Реновация по-татарстански: хороший гараж вместо плохой квартиры

Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда стартовала в 2013 году и должна завершиться к 1 сентября 2017 года. Алгоритм прост: если специальная комиссия признала
Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного
жилищного фонда стартовала в 2013 году и должна завершиться к 1 сентября 2017
года. Алгоритм прост: если специальная комиссия признала, что дом аварийный и в
нем опасно жить, объект должен быть снесен, а жильцы — переселены в безопасное
жилище. Однако не все к этому готовы. Почему в Татарстане люди отказываются
переселяться из аварийного жилья, выясняла журналист KazanFirst

Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда стартовала в 2013 году и должна завершиться к 1 сентября 2017 года. Алгоритм прост: если специальная комиссия признала, что дом аварийный и в нем опасно жить, объект должен быть снесен, а жильцы — переселены в безопасное жилище. Однако не все к этому готовы. Почему в Татарстане люди отказываются переселяться из аварийного жилья, выясняла журналист KazanFirst

Елена Мельник — Казань

Великое переселение

По словам исполнительного директора ГЖФ Талгата Абдуллина, в программу по переселению попала 1 088 домов, которые включали 7 677 квартир. В общей сложности было поставлено на учет 7 870 семей. Если квартира в признанном аварийном доме муниципальная, выселенцам бесплатно предлагается такое же по площади жилье в том же населенном пункте. А у собственников государство выкупает квартиру — с предоставлением права самим позаботиться о приобретении другого жилья. За изъятие квартир государство платит выселенцам 11 тысяч 22 рубля за квадратный метр. Как уверяют в Минстрое РТ, цена взята не с потолка, а высчитана по специальной формуле, исходя из того, сколько аварийного жилья в Татарстане и сколько средств по программе выделяет республике Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Другое дело, что никакого жилья за эти деньги аварийщики не смогут купить, тем более — в Казани. Поэтому людям предоставляют возможность вступить в соципотеку, а деньги засчитывают в качестве первоначального взноса.

По данным ГЖФ, на сегодняшний день в новое жилье по социальной ипотеке переселилась 1 648 собственников-«аварийщиков», 691 семья ждет завершения стройки, а 1 389 семей еще не определились.

— Потому что не договорились о продаже своей квартиры, оказались просто неорганизованными, имеют какие-то другие виды или, вполне возможно, получили деньги и решили, что больше ничего не надо, то есть не отказались, но и не согласились, — строит версии Талгат Абдуллин. — Но мы для них квартиры держим. Всего по Татарстану для этой категории людей в жилищном фонде приготовлено 9 937 квартир.

В Казани, по данным ГЖФ, 128 неопределившихся семей-«аварийщиков», для которых в «заначке» 5 153 квартиры.

foto_2

По информации, размещенной на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ на 1 июня, Татарстан находится на 64-м месте среди субъектов федерации по реализации программы. На эту дату в республике расселена 1 056 аварийных домов. Еще по пяти домам расселение идет по графику, по 35-ти оно запаздывает на срок до трех месяцев, а по 16-ти — больше трех месяцев.

Самый отстающий муниципалитет Татарстана — Казань, где, судя по отчету на сайте Фонда, расселено 53 дома, идут по графику еще два дома, а 35 — отстает.

Как сообщили KazanFirst в пресс-службе мэрии Казани, «отставание от сроков расселения вызвано несоблюдением сроков передачи объектов жилого строительства подрядчиками, что в свою очередь сказывается на процессе переселения из аварийного фонда».

В группе риска также Зеленодольский, Чистопольский, Спасский, Высокогорский и Мензелинский районы.

Секретные материалы

Отставание от графика переселения связано еще и с тем, что «аварийщики» сначала массово судились с местными властями, пытаясь доказать, что их дома включены в программу незаконно, но проиграли. А потом собственники добивались отмены выкупной цены в 11 тысяч 22 рубля. Как считают «аварийщики», она незаконна, так как была установлена региональным подзаконным актом — протоколом закрытого совещания в Кабмине РТ, который к тому же нигде не был опубликован. Ко всему прочему, он был признан недействительным еще 22 февраля 2017 года самим же Кабмином. Но этот факт тоже держали втайне от «аварийщиков».

foto_3

Еще в декабре прошлого года в предновогоднем сборнике законодательных актов Исполкома Казани тихо-незаметно было опубликовано постановление о внесении изменений в муниципальную программу переселения из аварийного жилья, которое узаконило новую выкупную цену — 36 790 рублей за квадратный метр.

foto_4

 

foto_5

Однако все эти секретные материалы до сих пор не афишируются.

— На сегодняшний день в Казани действует муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города, утвержденная постановлением Исполнительного комитета от 11.09.2013 №7992, — сообщили в столичной мэрии в ответ на официальный запрос KazanFirst. —  Изменение выкупной цены находится на стадии рассмотрения в правительстве Республики Татарстан.

Так что все суды несогласные выселенцы проиграли.

— Зато мы нашли то самое постановление об отмене протокола, который устанавливал выкупную цену в 11 тысяч 22 рубля, — рассказывает юрист Игорь Малолетков, который помогает чистопольским «аварийщикам» судиться с Исполкомом. — И теперь мы подаем повторные иски в суд по вновь открывшимся обстоятельствам. Ведь если этот протокол не имеет юридической силы, то и договор с Исполкомом тоже ей не обладает.

Юрист считает, что людей просто взяли наскоком, поставив перед фактом, мол, мы ваши дома будем сносить, но зато вы получите такие-то деньги, а если не согласны, то ничего не получите.

— А ведь у многих жилье в более-менее приличном состоянии, при этом находится в центре города, имеет вполне приличные коммуникации, — рассказывает Игорь Малолетков. — Исполком отчуждает жилье и дорогой участок земли, а «аварийщика» с этой смехотворной компенсацией отправляет в ГЖФ. Но там предлагают не жилье, а заключение договора займа на приобретение квартиры. Это не одно и то же. То есть квартиру у тебя забирают сегодня, а другую обещают предоставить непонятно когда. Более того, когда компенсация за жилье приходит на счет конкретного человека, она блокируется и снять деньги он не может. А деньги либо в тот же день, либо на следующий уходят в ГЖФ. Потому что человек, когда подписывал договор, не прочитал, что там написано мелким шрифтом. А там написано, что он дает поручение банку перевести эти средства в ГЖФ в счет участия в программе будущего жилья.

Дом-фантом  

В декабре 2015 года семья Алены Костенко из Казани подписала договор на выкуп у государства аварийной квартиры из расчета 11 тысяч 22 рубля за квадратный метр. Но, по ее словам, деньги были перечислены не на ее счет, а на счет ГЖФ — в качестве целевой субсидии на соципотеку. В декабре 2016 года, как утверждает Алена, собственников пригласили в Исполком Казани, объяснили, что выкупная цена повысилась и нужно подписать допсоглашение с новой ценой — 38 400 рублей за «квадрат». Ей обещали, что деньги поступят на счет будущих новоселов еще до нового года. Однако вместо денег «аварийщики» получили новое обещание — в конце января.

— Потом — начало марта, потом — май, потом — конец июня, и все. Денег нет, — сетует Алена. — И сейчас уже нам говорят, что мы все деньги получили и что мы уже давно переселились. Я посмотрела — действительно, наш дом №24 по улице Красный Химик на официальном сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ числится как расселенный по стоимости 38 400 за квадратный метр и в августе его снесут. А куда мы пойдем? Мы обращались в Минстрой — там отправили в Исполком, а Исполком – в ГЖФ. У меня отец — инвалид. У меня восьмилетний сын. Мы с мужем до сих пор не получили никаких известий от ГЖФ. Где наш дом строится? Мы догадываемся, что нас отправят в ЖК «Салават Купере». Но там, я знаю, стройка медленно идет. Такие же аварийщики и соципотечники уже несколько лет ждут квартиры.

Елена Голякова из Альметьевска узнала о том, что ее дом признан аварийным в декабре 2014 года — когда Исполком подал на жильцов в суд, требуя принудительного расселения. Причем представитель администрации заявила суду, что «аварийная» комиссия была в доме еще в 2008 году, но, дескать, собственники до сих пор живут в своих квартирах.

— Мы пытались хотя бы отсудить компенсацию побольше, чем 11 тысяч 22 рубля за квадратный метр, но нам присудили на 100 тысяч меньше, — рассказывает Елена. — За упрямство, наверное. Я получила за трехкомнатную квартиру в 50 «квадратов», где мы живем вдвоем, 485 тысяч. За такие деньги даже комнату в общежитии у нас не купишь.

Женщина наотрез отказалась исполнять решение суда и намерена бороться за свои жилищные права дальше: она подала на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Но к непокорным «аварийщикам» каждый месяц приходят судебные приставы и приносят квитанции на штраф на 5 тысяч рублей с каждого собственника.

Дмитрий Васильев из Зеленодольска, который живет в центре города, тоже утверждает, что ни один из жильцов никакой комиссии в глаза не видел. Тем не менее четыре года назад ему пришло извещение, что в доме опасно жить.

— Мне предложили компенсацию в 492 тысячи рублей, — говорит зеленодолец. — В нашем городе за такие деньги можно купить хороший гараж. А мы эту квартиру купили за 1 миллион 300 тысяч. Причем купили в январе, сделали ремонт на сотни тысяч, а в декабре узнали, что дом признали аварийным.

Дмитрий сначала пытался доказать, что акт комиссии — липовый, судился два года, но проиграл. И теперь он тоже надеется только на «вновь открывшиеся обстоятельства». Судебное заседание назначено на 6 июля, и Дмитрий надеется на справедливое решение.

— Если граждане не согласны с решением, либо в случае нарушения прав и законных интересов, они имеют право обратиться в суд или же вывести дом из программы, — сообщила журналисту KazanFirst пресс-секретарь Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Гульназ Минниханова. — Прежде всего нужно провести общее собрание жильцов, которое признало бы дом пригодным к проживанию. Затем нужно провести обследование дома специализированной организацией. Будет создана межведомственная комиссия, которая полномочна выдать заключение о возможности реконструкции дома и включении его в долгосрочную программу капремонта.

Вот только дело это небыстрое, да и гарантии на успех не сулит. А между тем 1 сентября не за горами.

— Программа аварийного жилья в Республике Татарстан, безусловно, будет выполнена, — уверен Талгат Абдуллин.


Читайте также: «Это целая эпоха»: как в Казани готовятся к сносу комбината «Здоровье»


Василий Иванов/KazanFirst

Comment section

Добавить комментарий