Сергей Глазьев о ситуации с ТФБ: Отзыв лицензии банка — брак в работе регулятора

Советник президента России по вопросам евразийской интеграции
Советник президента России по вопросам евразийской интеграции, известный
экономист в интервью изданию KazanFirst похвалил власти республики за действия,
которые они предпринимают, чтобы нивелировать последствия банковского кризиса.
При этом он подчеркнул, что ситуация возникла искусственно

Советник президента России по вопросам евразийской интеграции, известный экономист в интервью изданию KazanFirst похвалил власти республики за действия, которые они предпринимают, чтобы нивелировать последствия банковского кризиса. При этом он подчеркнул, что ситуация возникла искусственно.


Кирилл Шлыков – Казань

Сергей Глазьев приезжал в Татарстан вместе с делегацией «Изборского клуба», который возглавляет известный писатель и публицист Александр Проханов. Республика стала очередным регионом, где появился филиал этой организации. Татарстан привлек участников клуба в первую очередь опытом выстраивания межнациональных отношений. С ним они и приехали познакомиться.

SONY DSC

Татарстаном накоплен уникальный опыт культурного сотрудничества и многообразия. Эта гармонизация духовной жизни является необходимым условием и для успешного развития экономики, — уверен Сергей Глазьев. — Когда жизнь людей наполнена смыслом, они ценят стабильность, понимают историю, чувствуют ответственность перед будущими поколениями и ценят многообразие культур, которые дополняют друг друга, а не одна пытается подавить другую, то обеспечивается раскрытие творческого потенциала людей. Не в каких-то агрессивных формах, а в созидательной работе, в том числе в экономике.

Советник главы государства на встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, конечно, не мог обойти стороной и тему экономики. Как считает Сергей Глазьев, сегодня в нашей стране есть региональные модели, которые показывают промышленный и экономический рост.

— В Татарстане отработана весьма эффективная модель экономического развития, которая вполне может тиражироваться на другие регионы, в том числе с иной экономической системой, — заявил Глазьев. — В основе этой модели лежит, насколько я вижу, постоянная система по стимулированию инвестиционной активности, по поддержке промышленного производства.

При этом, отметил собеседник издания, республика не отказывается ни от управления своими активами, в Татарстане сохраняется контроль за рядом государственнообразующих предприятий, ни от управления природными ресурсами. В регионе большое внимание уделяется максимально эффективному использованию запасов нефти.

— Мы видим поразительные успехи в нефтехимии. В углублении переработки нефти, — добавил Сергей Глазьев. — Эта модель близка к современным представлениям о том, как нужно управлять экономическим развитием, с оговоркой, что в рамках субъекта федерации невозможно проводить самостоятельно бюджетно-кредитную политику. И любой регион будет зависеть от макроэкономической ситуации. Но даже в неблагоприятный экономический период мы видим хорошие результаты.

Это объясняется тем, что в Татарстане власть тесно сотрудничает с наукой. Здесь к экономической политике подключаются ученые, инженеры, формируется долгосрочное видение перспективных направлений развития. Кроме того, тщательным образом выбираются приоритеты, под реализацию которых создаются льготные условия.

SONY DSC

Сегодня, обсуждая тему экономики, нельзя обойти стороной и вопрос вокруг банковского кризиса. По мнению Сергея Глазьева, возникшие проблемы были созданы искусственно.

— Вследствие слишком жесткой денежной политики Татарстан испытал некоторый финансовый шок. Я считаю, что отзыв лицензии у банка — брак в работе регулятора (Центрального банка. — Ред.), — заявил советник президента России. — Банк виноват в той части, в которой регулятор позволил ему быть виноватым. Здесь есть некая совместная ответственность, но в главном все-таки виноват регулятор. Ведь банки, у которых отзывается лицензия, сплошь и рядом находились под жестким системным контролем. Я знаю примеры, когда ЦБ посещал банки, проводил проверки, допустим, 1 марта, а спустя полгода у банка отзывалась лицензия. Возникает вопрос: а что же там регулятор делал? Поэтому банкротство кредитной организации — это брак в работе регулятора. Потому что люди, которые обслуживаются в этом банке, не то что не обязаны, они даже не имеют возможности сами оценить риск вложения денег.

— Я считаю, что главное в этом опыте — это то, что руководство Татарстана решило взять на себя ответственность. Сверх того, что положено федеральным законодательством гарантированных вкладов, правительство Татарстана сегодня формирует источники покрытия обязательств банков перед вкладчиками и предприятиями, которые там обслуживались, за счет собственных ресурсов. Это, я считаю, поразительный пример того, как субъект федерации, для того, чтобы сохранить благоприятный инвестиционный климат, для того, чтобы поддержать доверие к банковской системе, за свой счет фактически компенсирует провалы в работе регулятора. Я считаю, что это просто героический поступок.

Потому что у субъекта федерации, в отличие от ЦБ, ограниченные возможности. Так вот класть банки один за другим — это наносить колоссальный ущерб экономике, которая уже оценивается в 3 трлн рублей. Это потери малого и среднего бизнеса, о котором мы все время печемся. Именно малый и средний бизнес работает с региональными банками. Такие кредитные организации выполняют очень важную функцию. В Америке подобных банков несколько тысяч. Даже у маленькой Австрии, которая меньше Татарстана, есть 1 200 региональных банков. Потому что это совершенно нормальное явление, когда региональные банки работают на местном уровне. Они так же лицензируются, как и крупные. И ЦБ их проверяет: если банк выходит за пределы нормативов, то ЦБ дает ему предписание, если предписание не выполняется, тогда ЦБ предлагает программу оздоровления. Если не срабатывает и она, значит, снимается руководство банка.

У регулятора полно возможностей банки подстраховать. Он их контролирует, он их видит. Он должен подсказывать, не душить банки, не ликвидировать их, а помогать им прочно стоять на ногах. Мы должны переосмыслить всю эту политику. Она оборачивается гигантским ущербом. Мы одной рукой даем деньги на поддержку малого бизнеса, а другой рукой ЦБ гробит его, ликвидируя региональные банки.

Я еще подозреваю, что в этом есть заинтересанты. Когда начинается кампания по банкротству, всегда достаются кому-то активы. Ну вот надо проанализировать, куда ушли активы.


Читайте также: Путин на распутье: какую экономическую программу выберет президент для России


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *