власти, сведены к минимуму. По микрозайму бывший клиент разорившегося банка может получить до 300 000 рублей без обеспечительного залога (под поручительство владельцев бизнеса).

Еще 250-160 млн рублей ушли на льготный лизинг. Программа предусматривает финансовую аренду на любые виды имущества на срок до пяти лет под 8% годовых. При этом для снижения нагрузки отменяется первоначальный взнос и предоставляется отсрочка платежей на несколько месяцев или же на срок поставки имущества. Еще около 200 миллионов рублей выделили пострадавшим партнерские банки.

Фонд помощи и земельные участки

В апреле лидер республики Рустам Минниханов на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил, что Татарстан планирует создать специальный Фонд, чтобы той категории вкладчиков, которые не смогут получить деньги за счет распродажи активов обанкротившихся банков, оказать поддержку. Спустя несколько недель Госсовет Татарстана принял изменения в Земельный кодекс республики о передаче земельных участков в интересах вкладчиков.

g29jAQqbzxeARk9MCaC9puWsx7aoqd2D


Читайте также: Пострадавшие клиенты Татфондбанка обретут землю под ногами


Поправки предусматривают «поддержку пострадавших от деятельности кредитных или иных финансовых организаций, зарегистрированных на территории Татарстана». Иными словами, эта мера не касается только вкладчиков ТФБ и Интехбанка, а направлена на защиту всех, кто хранил деньги на счетах татарстанских банков.

Схема выглядит так: некая инвестиционная компания может получить земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без торгов под проекты. Часть средств от реализации этих проектов будет уходить на удовлетворение требований пострадавших.

В Татарстане такую схему используют уже не первый раз. Таким же образом помогали, например, обманутым дольщикам, вложившим деньги в строительство жилья. По ней строительной компании передавали незавершенный дом, она его заканчивала, в обмен получая льготные земельные участки под дальнейшее строительство.

В случае с Татфондбанком речь идет о 7 000 гектар под Казанью, которые власти хотели передать кредитной организации в качестве поддержки еще до отзыва лицензии. Эта земля может быть выкуплена строительными компаниями, а часть денег уйдет вкладчикам.

Факторинг

На прошлой неделе Министерство экономики Татарстана объявило, что запускает услуги факторинга для компаний, чьи счета оказались заблокированными в Татфондбанке и Интехбанке. Эта процедура нужна прежде всего тем, кто работает с торговыми сетями. В республике это в основном фермеры и производители продуктов питания.

Факторинг должен помочь покрыть кассовый разрыв, возникший у татарстанских товаропроизводителей при работе с торговыми сетями, заявил на прошлой неделе первый заместитель министра экономики РТ Рустем Сибгатуллин.

Услуга позволит предпринимателям, планирующим или уже поставляющим собственный товар в торговые сети, на регулярной основе получать поддержку, не привлекая кредит. То есть деньги можно взять на поддержание работы и на поставки, а от торговых сетей получить оплату позднее. Лимит на одного поставщика — не более 20 млн рублей. Максимальный срок отсрочки платежа составит до 180 дней.

Схемы помощи пострадавшим по-прежнему включают в себя юридические процедуры. Одна из них связана с аудитором Татфондбанка. Дело в том, что ежегодно ТФБ проводил аудит у международного агентства E&Y (Ernst&Yong). Эта компания выдавала положительные оценки банку, который, как уже сейчас ясно, накапливал большие проблемы много лет. При банкротстве Татфондбанка аудитор, выдавший положительное заключение, должен нести субсидиарную ответственность. При правильной юридической работе можно потребовать от агентства E&Y возместить убытки.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *