«Это вы думаете, что мы просто людей с берега на берег перевозим, и все»

который связан с Балтийским
Казанский речной порт расположен на левом берегу на 1310 километре реки Волга.
Сейчас это один из ключевых транспортных центров, который связан с Балтийским,
Белым, Каспийским, Азовским, Чёрным морями. Поэтому его еще называют «Портом
пяти морей». Журналист издания KazanFirst отправилась к речникам, чтобы узнать,
как они живут сегодня, а заодно поздравить их с профессиональным праздником

Казанский речной порт расположен на левом берегу на 1310 километре реки Волга. Сейчас это один из ключевых транспортных центров, который связан с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским, Чёрным морями. Поэтому его еще называют «Портом пяти морей». Журналист издания KazanFirst отправилась к речникам, чтобы узнать, как они живут сегодня, а заодно поздравить их с профессиональным праздником.


Мария Рудакова – Казань

С чего все начиналось

День работников морского и речного флота России отмечается в нашей стране в первое воскресенье июля еще с советских времен. Этот профессиональный праздник установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 октября 1980 года.

Возникшая у волжского торгового пути Казань издревле является одним из крупнейших центров судоходства. Известно, что уже в XV веке на волжском Гостином острове вблизи города ежегодно проводилась весенняя ярмарка.

После присоединения Поволжья к Русскому царству в казанские пристани заходили суда купцов, которые под охраной стрельцов (и «ясаульных стругов») отправлялись караванами весной от Нижнего Новгорода до Астрахани и осенью из Астрахани вверх по Волге.

Указом Петра I в 1718 году на левом берегу Казанки на пустынной пашенной земле Зилантова монастыря у деревни Бишбалта (Бежболды) было создано адмиралтейство. Император самолично осмотрел его в 1722 году.

В течение последующих ста лет Казань являлась крупнейшим центром кораблестроения на Волге. Здесь была построена большая часть судов военной флотилии для Персидского похода 1722-1723 годов.

Во время Великой Отечественной войны в столице ТАССР (современный Татарстан) по Волге были эвакуированы мирные жители, многие предприятия, из Казани на фронт через пристани отправлялось большое количество военных грузов, особенно к осажденному Сталинграду. 19 июля 1941 года нашей пристани было вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР.

«Это вы думаете, что мы просто людей с берега на берег перевозим, и все»

Приказом министра речного флота СССР Зосима Шашкова в апреле 1948 года городская пристань была преобразована в Казанский речной порт.

Что происходит сегодня

Сейчас казанским портом управляет «Судоходная компания «Татфлот». Деятельность предприятия охватывает практически все направления, связанные с водным транспортом: перевозка пассажиров, буксировка судов, переработка грузов, разработка месторождений песчано-гравийной смеси, бурение разведочных скважин на твердые полезные ископаемые; добыча нерудных строительных материалов, производство продукции. Есть у компании и несколько своих филиалов.

Пассажирские перевозки — не основная деятельность «Татфлота». Это только один из видов деятельности. Зарабатывает компания на добыче нерудостроительных материалов. За счет этого и развивается. А пассажирские перевозки — они все убыточные. Осуществляются только за счет дотаций Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, так что от них прибыли никакой нет. Речники перевозят пассажиров согласно установленным тарифам, расписанию именно на ту сумму, которая датируется, и не более того.

«Это вы думаете, что мы просто людей с берега на берег перевозим, и все»

Те, кто пользуется речным транспортом, ездят в основном вверх по Волге на Остров Град Свияжск, а вниз — до Болгара, по реке Кама от Чистополя до Сухого Берсута. Есть еще и паромная переправа Зеленодольск-Вязовые.

Весь флот, который есть в казанском порту, — наследие СССР, нового за последние годы ничего не построено. Самому молодому кораблю — 35 лет. Чтобы купить хотя бы одно небольшое современное судно, нужно 250-300 миллионов рублей. Таких денег у компании нет.

— Но флот мы стараемся поддерживать в нормальном рабочем состоянии, а потом — нам ведь не дают расслабляться. Мы все прекрасно помним, что случилось с Булгарией. После этого случая в нашей системе произошел ряд изменений, которые были направлены на ужесточение требований, на ужесточение проверок и всех осмотров, инспекций. Мы зажаты в серьезные тиски. Корабль должен находиться в таком состоянии, как будто он только вчера выпущен с завода, и поблажки на то, что ему 35 лет, не делаются, — рассказывает директор по грузовым перевозкам компании «Татфлот» Александр Плаксин.

Наш собеседник говорит, что такой пристальный контроль создает даже трудности. Из всего транспортного состава пока принята ревизорами только половина. Потому в самый пик пассажирских перевозок не хватает судов на городских линиях. Людей, желающих уехать на дачи-огороды, больше, чем билетов в кассах.

«Это вы думаете, что мы просто людей с берега на берег перевозим, и все»

Говоря о доходной части казанских речников, Александр Плаксин отмечает, что сегодня они полностью обеспечивают песком дорожную отрасль Татарстана. Во время подготовки Казани к Универсиаде у компании были крупные контракты на работы в 39-м квартале столицы. Сейчас речники работают и в Самаре, и в Саранске, где ведется строительство стадионов к Чемпионату мира по футболу 2018 года.  В среднем в год речным портом Казани добывается 2,5-3 миллиона тонн нерудостроительных материалов.

— Добыча песка происходит на Каме — там стоят земснаряды «Прага». Это целый плавучий завод, люди живут там с семьями, женами, детьми. Там у них своя инфраструктура — столовые, спальни, они самодостаточные, обеспеченные. Потому что как лед сходит — мы их ставим, а как лед появляется – забираем обратно, так что они живут там, добывают все, грузят в баржи, а к баржам подходят теплоходы и по цепочке растаскивают их по городам.  В Казани все это перерабатывается. Вот та брусчатка, по которой вы по городу ходите, — это тоже из нашего песка, потому что туда идет не абы какой песок, а специальный. Поэтому наша самая основная деятельность — обеспечить строительную отрасль нерудостроительными материалами, — добавляет собеседник издания.

На капитанов не учат, ими становятся

Александр Плаксин проработал капитаном корабля четверть века, затем пришвартовался и вот уже несколько лет занимается административной частью. Вспоминая капитанские годы, рассказывает, что сложно было не физически, а морально. Поэтому на пенсию речники выходят с букетом болезней, связанных с нервной системой.

— Работа капитана связана с эмоциональными перегрузками, большой ответственностью. Круглые сутки управлять судном — это тяжело, вот на морских судах капитан редко выходит в рулевую рубку, он почти там не бывает, а в речных наоборот. При этом условия трудные — все же река не такая широкая, как море, движение напряженное, каналы, шлюзование, подходы к причалам, мелководье, — перечисляет наш герой тонкости работы. — На капитанов же нигде не учат, учат на штурманов, а капитанами становятся. Любой может стать штурманом, но не каждый дорастет до капитана. Тут нужно быть руководителем, воспитателем и моральным примером.

«Это вы думаете, что мы просто людей с берега на берег перевозим, и все»

Многие процессы сегодня в профессии речников автоматизированы, поэтому численность экипажей сокращается. Если раньше на судах были 32 человека экипажа, то сегодня — от 7 до 15. Каждые пять лет речной транспорт проходит проверку. Если комиссия находит недочеты, то компания получает предписание устранить их. Поэтому разговоры о том, что 40-летний теплоход – это старое судно, являются предубеждением. После ремонта непрофессионал не отличит его от нового.


Смотрите также: День речного флота в Казани


Фото: Василий Иванов

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *