«Мы и так жили вопреки»: новое правило распределения доходов загоняет челнинский театр в долги

Российское авторское общество обратилось в суд с иском к русскому драматическому театру «Мастеровые». С чем это связано и чем грозит челнинцам — в материале KazanFirst
Российское авторское общество обратилось в суд с иском к русскому драматическому
театру «Мастеровые». С чем это связано и чем грозит челнинцам — в материале
KazanFirst

Российское авторское общество обратилось в суд с иском к русскому драматическому театру «Мастеровые». С чем это связано и чем грозит челнинцам — в материале KazanFirst.


Даниил Ляпунов — Набережные Челны

Заявление с просьбой взыскать с «Мастеровых» 1 млн рублей попало в суд в начале июля, но сейчас дело оставлено без движения – «полномочия лица, подписавшего иск, документально не подтверждены», говорится на сайте Арбитражного суда. Обращение в суд — вынужденная мера, объясняют в пресс-службе Российского авторского общества (РАО). Театр копит долги по авторским выплатам с октября 2015 года. Сейчас их набралось 709 142 рубля. Сюда же добавились пени за задержку платежей — 556 316 рублей. Позже авторское общество «поумерило аппетит» и снизило сумму до 290 857 рублей — общая сумма иска составила 1 млн.

С 2015 года задолженность «Мастеровых» только растет, отмечают в РАО. Претензии по этому поводу неоднократно высказывались руководству театра, составлялись графики ежемесячных платежей. Но толку от этого было мало.

— Мы по-прежнему готовы к переговорам. Иск в суд стал для нас вынужденной мерой. Надеемся, что руководство театра найдет выход из сложившейся сложной финансовой ситуации и театр продолжит работать и радовать зрителей новыми постановками, — отмечают в пресс-службе учреждения.

lB4Id72Ki-s

Долги перед РАО — рабочий момент, но раньше до суда не доходило

Ничего экстраординарного в иске Российского авторского общества нет, отмечает руководитель «Мастеровых» Армандо Диамантэ, — театр всегда был должен РАО какие-то суммы. Ведь с каждого спектакля порядка 14% заработанных средств уходит на авторские выплаты. И эти выплаты по мере возможностей учреждения культуры делались — не всегда в срок, но консенсус находить удавалось.

— Я бы сказал так: в нашем королевстве так дела не делаются. Мы всегда предпочитали договариваться и все свои вопросы решать мирно. Дело в том, что РАО в какой-то степени монополист. Можно, конечно, напрямую с авторами заключать договоры. Но не со всеми это получается. Поэтому с РАО мы должны работать.

Обращение в суд руководитель Челнинского русского драматического связывает со сменой руководства, которая не так давно произошла в федеральной структуре.


Читайте также: «Челны созрели для нового театра, но на это надо 1 млрд рублей»


53CJJpXM71w

— Я это мотивирую только тем, что новый человек решил показать, как он, засучив рукава, решает вопросы. Другого у меня объяснения нет. Мы от этих долгов не отказываемся, мы их периодически оплачиваем и будем оплачивать, — говорит он.

В театре не сомневаются, что иск будет удовлетворен, ведь долг признают обе стороны. Но как получится единовременно взыскать такую крупную сумму — вопрос открытый. Ведь если бы у «Мастеровых» были эти деньги, они бы и так отправились в РАО. По мере возможностей платежи и так идут, отмечает Диамантэ, — 100 000 рублей перевели только в июле.

Причина задержки платежей — новое правило распределения заработанных средств

Одна из причин, по которым возникла задержка платежей — действующая с 2017 года система распределения заработанных театром средств. Ранее доходы делились пополам — 50% уходило на зарплаты сотрудникам, 50% — на прочие нужды «Мастеровых», в том числе и выплаты РАО. Теперь в силу вступило правило 75/25 — большая часть уходит в зарплатный фонд, а меньшая тратится по усмотрению театра.

PhPWjF5wMwU

— Когда тебе оставляют 25%, на которые ты должен поставить спектакли, покупать топливо, выезжать на гастроли, платить налоги, и в среднем 14% отдавать РАО. Как? Мы это объясняли РАО, там сказали, что это наши проблемы, — сетует Диамантэ.

Нельзя сказать, что теперь зарплаты сотрудников театра сильно выросли — скорее остались на том же уровне. А накапливающиеся средства висят мертвым грузом — потратить эти деньги на те же выплаты РАО нельзя.

С местными авторами работать было бы удобнее, но их нет

Гораздо удобнее было бы работать с местными драматургами и композиторами — с ними можно договориться «на месте», минуя посредников в лице РАО. Многие авторы принципиально не имеют дел с Российским авторским обществом, рассказывает Диамантэ, — не хотят лишаться части денег. Но пока среди жителей Челнов местного Шекспира или Чайковского найти не удалось.


Читайте также: Назад в СССР. Власти Челнов задумались о плане досуговой работы на предприятиях, чтобы раз в полгода каждый работник с семьей посещал театр или выставку


— Местных, к сожалению, нет — ни композиторов, ни драматургов. Мы даже режиссеров не берем местных, хотя они есть, но у нас очень высокие требования к уровню мастерства. Поэтому мы предпочитаем за какие-то деньги нанимать режиссеров из Петербурга. Мы бы с удовольствием взяли какую-нибудь местную пьесу. Но пока мы не встретили ничего такого, что нас бы заинтересовало. Поэтому вынуждены обращаться к Гоголю, Булгакову, Агате Кристи.

DWpaTCct60M

Если мэр не поможет: нужно не финансовое, а политическое решение

«Мастеровые» — театр муниципальный и никакого отношения к Министерству культуры по большому счету не имеет. Поэтому помощи стоит ждать лишь от самих жителей Челнов, от мэра города Наиля Магдеева, отмечает руководитель учреждения.

— Если мэр нам не поможет, у кого еще есть выход на президента? Здесь нужно не финансовое решение, а политическое. Не думаю, что президент ставил задачу уничтожить все театры. Убежден, что Минфин его ввел в заблуждение, утверждая, что это решение универсальное и подойдет для всех, в том числе и для учреждений культуры. Мы писали в Минфин. Они нам ответили, что производство спектаклей не является первоочередной задачей театра. Что тогда является? Тогда я могу сказать, что формирование бюджета республики не является основной деятельностью Минфина. И требую отобрать у них все калькуляторы.

Министры приходят и уходят, отмечает Диамантэ, а театр остается. Поэтому «Мастеровые» сейчас активно готовится открывать новый сезон в сентябре.

— Мы и так жили вопреки, а не благодаря чьей-то помощи. Так что нам не привыкать. Даже если РАО арестует наши счета, уверяю вас — мы спектакли выпускать будем.

BtxI4ka6WX0


Наша справка

Российское авторское общество (РАО) — некоммерческая организация, созданная для коллективного управления авторскими правами. Организация — своеобразный посредник между правообладателем (например, автор песни) и приобретающим право на использование (например,  радиостанция). В нынешнем виде РАО существует с 1993 года. Совокупный объем сборов общества растет с каждым годом — по данным на 2011 год, сумма достигла 2,9 млрд рублей.

Часть авторов сознательно не сотрудничают с РАО, так как не хотят отдавать часть заработанных средств посредникам и не понимают схемы и механизмы работы организации. В июне 2016 года руководитель Российского авторского общества Сергей Федотов был арестован по подозрению в мошенничестве, что вызвало большой общественный резонанс.


Читайте также: Какими могли стать Челны: автомобиль Кулан, памятный знак в парке Победы и здание нового Татдрама


Фото: vk.com/rusdramteatr

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *