«Что с нами будет, мы не знаем»: как живут казанцы в аварийном жилье  

Столетний дом на Подлужной
Столетний дом на Подлужной, 67 получил статус аварийного еще в 2009 году и
должен был попасть в адресную программу переселения в 2012-м. Дом до сих пор на
месте, а последние жильцы борются за получение новых квадратных метров.
Журналисты издания KazanFirst съездили к ним в гости, чтобы понять, в чем камень
преткновения на пути к переселению

Столетний дом на Подлужной, 67 получил статус аварийного еще в 2009 году и должен был попасть в адресную программу переселения в 2012-м. Дом до сих пор на месте, а последние жильцы борются за получение новых квадратных метров. Журналисты издания KazanFirst съездили к ним в гости, чтобы понять, в чем камень преткновения на пути к переселению.


Светлана Буракова — Казань

Ветхий дом с вековой историей

Дом, напоминающий все те жуткие здания из фильмов ужасов, располагается в довольно живописном месте на улице Подлужная, рядом с мостом «Миллениум» с видом на Казанку. Вековая постройка, чуть прикрытая небольшим административным зданием, находится в полуразрушенном, обветшалом состоянии. На придомовой территории расположились прогнившие деревянные постройки, гаражи и, к большой неожиданности, сарай с курами и петухом.

Сразу после нашего прихода во двор заехал автомобиль. Вышедший из него мужчина рассказал, что жил в доме на Подлужной около 30 лет. Сейчас ему 65, и он давно съехал отсюда, а пришел, чтобы забрать остатки вещей из гаража, потому что здание и прилегающие постройки скоро пойдут под снос. По словам собеседника, основная масса жильцов, особенно старики, уже давно съехала из запущенного дома, но 5-6 семей еще остались. Все они среднего возраста, у некоторых есть дети. То, что в здании есть обитатели, видно и с улицы: занавески, предметы быта на подоконниках, цветы.

FNR71558

К слову, экстерьер дома оказался еще плачевнее его интерьера. Грязный, смердящий подъезд, отсутствие света и признаков хоть какого-то ремонта, но не жизни. На лестничных площадках можно было наткнуться на детские ледянки, самокаты, игрушки. Здесь же — обувь и верхняя одежда. В первой же квартире нам ответил маленький мальчик, родителей которого дома не было, поэтому он, естественно, дверь не открыл. Зато соседи — семья Ивановых — встретили нас очень радушно и рассказали печальную историю борьбы за новое жилье и собственные квадратные метры.

«Что она вам подарила — старые стены?»

Андрей и Татьяна живут в квартире на Подлужной уже три десятка, вместе с тем в их собственности есть квартира напротив, которая досталась главе семейства от его матери по дарственной. Обе жилплощади приватизированы.

По словам Татьяны Ивановой, дом уже давно попал в категорию аварийного и переселение должно было начаться в 2009 году, а все ближние аварийные дома на Подлужной снесли еще в 90-х годах при президентстве Минтимера Шаймиева. Однако по непонятным обстоятельствам вопрос расселения дома №67 затянулся до нынешнего момента. Но Ивановы сокрушаются даже не потому, что дом не снесен, а что они и еще одна семья — единственные, кто до сих пор не получили новую жилплощадь по распределению. Ситуация усугубляется тем, что городские власти отказываются засчитывать метраж квартиры, которая досталась Андрею в наследство от матери, потому что в ней никто не прописан, а факт приватизации по каким-то причинам в расчет не был взят.

FNR71500

— Что с нами будет, мы не знаем. Сейчас были в Исполкоме — пришло распоряжение о сносе. Кто-то говорит, что давать новое жилье будут исходя из количества комнат, кто-то говорит — по метражам, кто говорит, что деньгами отдают — 11 тысяч за метр. Не знаю. Нам и еще одной семье до сих пор ничего не предоставили, одни отписки. Сначала говорили, что дадут в июне, потом в июле, теперь, вроде бы, в августе. Плюс не хотят засчитывать квартиру матери. Мы подавали в суд, прошли все инстанции, показали, что она приватизированная, но везде отказывают. Не выделяют жилье взамен этой квартиры, хотя мы за нее платим. В Исполкоме нам вообще сказали: «Что она вам подарила — старые стены?!». Ну как это старые стены, это же метры, — возмутилась Татьяна.

Но, как оказалось, факт получения новой квартиры взамен аварийной не гарантирует счастливого исхода. Татьяна рассказала, что их соседи, которые были прописаны в квартире впятером, получили новую на Гафури. Но проблема в том, что в ней всего 20 кв. м и значится она как квартира-студия. Вместе с тем жильцы дома имеют одну общую кухню на этаж. Интересно, что в некоторых случаях метраж этой кухни был учтен, а в некоторых нет. Объяснения такого выборочного подхода получены не были.

Между тем ремонт здесь был только в советское время, а крышу, которая уже заметно протекает, и вовсе никогда не латали.

FNR71370-1024x683

Переселять жильцов разваливающегося строения не торопились из-за отсутствия финансирования. Планировали это сделать в 2013 году, но вновь решение вопроса застопорилось. Очередная надежда появилась в 2017-м.

Владелец местного проката строительного оборудования рассказал корреспонденту KazanFirst, что аварийный дом и прилежащие постройки действительно скоро снесут, а территорию огородят высоким забором и начнут строительство. А дом, в котором находится его помещение, под снос не пойдет. Кроме того, оно выкуплено и находится в частной собственности.

— Насколько мне известно, было три варианта: строительство большой парковки, объединение территории с Кремлевской набережной, а третий план — хотят сделать и здесь большую набережную, соединить ее со стадионом и продлить вплоть до здания Вамина. Не знаю, насколько все это точно, — пояснил собеседник.

FNR71414

Свежих сведений о переселении и планах по сносу аварийного дома на Подлужной, 67 редакция KazanFirst не получила. На момент публикации материала мэрия не подготовила официальный ответ.


Читайте также: Реновация по-татарстански: хороший гараж вместо плохой квартиры


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *