Невыплаченный «гендерный долг»: как отсутствие детей повышает риск заболевания раком молочной железы

Ежегодно в Татарстане обнаруживается более 1 600 случаев патологии у женщин. К сожалению
Ежегодно в Татарстане обнаруживается более 1 600 случаев патологии у женщин. К
сожалению, государством через Фонд обязательного страхования ежегодно
оплачивается всего лишь несколько десятков восстановительных хирургических
операций после мастэктомии

Ежегодно в Татарстане обнаруживается более 1 600 случаев патологии у женщин. К сожалению, государством через Фонд обязательного страхования ежегодно оплачивается всего лишь  несколько десятков восстановительных хирургических операций после мастэктомии.


Ильнур Ярхамов — Казань

Ежегодно в республике фиксируется около 15 000 новых злокачественных заболеваний. Доля женщин — 52%, мужчин — 48%. У сильной половины на первом месте опухоли предстательной железы, у женщин — рак молочной железы.

Онкологи выделяют в основном два фактора, которые приводят к заболеванию, -генетическая наследственность (предрасположенность) и избыток гормона эстроген, который приводит к мутации клеток железы.

— У монахинь и девственниц, которые не жили семейной жизнью, не беременели, не носили и не кормили грудью, высокий риск рака молочной железы. Очевидно, что дело в гендерном образе жизни. И наоборот, у женщин, которые живут полноценной половой жизнью, у которых много беременностей, есть вынашивание детей и кормление грудью — вообще исчезающий минимум риска рака молочной железы (РМЖ), — рассказывал врач-онколог и заведующий абдоминальным хирургическим отделением в одной из московских онкологических клиник Сергей Поликарпов на канале YouTube публициста Дмитрия Пучкова.

Сергей Поликарпов рассказывает, что у женщин есть «гендерный долг» — забеременеть и родить. Готовность к этому определяется наличием в организме большого количества гормона эстроген. Эксперт отмечает, что в мусульманских странах практически нет рака молочной железы: на женщин может приходиться до 10-12 беременностей, каждый ребенок рождается и его кормят грудью.

Когда женщина беременеет, то гормон эстроген отходит на второй план, вперед выступает гормон прогестерон. Его Сергей Поликарпов называет «гормоном вынашивания ребенка», по причине которого у женщин падает либидо, организм полностью перестраивается на заботу и сохранение ребенка в её теле. Также прогестерон поддерживает механизм лактации, то есть кормления грудью новорожденных.

— Доказано, что эстроген вызывает не только желание и желательность, но и гиперплазию (избыточное новообразование клеток. — Ред.) и гипертрофию (увеличение массы и объема органа. — Ред.) ткани молочной железы. Женщина с красивой и высокой грудью сексуальна и привлекательна. В таком случае клетки молочной железы начинают делиться больше, — утверждает Сергей Поликарпов.

Онкологи считают, что чем чаще делятся клетки, тем больше они накапливают ошибок, что ведет к их мутации и образованию рака. При кормлении грудью этот процесс приостанавливается.

— Доказано, чем меньше у женщины в жизни менструаций, а женщины менструируют тогда, когда именно готовы к исполнению своего женского долга, тем меньше вероятность рака молочной железы. И наоборот, чем больше менструаций, тем больше риск. В результате мы имеем, что в странах с традиционной патриархальной культурой — Африка, Азия -рака молочной железы практически нет. А в странах с развитой эмансипированной западной культурой рак молочной железы сейчас — настоящая болезнь цивилизации, — рассуждает московский врач-онколог.

— У кого менструация началась до или с 12 лет, а климактерический период затянулся до более 50 лет, то у них фактор возникновения рака молочной железы высокий. Женщинам рекомендуется рожать до 30 лет. Самым благоприятным периодом для родов и родоразрешения считается возраст с 22 до 30 лет. Как минимум первая беременность должна наступить именно в этот период, — рассказывает Гузель Атабаева, врач ультразвуковой диагностики Поволжского центра онкодиагностики в Казани.

guzel_atabaeva

В число факторов риска эксперт относит также нерегулярность и позднее начало половой жизни, пониженное либидо, фригидность, повышенная масса тела женщин (более 70 кг). Гузель Атабаева утверждает, что сейчас женщины, как правило, предпочитают отсрочивать беременность и деторождение.

— Мы этот процесс, к сожалению, видим по пациентам из Татарстана. С каждым годом выявляемость РМЖ растет: социальный статус, общество и образ жизни сейчас в первую очередь влияют на здоровье женщины. Современные стандарты общества ставят женщин в такое положение, — рассуждает врач-диагност.

Восстановительная хирургия

К сожалению, в системе здравоохранения Татарстана есть ряд узких мест по работе с онкологией. Например, на прошлой неделе в «Татмедиа» впервые прошла презентация программы по реабилитации онкобольных после операций. Программа реализуется в рамках государственно-частного партнерства. В частную клинику в казанском поселке Константиновка Республиканский онкодиспансер ежегодно сможет направлять на реабилитацию до 50 человек, переживших операцию и лечение.


Читайте также: «Само лечение от онкологии — это повреждающий фактор»


На сегодня непростая ситуация складывается вокруг государственной поддержки восстановительной хирургии после мастэктомии — удаления молочной железы. Многим женщинам не хватает информации, некоторые из них уверены, что восстановительная хирургия — это косметическая процедура, за которую надо платить из своего кошелька.

— На сегодняшний день существует программа по восстановлению молочной железы в рамках государственного обеспечения. Отсроченная реконструкция молочной железы на сегодняшний день выполняется по высоким медицинским технологиям обязательного медицинского страхования. Одномоментное хирургическое лечение рака молочной железы и реконструкция груди производятся в рамках квотирования, — говорила в апреле на конференции, организованной Поволжским центром онкодиагностики, профессор кафедры пластической хирургии московского медицинского госуниверситета имени И.М. Сеченова Олеся Старцева.

— На самом деле у нас по ОМС есть квота для восстановительной хирургии после мастэктомии. Но она небольшая, к сожалению, не такая, как нам хотелось бы. Это несколько десятков операций на год. При этом надо учитывать, что мы в год более 1 600 случаев рака молочной железы выявляем. Поэтому нынешняя квота по ОМС явно недостаточна. Но в целом технология восстановительной хирургии отработана, есть возможность сделать одномоментную пластику молочной железы. То есть женщина, просыпаясь после наркоза, никакой утраты в теле не чувствует — мы ей анатомические формы сохраняем. Себестоимость операции достаточно высокая -только одни протезы стоят порядка 100 000 рублей, — рассказал замглавврача Республиканского онкологического диспансера Булат Мазитов.

Обследование

— Женщина всегда должна производить самообследование. Это один из профилактических моментов. Нужно периодически осматривать молочные железы, смотреть, изменились ли они по форме. Есть ли какие-нибудь локальные покраснения, изменения поверхности кожи, например, в виде апельсиновой корки. Есть ли болезненные ощущения, припухлости, которые чувствуются при пальпации. Есть ли выделения из сосков и какого они цвета. Есть ли увеличенные лимфатические узлы (надключичные, подключичные или в подмышечной впадине), которые не имеют связь с простудными заболеваниями и ОРВИ, — рассказывает Гузель Атабаева.

JU6DHS6wPXg

Она замечает, что осмотр молочных желез надо делать в определенный день цикла, то есть на 5-10 день от начала менструации. В этот период при пальпации обязательно надо идти от ареолы (пигментированная область вокруг соска. — Ред.) до подмышечных лимфатических узлов по спиральной траектории. По словам Гузель Атабаевой, могут быть обнаружены какие-то плотные очаги, неровности и болезненность. Женщина тогда должна обратиться к врачу-маммологу. Самый доступный метод скрининга — ультразвуковая диагностика до 39 лет. И маммографическое исследование после 40 лет, отмечает врач-диагност.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *