Фильм Маджида Маджиди: Пророк Мухаммад — не совсем человек

Журналист издания KazanFirst сходил на показ фильма «Мухаммад: посланник Всевышнего» и подготовил рецензию на самую дорогую картину иранской киноиндустрии
Журналист издания KazanFirst сходил на показ фильма «Мухаммад: посланник
Всевышнего» и подготовил рецензию на самую дорогую картину иранской
киноиндустрии, снимавшуюся целое десятилетие

Журналист издания KazanFirst сходил на показ фильма «Мухаммад: Посланник Всевышнего» и подготовил рецензию на самую дорогую картину иранской киноиндустрии, снимавшуюся целое десятилетие.


Ильнур Ярхамов — Казань 

Четверг, 20:00 вечера, в кинотеатре торгового центра собирается небольшая группа людей -человек 10-12. Среди них есть несколько девушек в мусульманских платках, мужчина в одной руке держит поп-корн, а в другой большой стакан кока-колы. Рядом пожилая пара. Дедушка пересказывает своей жене истории из биографии Пророка Мухаммада. До начала сеанса осталось 10 минут.

Все они пришли на премьерный показ фильма известного иранского режиссера Маджида Маджиди «Мухаммад: посланник Всевышнего». Гастроли картины по России начались ещё в прошлом году, но до больших казанских экранов фильм дошел только во время священного месяца Рамадан.

Юноша бросает взор на пожилую пару, вникает в их смакование-обсуждение предстоящего просмотра. Муж и жена пришли просто посмотреть фильм о Мухаммаде и, судя по всему, о Маджиде Маджиди никогда не слышали; знать не знают, из какой он страны и что он шиит.

Молодой человек обращается к бабушке: «А вы знаете, что сейчас мы будем смотреть шиитскую интерпретацию биографии Пророка? В этой версии есть нюансы». Она в ответ: «А какая разница? Бог един, и он для всех. Мы в Татарстане, у нас тут свои традиции». Все зрители расселись в кресла, начался показ протяженностью три часа.

Съемки длились 10 лет. Фильм снят за большие деньги. Это самый дорогой проект иранской киноиндустрии в истории. Бюджет, по одним данным, — 40 миллионов долларов, по другим — 50. Заметно это с первых кадров. Качество картинки поражает. Особенно выстроенные декорации в виде отдельного города Мекки. Люди не поскупились на строительство, возведение конструкции, технические ухищрения. Лачуги бедняков соседствуют с домами знатных горожан, в которых даже сделаны своеобразные бассейны.

Невольно начинаешь сравнивать с декорациями средневекового Киева, построенными для российского фильма «Викинг». К сожалению, отечественные киноделы почему-то решили, что и бедняки и знать живут в одинаково плохих санитарных условиях и не моются. Мекканская же знать, несмотря на расположение в сердце пустыни Аравийского полуострова, в VI веке ванну принимает регулярно.

Поначалу в фильме кажется завораживающим звук — он чистый и ничуть не уступает голливудским блокбастерам. Оно и понятно. Картина сделана в первую очередь для западного зрителя, который благодаря ей должен познакомиться с истинным исламом. Ухо различает, когда в фильме что-то шуршит, шелушится или клацает — полное погружение в атмосферу средневековой Мекки обеспечено.

Музыкальное сопровождение сцен в фильме, на мой взгляд, претендует на самостоятельное, отдельное от фильма художественное произведение. Музыка в некоторых местах вызывает мурашки по коже и хорошо дополняет эпические или легендарные сцены. Ту же битву войск со слонами, например.

Но в какой-то момент понимаешь, что музыки очень много. Чересчур. Даже для трехчасовой картины. Поэтому на экваторе просмотра музыка уже перестает восприниматься. Кстати говоря, режиссер использует такую форму музыкального выражения, как хоровое пение. Искушенное различными фильмами о христианах сознание запросто может обмануться и сказать, что перед нами не фильм про зарождение ислама и Пророка Мухаммада, а что-то христианское, даже, скорее всего, католическое. В православных храмах всё же по-другому как-то поют.

При просмотре фильма закадровый голос в начале сразу же предупреждает, что эта картина — «художественная интерпретация миссии Мухаммада». То есть в фильме признается, что есть чисто авторская интерпретация и видение событий в Мекке VI века.

У меня есть личный религиозный опыт — мои родители, родственники исповедуют ислам. Все значимые события в моей семье — рождение ребенка, свадьба и похороны -проходят по исламским традициям. Я — верующий человек, поэтому и закономерен мой личностный интерес к исламу, его идеологии, религиозным авторам, книгам и историческим источникам.

Обучаясь на историческом факультете Казанского университета, отношения с исламом у меня были более близкими, насколько это позволяло светское учебное заведение. Студентом я наткнулся на текст Тауфика Ибрагима «Печать пророков, или Интеллектуализация чуда». Признанный мусульманский интеллектуал (родом из Сирии, но натурализовавшийся ещё в СССР) обладает авторитетом как среди светских ученых-исламоведов, так и религиозных деятелей, верующих. Сейчас, кстати, этот текст можно найти на официальном сайте Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Так вот, текст Тауфика Ибрагима и фильма Маджида Маджиди вступают в заочный спор вокруг вопроса, совершал ли Пророк Мухаммад чудеса до и после своего откровения и судьбоносной встречи с архангелом Гавриилом.

По фильму, рождение Мухаммада в 570 году было ознаменовано сиянием на горе Фаран (в соответствии с библейским предсказанием). Мухаммад, будучи 8-10 летним мальчиком, чудесным образом исцеляет/воскрешает свою тяжело больную маму Амину. Так же он вдохнул жизнь в пересохший источник воды. Цветовая гамма, расположение актеров так выстроены в картине, что приди человек в середине фильма на сеанс и не зная его название, подумал бы, что смотрит жизнеописание Иисуса Христа.

Чувства смешения религиозных образов вызывают несколько сцен с грудным Мухаммадом и матерью Аминой. Можно спокойно нажать на «стоп-кадр», рядом положить известные картины Марии Магдалены и найти 10 главных отличий. Кстати говоря, в некотором смысле природой «чудесности» наделяются и её поступки.

Тауфик Ибрагим в своей статье аргументированно, со ссылками на стихи в Коране, пишет, что всякое проявление «чудесности» в жизни Мухаммада и в исламе чуждо религиозной традиции.

— На требования сверхъестественных знамений Пророк, по наставлению Господа, отвечал, что они — во власти Бога, Кому одному и решать (Коран, 6:109; 13:31, 38), а сам он — всего лишь посланник/увещеватель, человек смертный, который от остальных людей отличается только дарованием ему откровения (вахи) свыше (Коран, 17:93; 18:110; 29:50), — пишет современный мусульманский автор.

Таким же образом, дотошно приводя ссылки на Коран, Тауфик Ибрагим поясняет, почему исламская традиция отклоняет сущность «чуда».

— Прежде всего такой отказ обусловлен тем фактом, что аравийские язычники отнесли бы их к магии, колдовству (Коран, 6:7; 37:14–15; 54:2). Ведь чистым колдовством объявляли знамения, явленные Иисусом, неверные из его народа (Коран, 5:110). В схожих выражениях Фараон, люди его окружения и некоторые соотечественники Моисея отзывались о его чудесах (Коран, 10:75–76; 28:36; 40:24). Колдовство же играло в верованиях язычников роль, аналогичную роли чуда в прежних монотеистических религиях. А интерпретация чуда в качестве колдовства чревата усугублением язычества, тогда как кораническое послание призвано преодолеть его, — рассуждает автор.

В то же время, настаивает Тауфик Ибрагим, сам Пророк в некоторых стихах в Коране прямо говорит, что он всего лишь обычный человек, которого избрал Всевышний для миссии. В исламе есть единственное чудо, которое признается мусульманами по умолчанию и не подвергается сомнению, — ниспослание Мухаммаду Священной книги Коран Господом.

Тогда, будучи увлеченным студентом, доводы Тауфика Ибрагима мне показались близкими, понятными и я с ними согласился. Мне кажется, что в очеловечивании Мухаммада есть неисчерпаемый ресурс и потенциал для гуманизации мусульманской идеологии, написания книг и творчества. В то же время такая интерпретация сущности Пророка Мухаммада придает свою особенность вероучению.

Произведение Маджида Маджиди невольно приводит к сравнениям христианства, иудаизма и ислама. Я бы поостерегся от подобных сравнений. Таково моё субъективное отношение к фильму. Но читатель сам может пойти на фильм, посмотреть и составить своё мнение.


Наша справка

Показ фильма проходит в «Киномакс Тандем» с 1-7 июня. Билеты можно приобрести на сайте https://kinomax.ru/kazan/ и в кассах кинотеатра.


Читайте также: «Пока Хакимов красиво рассуждал о евроисламе, у нас ваххабизировался Татарстан»


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *