Инвестор: Любой желающий сможет увидеть, что МСЗ в Казани экологически безопасен

Инвестиционная компания «РТ-Инвест»
Инвестиционная компания «РТ-Инвест», выигравшая госзаказ на строительство пяти
мусоросжигающих заводов в России, в том числе в Казани, впервые провела
презентацию амбициозного проекта

Инвестиционная компания «РТ-Инвест», выигравшая госзаказ на строительство пяти мусоросжигающих заводов в России, в том числе в Казани, впервые провела презентацию амбициозного проекта. 


Ильнур Ярхамов — Казань

Строительство заводов будет контролироваться через две вновь созданные компании — «Альтернативная генерирующая компания» АГК-1 и АГК-2. Первая отвечает за возведение МСЗ в Солнечногорске, Наро-Фоминске, Ногинске и Воскресенске, а вторая — в Казани. Суммарная мощность компаний в Подмосковье составит 280 МВт, а объем перерабатываемого мусора в каждой — 700 000 тонн. Масштабы казанского предприятия скромнее — 55 МВт и 550 000 тонн.

Миф о мусоросжигающем заводе и почему именно Казань

В своем выступлении генеральный директор инвестиционной компании Андрей Шипелов рассказал, что вокруг строительства заводов в обществе сегодня существуют несколько негативных мифов.

Инвестор: Любой желающий сможет увидеть, что МСЗ в Казани экологически безопасен

Андрей Шипелов

— Мы хотели бы особо подчеркнуть — заводы будут перерабатывать только те отходы, которые прошли предварительную сортировку и невозможны для вторичного потребления, — заявил Шипелов.

Далее он объяснил, что какой бы глубокой ни были сортировка и переработка отходов, они все равно имеют пределы. Например, бумагу можно использовать только при пяти циклах. Далее она теряет все свои качества. Полимеры — два цикла, но не все они пригодны для переработки.

В подготовке населения к раздельному сбору мусора тоже есть свои подводные камни, рассказывал глава «РТ-Инвест». Например, проблемы с отходами, как правило, испытывают крупные города и мегаполисы, где очень неоднородное население, есть процессы миграции, города пользуются популярностью у различных туристов. Культуре раздельного сбора мусора местных жителей можно воспитывать десятилетиями и добиться положительных результатов. Но приезжие и вновь прибывающие могут свести все на нет. В то же время Андрей Шипелов признает необходимость введения «пропаганды» в этой области, начиная с детских садов и школ.

На встрече не раз поднималась тема, почему именно Казань была выбрана в качестве города для размещения завода. Шипелов говорил, что его компанию со столицей Татарстана объединяют тесные связи.

Первый вход в мусорный бизнес «РТ-Инвест» совершила через компанию ПЖКХ, известную среди горожан больше под брендом «Чистый город. Чиста шәһәр». Сейчас она обслуживает 1,4 млн человек и перерабатывает 400 000 тонн ТБО ежегодно. То есть под контролем компании 90% городского рынка. В составе «РТ-Инвест» она с 2013 года.

До Москвы руки инвестиционной компании дотянулись на следующий год, в 2014 году, в лице компании «Спецтранс». Её масштаб по меркам казанского плацдарма скромнее — обслуживание 600 000 человек и контроль над 10% рынка.

Этой информацией в целом Андрей Шипелов и раскрыл предпосылки, почему Казани достался мусоросжигающий завод.

Вместе с Шипеловым на презентацию пришли гендиректор Hitachi Zosen Inova Франц-Иосиф Менгеде и вице-президент Андрес Кроненберг.

Выступление первого запомнилось тем, что топ-менеджер европейской компании говорил, что сжигание, то есть термическая обработка — это привычное дело для Старого Света.

— Согласно иерархии Еврокомиссии по обращению с отходами, на первом месте по приоритетности идет предотвращение их образования, затем подготовка к повторному использованию и переработка в энергию. Наименее приоритетным считается захоронение отходов, — утверждал Франц-Иосиф Менгеде.

Шипелов пообещал, что как только в Казани запустится завод, то в скором времени будет закрыт и законсервирован полигон «Восточный». В его модернизацию, кстати, «РТ-Инвест» также вложил огромные средства.

К слову, Менгеде сообщил, что, например, 2/3 выручки от мусоросжигающего завода в Лозанне от переработки отходов в энергию приходятся от тарифов местных жителей. А оставшаяся треть — специальный тариф на «зеленую энергию».

Skhema_raboty_msz

Что делать с золой и шлаком

Его коллега Андрес Кроненберг рассказал о технической стороне будущих заводов. Он пообещал, что отходы будут приниматься в герметичном помещении завода, что никакого запаха от предприятия в окрестностях не будет.

Швейцарский эксперт также заверил, что не будет никаких проблем со шлаком.

— Благодаря очень высоким температурам шлак, образующийся при горении, абсолютно безопасен. Металлы из шлака отбираются и повторно применяются. От шлака остается абсолютно инертный материал, который используется при строительстве дорог, — заявил Андрес Кроненберг.

Он также раскрыл технологию по выделению газов. По его словам, дымовые газы, которые образуются при сжигании, обрабатываются с помощью высоких температур и с добавлением дополнительного воздуха.

— Уже в котле есть очень сложная система, которая мониторит, чтобы газы дожигались до более 1 000 градусов Цельсия. Это означает, что абсолютно все вредные вещества при такой температуре разрушаются. Каждая молекула органических веществ, — уверял спикер.

Инвестиционный директор «РТ-Инвест» Анастасия Верезубова была более конкретна в этой части.

Инвестор: Любой желающий сможет увидеть, что МСЗ в Казани экологически безопасен

Анастасия Верезубова

— Опасными являются только 3% от перерабатываемых отходов. Имеется в виду летучая зола, которая остается на фильтрах. Она обычно стабилизируется, смешиваясь с цементом, и захороняется на полигонах. Есть мировой опыт, когда эти отходы используются в строительстве. Мы будем изучать мировые технологии, по которым они используются в дорожном строительстве, — заявила она.

Анастасия Верезубова отметила, что пока до 2021 года будет вестись строительство первых трех заводов, они изучат мировой опыт в обращении со шлаками и пылью и сделают выводы.

Франц-Иосиф Менгеде и Андрес Кроненберг несколько раз подчеркивали, что это «РТ-Инвест» предложил открыто публиковать значения по выбросам на заводах. Видимо, гости из Швейцарии как-то иначе смотрели на работу с общественностью.

— Все выбросы будут мониториться 24 часа в сутки. Результаты доступны публично. Здесь мы будем прозрачны. Любой желающий сможет увидеть, что завод экологически безопасен, — говорил Кроненберг.

Инвестор: Любой желающий сможет увидеть, что МСЗ в Казани экологически безопасен

Андрес Кроненберг

Вообще, гвоздем презентации можно считать выступление Анастасии Верезубовой. Она очень много фактологического раскрыла по будущим заводам.

Например, каждый завод в Московской области обойдется в 31,3 млрд рублей. Казанский оценивается в 24,6 млрд рублей. Всего инвестиционные затраты на весь проект достигают 150 млрд рублей. Из них 20% — собственные средства инвесторов проекта, а 80% — банковский заем.

Инвестор: Любой желающий сможет увидеть, что МСЗ в Казани экологически безопасен

Франц-Иосиф Менгеде

Сколько стоит 

Первые три завода, среди которых и казанский, предполагается ввести в эксплуатацию к 2021 году. По операционным затратам ежегодно у московских заводов будет уходить 1,5 млрд рублей — 40% на обращение с золошлаковыми отходами, 40% — на техническую поддержку, 10%  — на персонал и 10%  — на реагенты для системы газоочистки.

Самыми дорогостоящими на заводе считаются котел и система газоочистки. Их цена приближается к 22 и 15% от суммарной стоимости всего оборудования на предприятии.

Анастасия Верезубова также раскрыла источники выручки заводов. Деньги будут приходить за прием отходов, «зеленый тариф» и продажу электроэнергии. То есть около 16%, более 70 и 12% соответственно. В итоге получается, что с одной тонны отходов будет зарабываться 11 000 рублей, резюмировала Верезубова. Срок окупаемости заводов — 15 лет.

Несколько журналистов поинтересовались у неё, стоит ли ожидать повышения тарифов для рядовых пользователей электроэнергии. Ведь крупным промышленным предприятиям этого уже не избежать. Верезубова заверила, что гражданам не за что волноваться.

А по предприятиям она привела пример с московским метрополитеном. По её словам, это самый крупный потребитель электроэнергии в Москве. Появление рядом со столицей России мусоросжигающих заводов, вырабатывающих электроэнергию, приведет к росту тарифа на 2%. В себестоимости билета на московское метро электричество составляет 11%. В результате билет подорожает всего на 0,37%. Другими словами, в 50 рублях это будет 15 копеек. В Казани предприятия ощутят рост тарифа до 2%.

Шипелов по завершении презентации анонсировал начало работы сайта, на котором будет собираться вся информация о строящихся заводах, в целом о проекте.

— Мы запускаем инструменты, чтобы с нами можно было общаться в любое удобное время — наши аккаунты в соцсетях и мессенджерах. И не только с нами как акционерами, но и со всеми специалистами, которые работают над проектом. Это и экологи, и технические специалисты, которые изготавливают оборудование. Они будут отвечать на вопросы, даже самые неудобные, — заверил топ-менеджер инвестиционной компании.

Он также намекнул журналистам, что сам готов посетить Казань и встретиться с жителями города, выступающими против строительства завода.

Инвестор: Любой желающий сможет увидеть, что МСЗ в Казани экологически безопасен

— Нам предстоит огромная работа в поле. Я очень люблю Казань, там у нас был старт, мы обязаны показывать нашу визитную карточку — ПЖКХ, «Чистый город». Мы всегда в Казани будем участвовать в любых дискуссиях. Мы отвечаем за наш проект, — заявил Андрей Шипелов.


Читайте также: Эксперты против строительства в Татарстане мусоросжигательных заводов


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: