OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Бизнес на знаниях: как казанские отличники зарабатывают на подготовке к ЕГЭ и ОГЭ


KazanFirst продолжает рассказывать об оригинальных идеях молодых предпринимателей столицы Татарстана. На этот раз героем нашей рубрики стал Айрат Халиуллин — основатель школы подготовки к выпускным экзаменам, преподаватели которой не профессоры с 25-летним стажем, а молодые выпускники школ и студенты, хорошо сдавшие экзамены.


Светлана Буракова — Казань

Основной головной болью старшеклассников, вне зависимости от их интересов, занятости и отношения к учебе, становится сдача выпускных экзаменов — ОГЭ и ЕГЭ. Общее волнение от неопределенного будущего нагнетается страхом завалить тесты, не поступить в нужный вуз и на бюджет, разочаровать родителей и учителей. Таким образом, перед учеником и его семьей встает вопрос о подготовке к экзаменам. Но как найти хорошего репетитора, который сделает из любимого и напуганного чада гения ЕГЭ, и не влететь в копеечку — вопросы сложные. Из ответов на них и формировалась концепция школы по подготовке к выпускным экзаменам.

«120 тыс. рублей за точку»

Карьера Айрата Халиуллина как проводника школьников к высоким баллам по ЕГЭ началась еще в студенчестве, когда мамы учеников, зная, что он сдал экзамен по физике на 100 баллов, стали обращаться к нему за помощью в репетиторстве. За одним старшеклассником пришел второй, третий. Так Айрат преподавал уже у пяти старшеклассников одновременно, причем результаты работы оказались высокими.

— В какой-то момент мне стало скучно пять раз в неделю ездить домой к разным людям и рассказывать одно и то же. Так было принято решение объединиться в группу. Я снял офис на Бутлерова, мы придумали название Школа «Квентин», я нашел таких же коллег, как и я, по математике, обществознанию, русскому. Мы собрали денег, закупились всем необходимым и начали работать, — рассказывает предприниматель и уточняет, что для запуска первой точки потребовалось порядка 100 тыс. рублей. Необходимо было купить мебель, технику, дополнительное оборудование, заплатить аренду.

foto_2

По регламенту занятия проходили по 1,5 часа два раза в неделю. За первый год школе удалось выпустить порядка 60 детей, все они показали отличные результаты. На второй год бизнес расширился и школа обзавелась еще двумя аудиториями в Казани, выпустив по результатам работы уже 150 детей. Так, с каждым годом показатели по количеству выпускников удваивались и в сентябре 2015 года казанская школа открыла филиал в Москве.

— Мы запустили там одну аудиторию на Поклонной горе и применили все те же самые технологии. Было немного трудно, потому что московский ребенок сильно отличается от татарстанского. Дети из Казани старше ребенка из Москвы примерно года на два-три: они могут сами платить за свои уроки, они точно знают, куда хотят поступать и кем будут через два года и т. д. А подростки в столице больше думают о новом скейтборде и прогулках в парке Горького. Поэтому мы немножко переконструировали подход наших занятий и приглашений на уроки, — вспоминает Айрат.

Проработав полгода в Москве, Айрат понял, что схема действует на территории любого города. Это стало поводом для открытия в 2015 году точки еще и в Зеленодольске. Сейчас в проекте 62 города, 30 из которых уже запущены и отработали какое-то время, а 32 — это те, которые открываются в сентябре. Все представительства работают по франшизе, кроме Казани, Москвы и Нижнего Новгорода, руководителем которых является сам Айрат.

Так, на сегодняшний день на запуск одной аудитории нужно 120 тыс. рублей. Самая большая часть затрат приходится на технику, затем идет мебель и аренда. При работе по франшизе предполагается оплата еще паушального взноса в размере 200-250 тыс. рублей, то есть общая сумма затрат составит 320-370 тыс. рублей. Согласно плану, к 1 августа партнер подбирает помещение и начинается его обустройство, примерно к 10 августа идет поиск порядка 40 преподавателей для собеседования, а со 2 сентября владелец франшизы и два его лучших преподавателя идут по школам. Если не учитывать паушальный взнос, то окупаемость одной точки составляет примерно два месяца с выходом на ежемесячную чистую прибыль в 100-120 тыс. рублей. Если работа ведется по франшизе, то окупаемость — пять месяцев.

Преподаватели выступают еще и психологами

Главной особенностью работы школы является молодой кадровый состав преподавателей. Для понимания: 24 года — это уже критический возраст и своего рода пенсия в условиях преподавательской карьеры в «Квентине». Такой подход выбран намеренно. По мнению Айрата, это создает дружественную атмосферу в коллективе, а одна возрастная категория учителя и ученика позволяет им лучше понимать друг друга, снять психологический барьер, что в разы увеличивает процент усвоения материала.

foto_3

— Педагогом может стать только тот человек, который хорошо сдал ЕГЭ. Он должен качественно и максимально компетентно подавать материал, без лишней «воды». У нас нет образования, мы просто хорошо сдали ЕГЭ и можем передать свой опыт. Наша школа — очень интересный организм: если ты отучился в нем, то понимаешь, как это работает. Также если ты просто хорошо сдал ЕГЭ, то можешь прийти к нам преподавателем или даже управляющим. Например, у меня был ученик, с которым я три года занимался физикой. Он уехал поступать в Москву и стал там же управляющим школы. Здесь ребенок чувствует себя в своей тарелке, а мы можем увидеть проблемы, которые реально его беспокоят, — поясняет владелец школы.

Процент недоверия со стороны родителей составляет примерно треть от общего числа. Эта категория точно не приведет своих детей к молодому преподавателю. Тем не менее менять концепцию и мешать молодых и взрослых педагогов Айрат не собирается, поскольку школа занимает вполне конкретную нишу на рынке, тем более что спрос все равно высок и родители тех детей, которые ходят в его школу, довольно сильно ей доверяют как по учебной, так и по социальной части.

— Приходила мама однажды, говорит: «Вот моя дочь, все хорошо, мы записываемся к вам, нам все нравится. Только есть одна проблема — у нее в голове не учеба совсем, а мальчик. Поговорите как-то с ней». То есть родитель понимает, что сверстники ее дочери сумеют донести до нее какую-то информацию лучше, чем она сама, — поделился историей собеседник.

«Снимаем розовые очки и ведем отчет для родителей»

Одна группа предусматривает вместимость восьми человек, так как это оптимальная цифра для размещения и эффективности усвоения материала.

Что касается принципов работы с детьми и системы отчетности перед родителями, здесь тоже все довольно просто и прозрачно. Каждые два месяца учениками пишутся пробные ЕГЭ, которые ничем не отличаются от реальных. Так появляется понимание, какой прогресс и есть ли он вообще. Это наглядно и для родителей.

— Мы даем конкретную сводку по пробникам и анализируем. И если ребенок в декабре пишет пробник на 40 баллов, то на бюджет он уже не поступает никак. Тут же родители могут сами анализировать: «Так, Москву отметаем, значит, смотрим казанские вузы». Кроме того, мы всегда на связи с детьми: у них есть своя беседа с преподавателем, где они могут решить совместно любое задание. Плюс мы делаем так, чтобы ученик дошел до конца. То есть конечная точка — это поступление или непоступление в вуз, а не просто сдача экзамена, — отметил молодой предприниматель.

Кстати, в период двухмесячного летнего простоя школа не прекращает работу. Она продолжает давать уроки для 10-классников, которые переходят в 11 класс.

Помимо физического присутствия на занятиях у детей школы есть возможность заниматься онлайн. Например, было разработано онлайн-приложение по решению ЕГЭ по математике, программу обучения для которого преподаватели полностью проработали сами. За три года существования приложения его скачали порядка 1 млн человек. Оно доступно абсолютно бесплатно.

foto_4

Что касается конкуренции, то на рынке образовательных услуг она довольна ощутимая. После появления школы Айрата в Казани родилось еще порядка 10 схожих проектов, причем три из них — под началом его бывших учеников.

— Что нам позволяет держать уровень — это качественный обход школ: у нас есть уже наработанный опыт в этом и наработанная репутация. В самых больших планах хотим выйти на цифру в 300 аудиторий и есть потенциал по охвату в 169 городов, — рассказал о дальнейшем развитии бизнеса Айрат и добавил, что упор сделают также на онлайн-уроки, особенно для тех населенных пунктов, где школу помощи по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ открывать не рентабельно, но желающие есть.


Читайте также: Казанский бизнесмен: Людям нужен парикмахерский «фастфуд»


 


Опубликовано 17.07.2017

Комментировать