Европейский вояж Рафаэля Хакимова: в Польше и Литве татар ставят как мусульман в пример

Команда института истории имени Марджани проехалась по европейским городам — Гданьск
Команда института истории имени Марджани проехалась по европейским городам —
Гданьск, Варшава, Мюнхен и Дрезден. Поездка преследовала конкретные цели —
презентовать на английском языке «Историю татар с древнейших времен в семи
томах», заручиться поддержкой с зарубежными архивами в плане исторических
источников по Золотой Орде и посетить кладбища, где есть татарские могилы

Команда института истории имени Марджани проехалась по европейским городам — Гданьск, Варшава, Мюнхен и Дрезден. Поездка преследовала конкретные цели — презентовать на английском языке «Историю татар с древнейших времен в семи томах», заручиться поддержкой с зарубежными архивами в плане исторических источников по Золотой Орде и посетить кладбища, где есть татарские могилы.


Беседовал — Ильнур Ярхамов

Во время научного тура Рафаэль Хакимов повидал европейские общины татар и заехал в гости к своему давнему другу Рашиду Сюняеву. Обо всем по порядку академик рассказал в интервью KazanFirst.

Гданьск

6 июня мы прибыли в Гданьск. Потом поехали в Варшаву, а 8 числа были в Мюнхене. 10 июня я вернулся в Казань, а наша небольшая группа из Института истории им. Ш. Марджани АН РТ продолжила вояж по Саксонии.

В Гданьск нас пригласили польские татары на конференцию по поводу 620-летия появления татар в Польше, точнее в Великом княжестве Литовском. В Гданьском университете состоялись презентация и небольшой семинар. На нем был ректор университета, профессура, которая занимается историей, и представители татарской диаспоры. В принципе в Гданьске о татарах знают, скажем, в отличие от Мюнхена.

Община татар в Гданьске представляет собой активную, но небольшую группу. По словам Ежи Шахуневича, их около 150 человек, хотя на Сабантуй собирается более 5 000 посетителей. Судьба Гданьска очень сложная – город был то польским, то прусским, то ганзейским. В других частях Польши (Белостоке, Бохониках) татары живут компактно, сохранились деревни, есть мечети.

В Гданьске стоит памятник татарскому воину в красивом парке. Это сделано, поскольку татары там появились как конница для охраны границ еще во времена Тохтамыша, бежавшего к Витовту после поражения в войне с Тимуром. Татары участвовали в Грюнвальдской битве, а потому они в Польше уважаемые люди. Многие из них имели дворянские звания.

gdansk_1

Поляки отмечают толерантный ислам тамошних татар. На европейском фоне только-только обнаружилось, что, оказывается, их ислам совсем другой, чем у арабов. Но некоторые авторы пишут, что на ислам польских татар оказало влияние католичество. Но мы-то знаем, что в этом деле католичество ни при чем. Существуют наши собственные традиции.

Польша и Литва — единственные страны, где позитивно смотрят на татар. И они ставят татар в пример как мусульман, говоря, мол, в Европе не те мусульмане — они из арабских стран, а у них — настоящие, толерантные.

Татары в Польше действительно могли получить дворянство, при этом сохранить свою веру. В армии, например, они все одевались как поляки. Хотя на польскую моду в своё время повлияли крымские татары. Во времена наполеоновских войн, Первой и Второй мировых войн татары одевались как польские воины, но на кокарде был изображен полумесяц. Особенно отличились татарские уланы.

Нынешняя польская община татар русский язык хорошо знает, поскольку в советское время учили русский. Вообще, в Польше не любят русский язык и русских. Они вначале пытаются говорить на английском. Но потом всё равно переходят на русский язык. Зная это, мы просто выжидали время и с ними говорили на русском. В принципе у них сильны стереотипы о русских. Из-за этого, кстати, у поляков сложные взаимоотношения с Россией. А татары для поляков как бы свои, родные воины, защищавшие границы от Тевтонского ордена.

Европейские законы о нацменьшинствах довольно-таки суровы при исполнении и позитивны для самих нацменьшинств. Поэтому у них поддерживают культуры нацменьшинств. Так, румынские татары получают финансирование из Брюсселя. Финские татары добились признания татарского в качестве коренного языка Европы. Там считается, если какой-то народ компактно проживает на территории Европы более 100 лет, то он коренной.

Татары Белостока больше вовлечены в сферу туризма. Там даже есть татарский путь, по которому катают туристов. Есть у них и хороший ресторан с татарской кухней. А в Гданьске у татарской общины есть свое здание, которое оформлено в национальном духе.

Некоторые польско-литовские татарские фамилии очень известны, например, Генрик Сенкевич, нобелевский лауреат. Есть также знаменитый скульптор Магдалена Абаканович, ее скульптуры находятся в лучших музеях мира. Известен американский актер Чарльз Бронсон. Есть также много дворянских фамилий. К сожалению, мы в Казани плохо знаем о них, никак не пропагандируем. А ведь из татар не так много нобелевских лауреатов — это Генрих Сенкевич и Рашид Алиевич Сюняев (лауреат премии Крауфорда, присуждаемой Шведской академией, как и нобелевская).

gdansk

После Гданьска мы поехали в Варшаву, где подписали соглашение с местным архивом. Они специально для нас сделали выставку с подлинными ханскими ярлыками. Некоторые из них опубликованы, но большинство пока ещё не известны. В основном они касаются истории Крымского ханства. Но есть письма и из Казани. Все они датируются периодом Золотой орды и Казанского ханства.

В Варшавском университете есть такой историк — Дариуш Колодзейчик. Он опубликовал немало источников по крымским татарам. Но, чтобы оставшиеся тексты опубликовать, как он говорит, ему сил и людей просто не хватает, и он рассчитывает на содействие нашего института. Варшавскому университету мы подарили «Историю татар с древнейших времен в семи томах» на английском языке.

Наша задача — распространить по европейским университетам монографию «Золотая Орда в мировой истории», подготовленную совместно с Оксфордским университетом, и семитомник на английском языке. На русском литературу там читают только узкие специалисты. Важно донести татарскую историю до европейского сознания на английском. А для этого надо начать с университетов, которым в Европе доверяют.

Дариуш Колодзейчик

Этот автор у нас состоял в редколлегии семитомника, выступил автором статьи в работе «Золотая Орда в мировой истории». Он в Польше считается самым крупным историком, специализирующимся по Золотой Орде. Он был директором Института истории в Варшавском университете. Продолжает работать там же профессором, читает лекции во многих университетах, включая Гарвард. Он занимается отношениями Речи Посполитой с Золотой Ордой и Крымским ханством.

Колодзейчик опубликовал документы, ханские ярлыки из Крыма, адресованные польским королям. Читая эти ярлыки, я обратил внимание на титулатуру крымского хана. Во-первых, он подписывался как Великий хан, что в Европе соответствовало титулу императора, во-вторых, нигде не упоминал Крымское ханство. Его титул звучал так: Великий хан Олуг Орды и Дешт-и-Кипчак. Таким образом, получается, что он претендовал на всю территорию Золотой Орды, вплоть до Туры, то есть Сибирского ханства. Мы-то считали, что Казанское, Сибирское, Астраханское и Крымское ханства появились после распада Золотой Орды и что они якобы остались как одни осколки. На самом деле шел процесс распада. Крымский хан претендовал на статус «Великий», а столицу Золотой Орды, после разрушения Тимуром города Сарая, перенес в Крым (ныне Старый Крым, в латинских источниках Солхат). Поэтому неправильно говорить, что возникли Казанское, Сибирское и прочие ханства. Они считались лишь юртами в рамках общего государства.

Я решил посмотреть наши документы того времени. Оказалось, нигде нет понятия «Казанское ханство». Ханы подписывались как ханы «Казанского вилайета», то есть административной единицы, области, юрта. Получается, в Казани сидел автономный хан, которого нельзя было назвать независимым.

Крымский хан Сахиб-Гирей писал Ивану IV, что он всего лишь «князь» и не должен трогать его брата — казанского хана. Он указывает Ивану, что если он будет покушаться на Казань, то Сахиб-Гирей пойдет на московского князя войной.

Документы, опубликованные Колодзейчиком, нам дают совершенно иную картину, нежели мы имели до сих пор. Вплоть до падения Казани и Астрахани сохранялась преемственность с Золотой Ордой в виде «Улуг Урда вэ Дешт-и-Кыпчак» со столицей в городе Крым. Понятия «Казанское ханство», «Астраханское ханство» и «Крымское ханство» появились в русской историографии, как и Ногайская орда, которая по-татарски называлась «Мангыт юрты». Непрочный союз Крыма, Москвы и Казани, как в свое время выразился Эдвард Киннан, поддерживался также династией Гиреев, которые сидели на троне в Крыму, Казани и Астрахани.

Сейчас ученому около 60 лет. У него, конечно, есть свои аспиранты, но все же он хотел бы, чтобы у него были специалисты отсюда, из Казани, которые бы могли читать многочисленные документы.

Татарские могилы

Перед нами президент республики поставил задачу — отыскать могилы земляков, похороненных в Европе. В Гданьске и Варшаве мы посмотрели кладбища и, конечно же, обнаружили татар. В Гданьске нашелся человек, директор музея — бывшего концлагеря. Уже сейчас он нам вдогонку присылает документы по тем татарам, которые были зафиксированы в архивах. Обычно их немцы записывали как мусульман. Мы больше ориентируемся на фамилии.

Захоронения встречаются не только Первой и Второй мировых войн, но даже времен наполеоновских войн. Например, в Саксонии сотрудники нашего института нашли могилу одного польского татарского улана. Скорее всего, он воевал на стороне Наполеона. Могила в деревне, за ней ухаживают. Наших ребят, когда они туда прибыли, вся деревня вышла встречать с цветами.

В Мюнхене посмотрели захоронения Первой мировой войны на так называемом русском кладбище. Почти одна треть — это татары. По немецким сведениям, таких кладбищ, особенно Второй мировой войны, очень много, везде встречаются татарские фамилии. Немцы обещали помочь в поиске могил татар.

myunkhen

Магдебургские источники

В Германии, в бывшей Пруссии, в Магдебурге обнаружились исторические источники времен Золотой орды. 23 июня в мечети Кул Шариф откроется выставка текстов и артефактов из Магдебурга. Для нас появление такого количества документов (более 400) стало полной неожиданностью — об их существовании никто не знал, их ещё никто не читал, они так и пролежали нетронутыми с ордынских времен. То есть документы прибыли в посольство дипломатической почтой, их прочитали и положили на полку.

Вообще, немцы очень аккуратно работают с архивами, кладбищами. У них всё учтено, они всё знают, сами предлагают нам помощь. У нашего института на всю Европу людей не хватит. Если мы выделим из института два-три человека для исследований, то это очень хорошо. Поэтому любая помощь нам не помешает.

Кстати, в самом Магдебурге до сих пор сохранилась башня, которая называется татарской.

Итог вояжа

Перед нами стояли три задачи. Во-первых, презентация семитомника истории татар и монографии «Золотая Орда в мировой истории». Это огромный труд, переведенный на английский язык благодаря спонсорской помощи ТАИФа. Сегодня эти книги есть уже в ряде университетов Европы: Оксфорде, Гданьске, Варшаве, Дрездене, Национальном музее в Берлине. Мы и дальше продолжим эту работу, скорее всего, в Сорбонне, Венгрии и т. д., где у нас надежные партнеры.

Всё это мы совмещаем с поиском татарских могил, поскольку по командировочным мы очень ограничены. Во-вторых, это поиск документов по татарской истории в архивах разных стран. И, в-третьих, это исследование кладбищ с фиксацией могил наших земляков и татар из разных регионов бывшего СССР. Пока идет выяснение масштабов работы и технологии обработки материала.

Вообще, тема кладбищ стала одной из наших главных направлений работы. Мы изучили казанские кладбища и обнаружили много интересного. Прошлись по Заказанью, в частности, обследовали кладбища Арского и Атнинского районов. Мы там находим не очень древние, но, тем не менее, интересные для нас вещи: семьи, роды, что поможет написать историю деревень. Заодно ставим вопрос об охране надгробных камней. Некоторые камни уже потеряны. Они фиксировались 20 лет тому назад, но сейчас на этих местах оказывается вспаханное поле.

Рашид Сюняев

У меня было давнее обещание Рашиду Алиевичу Сюняеву, что я приеду посмотреть общество Макса Планка с его институтами. У наших ребят был приятный шок от увиденного, от уровня работы европейской науки. Рашид Алиевич живет и работает в Мюнхене, Москве и еще в Принстоне. Деятельность Сюняева финансирует вся Европа. При этом он успевает интересоваться делами Татарстана и, что особенно приятно, нашими историческими изысканиями.

syunyaev_1

Телескопы, которые готовят в институтах Общества Макса Планка, запускают в космос, и они пачками открывают галактики. Ученые хотят сделать полную карту северного полушария Земли. Сюняев рассчитывает на то, что обнаружит 3 млн новых источников. А ведь когда-то открытие даже одной галактики становилось событием.

Команда Сюняева вышла на уровень конкуренции с американцами, у которых мощнейшие телескопы, один аж на Южном полюсе.

Сюняев мне объяснил, почему европейцы и американцы тратят на космос сумасшедшие деньги. Например, 10-метровый большой телескоп на Южный полюс перевозила американская армия на самолетах «Геркулес». Они надеются, изучая темную материю, найти новые источники энергии.

Какой урок мы смогли извлечь в ходе экскурсии по институтам Макса Планка? Открытия делаются, когда собирается команда лучших из лучших со всего мира, несмотря на национальность и гражданство. Тогда и деньги находятся.

syunyaev_2


Читайте также: Путин на распутье: какую экономическую программу выберет президент для России


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *