«Город АРТ-подготовка»: театр в песочнице и премьера по математической формуле

Со 2 по 4 июня в Казани пройдет IV театральная лаборатория «Город АРТ-подготовка». Зрители увидят пять эскизов спектаклей и одну премьерную постановку. Вход на все бесплатный
Со 2 по 4 июня в Казани пройдет IV театральная лаборатория «Город
АРТ-подготовка». Зрители увидят пять эскизов спектаклей и одну премьерную
постановку. Вход на все бесплатный, по предварительной регистрации. За
исключением премьеры. Туда надо купить билет за символическую цену

Со 2 по 4 июня в Казани пройдет IV театральная лаборатория «Город АРТ-подготовка». Зрители увидят пять эскизов спектаклей и одну премьерную постановку. Вход на все бесплатный, по предварительной регистрации. За исключением премьеры. Туда надо купить билет за символическую цену.


Кристина Иванова — Казань

Об особенностях проекта нынешнего года, а также предстоящей «Свияжской АРТели» и театре для людей с ограниченными возможностями в интервью KazanFirst рассказывает Инна Яркова — один из учредителей фонда поддержки современного искусства «Живой город».

bV2N_jGLt80

Две заглавные темы и 1 500 зрителей

 Уже завтра, 2 июня, в Казани стартуют показы театральной лаборатории Фонда поддержки современного искусства «Живой город» — «Город АРТ-подготовка». В афишу необычного культурного события вошли лекция, читка пьесы, пять эскизов спектаклей и премьерная постановка комиссара «Театра.doc» Всеволода Лисовского.

— Меняется среда в городе — она очень не статическая. Меняется и сама лаборатория. Каждый год мы ставим перед проектом разные задачи, меняются темы, правила. Наш проект не может себя исчерпать. Он уже стал брендом. Очень много людей его ежегодно ждут, из чего мы делаем вывод — он нужен городу, — говорит Инна Яркова.

В этом году зрителей на лаборатории ожидается около 1 500 (в прошлом году было около 1 000).

— Мы всегда проводили эскизы один раз. А в этом году — по два и даже четыре. Это связано с тем, что не получается вместить всех желающих. Мы будем пускать только прошедших регистрацию зрителей, потому что пространства рассчитаны на определенное количество человек, — предупреждает она.

По словам собеседницы, заглавная тема этого года — все, что связано с городом и границами театра.

— Сейчас театр находится в такой стадии, что он очень тесно пересекается со многими видами современного искусства. Возникает закономерный вопрос — где театр, а где не театр. И мы пытаемся на него ответить, работая с разными формами. Мы также уделяем много внимания истории города, эпохе 90-х годов, — поясняет она.

Яркова рассказывает, что особенность нынешней лаборатории — акцент на привлечение местных специалистов. Если в прошлом году в «АРТ-подготовке» был задействован только один казанский режиссер, а остальные участники были приглашенными, то на этот раз силы распределились поровну. Всего для работы над постановками привлечено шесть команд, три из них состоят из местных ребят, три — из Москвы. В некоторых командах произошло смешение — например, приглашенный драматург и местный режиссер. Таким образом, получается своеобразный обмен опытом.

Оценивая успешность лаборатории, Яркова констатирует: театральная среда города меняется к лучшему, а некоторые эскизные проекты продолжают жизнь в виде полноценных спектаклей. Кроме того, проект может быть серьезным стартапом для местных специалистов, которые только второй год принимают участие в работе лаборатории.

— В театральной среде происходят ментальные изменения. Когда мы проводили первую лабораторию, для людей было большим удивлением, что театр может быть вне театральных пространств. Сейчас это стало привычным явлением — спектакль может проходить в театре, ангаре или песочнице. Понимание театра становится несколько другим, — рассуждает собеседница издания.

По словам Инны Ярковой, фишкой лаборатории как раз и является работа вне театральных пространств.

— Театр — это не только здание со зрителями и сценой. Он может быть в любой форме, любом месте, с актерами либо без. Театр — это то, как мы его себе представляем, — уверена она.

RmteEHzegxM

Лучше один раз увидеть

Своеобразным хедлайнером нынешней лаборатории станет премьера спектакля «Индивиды и атомарные предложения», ее комиссар — Всеволод Лисовский. Как говорит сам автор, в рамках этого проекта предпринята и реализована первая попытка написания пьесы, которая состоит исключительно из математических формул. В итоге спектакль дает возможность для множества интерпретаций. Премьеры будут проходить все три дня работы «АРТ-подготовки» — 2, 3 и 4 июня — в творческой лаборатории «Угол». Причем на первый день регистрация уже закрыта.

— Сложно сформулировать словами, что это будет. Лучше прийти и посмотреть самим, — интригует собеседница. — Сева скорее создает не спектакль, а технологию. У каждого зрителя останется свое ощущение.

— В спектакле «Индивиды и атомарные предложения» достоинством является то, что совершенно не обязательно что-нибудь понимать в математике. Скорее, наоборот, в рамках этого спектакля непонимание математики даже приветствуется. Да и вообще непонимание ничего. Нужно учиться существовать в мире, в котором ничего не понимаешь, — говорит Лисовский.

KnjnS6cVhtE

По словам Ярковой, участники лаборатории активно работают с архивными материалами. Одним из результатов станет эскиз спектакля по архивным материалам театра Камала «Заман тавышларын тыңлаганда». Режиссером выступает Евгения Беркович, текст — Нияза Игламова. Постановка будет показана в малом зале театра имени Г. Камала 4 июня.

Кроме того, целых четыре раза (дважды 3 июня и дважды 4 июня) будет показан «Дневник Веткина» — это документальный спектакль-инсталляция, основанный на текстах Виталия Ромашова «Дневник эпохи перестройки». Исследователь — Михаил Колчин, художник — Ксения Перетрухина. В 1990-1992 годах Ромашов сделал более 300 записей о жизни Казани, над которыми и работали театралы. Локация для своеобразных «поминок по 90-м» выбрана очень символичная — показы пройдут в здании старого ЗАГСА на Мусы Джалиля.

Впервые казанским зрителям представят эскиз бэби-спектакля TERRA KAZAN режиссера Алмаза Садриева. Детишки, начиная с полутора лет, смогут лицезреть действо в песочнице детского центра «Глобус» на Баумана 7/10 4 июня в 11.30.

— Жанр бэби-спектакля набирает обороты по всей стране. Это совершенно иной способ взаимодействия. Наш местный режиссер выразил желание сделать такой спектакль. Посмотрим, что из этого получилось, — говорит собеседница.

Кроме постановки в театре им. Камала, в которой задействованы непосредственно актеры театра, для всех других проектов объявляли кастинги актеров. Режиссеры набирали себе подходящую команду сами. По оценке Ярковой, кастинги были очень популярны — только для участия в премьерном спектакле в первый день кастинга заявилось 30 человек, во второй — такое же количество. В итоге вместе с 13 актерами, прошедшими кастинг, Лисовский покажет полноценный спектакль «Индивиды и атомарные предложения».

— Сложно посоветовать зрителю что-то конкретное. Иногда к нам приходит совершенно неподготовленная публика и это в нее попадает. А иногда в искусствоведах никак не отзывается. Так что ощущения очень субъективные, — считает Инна Яркова.

pBciIEnhmtg

С полной программой лаборатории можно ознакомиться здесь.

 «Свияжская АРТель» и опера под открытым небом

Рассказала Яркова и еще об одном ярком проекте — Свияжской театральной лаборатории «Свияжская АРТель». Показы в Свияжске запланированы на 21-22 июля. По словам собеседницы, проект в Свияжске приобретает скорее фестивальный формат — сюда приезжают серьезные режиссеры, чтобы ставить спектакли. Проект становится событием российского масштаба. В этом году центральной будет тема ограничений — монастыри, тюрьма и психбольница. Подготовка постановок уже началась, рассказывает собеседница.

В этом году в Свияжск приедет художественный руководитель Воронежского камерного театра Михаил Бычков, чтобы ставить «Палату №6» Чехова. Вторая команда — вышеназванные Перетрухина и Лисовский — будет ставить «Надзирать и наказывать» философа Мишеля Фуко. Третью команду составят швейцарец Массимо Фурлан с супругой — драматургом Клер. Для постановки они привлекут свияжских детей.

По словам Ярковой, в августе в Свияжске планируется реализовать еще один масштабный проект — премьера оперы под открытым небом. Площадка пока не выбрана. Но уже известно, что композитор Александр Маноцков в настоящее время пишет музыку для этого события.

t_XToJSVleU

Театр для инвалидов

«Живой город» анонсирует важный социальный проект — открытие инклюзивной театральной школы в Казани. Первая лаборатория в «Углу» с мастер-классами, беседами, встречами будет проходить 8-10 июня.

— Мы приглашаем всех заинтересованных людей с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, — говорит Яркова. — Все они будут вариться в одном соку в течение трех дней. С ними будут заниматься педагоги.

По словам собеседницы, в сентябре планируется запустить школу для людей с ограниченными возможностями. В качестве мест проведения занятий сейчас рассматриваются «Угол», ТЮЗ и театр Камала. А уже в декабре планируется поставить первый спектакль. Правда, материал для него пока не выбран.


Читайте также: Закрытие Нуриевского фестиваля: Катарсис состоялся!


Фото: vk.com

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *