«Эффект домино, созданный крахом ТФБ, еще не исчерпан»

Центральный банк России отозвал лицензию у Спурт Банка. Это уже шестая кредитная организация (Татфондбанк
Центральный банк России отозвал лицензию у Спурт Банка. Это уже шестая кредитная
организация (Татфондбанк, ИнтехБанк, Татагропромбанк, Анкор Банк и Булгар Банк
были ранее), деятельность которой аннулирована в Татарстане

Центральный банк России отозвал лицензию у Спурт Банка. Это уже шестая кредитная организация (Татфондбанк, ИнтехБанк, Татагропромбанк, Анкор Банк и Булгар Банк были ранее), деятельность которой аннулирована в Татарстане.


Ильнур Ярхамов — Казань

Представители регулятора отмечают, что по величине активов Спурт Банк на 1 июля 2017 года занимал 183 место в банковской системе Российской Федерации. При этом в официальном сообщении ЦБ одной из причин отзыва лицензии называется неадекватная оценка принятых рисков при неудовлетворительном качестве активов.

Еще за пару месяцев до этого шага Центробанка Агентство по страхованию вкладов (АСВ) возложило на себя функции временной администрации. Случилось это 28 апреля. С этого времени в кредитной организации велось тщательное обследование финансового положения. Регулятор 4 мая заявил, что плановая проверка банка завершилась.

— Итогом проведенного обследования стало объективное отражение стоимости активов в отчетности организации, что привело к полной утрате ее собственных средств (капитала). Сложившаяся ситуация является следствием низкой диверсификации активов — значительная часть кредитного портфеля Спурт Банка была направлена на финансирование крупного инвестиционного проекта подконтрольных бенефициару банка предприятий, финансовое положение которых в настоящее время оценивается как критическое, — отмечают представители ЦБ.

Под инвестиционным проектом здесь подразумевается предприятие «КЗСК-Силикон», подконтрольное председателю правления Евгении Даутовой через структуру «Газ-Маркет».

foto_2

В Центробанке утверждают, что не раз применяли в отношении Спурт Банка меры надзорного реагирования. Но руководство и собственники оставались глухими — не предпринимали эффективных действий, направленных на нормализацию деятельности.

АСВ санацию банка посчитало экономически нецелесообразным из-за низкого качества активов, величины выявленного дисбаланса между стоимостью активов и обязательствами. Каков именно дисбаланс — в заявлении ЦБ не уточняется.

Как сообщили KazanFirst в АСВ, информацию о финансовом состоянии банка Агентство сможет предоставить кредиторам в установленном порядке только после назначения его конкурсным управляющим в соответствии с решением Арбитражного суда.

Также все нормативы достаточности собственного капитала упали у банка ниже 2%, к минимальному значению скатился размер собственного капитала.

В пятницу, 21 июля, на своем сайте АСВ распространило сообщение, в котором говорится о продолжении выплат страхового возмещения. Причем здесь выступает только один банк-агент — Сбербанк. И делает страховые выплаты за свой счет. Ранее эта процедура осуществлялась АСВ. Но в последнее время денежный фонд Агентства истощен, отмечают эксперты.

— Прием заявлений и выплата возмещения продолжают осуществляться через ПАО «Сбербанк», действующее от имени Агентства и за его счет в качестве банка-агента. Информация о перечне подразделений банка-агента, осуществляющих выплаты возмещения по вкладам, размещена на сайте АСВ в разделе «Страхование вкладов/Страховые случаи», — отмечается на сайте АСВ. Более подробную информацию вкладчики могут получить по телефону: 8-800-200-08-05.

Пресс-секретарь «Сбербанка Татарстана» Светлана Кудряшова сообщает, что вкладчикам Спурт Банка выплачено более 82,5%. Объем вкладов составил 9,6 млрд рублей. Выплаты будут осуществляться до 12 августа.

Эффект домино, созданный в Татарстане Татфондбанком, ещё не исчерпан

— К сожалению, стоит констатировать, что эффект домино, созданный крахом ТФБ, консолидировавшего свыше 40% активов республиканской банковской системы, еще не исчерпан. По большому счету, если не считать «Ак Барс» банк, да и то с существенными оговорками, кредитных организаций, способных противостоять идеальному шторму в банковском секторе в республике, практически нет, — отмечает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

Он отмечает, что доверие вкладчиков, как физических, так и юридических лиц, подорванное Татфондбанком, вряд ли восстановится быстро. Перетекание клиентов в пользу участников рынка федерального уровня продолжится как минимум в перспективе 1,5-2 лет. И это при условии, что череда банкротств хотя бы ненадолго прервется, что трудно ожидаемо, рассуждает эксперт.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Кирилл Яковенко считает, что отзыв лицензии приведет к началу процедуры банкротства банка, активы кредитной организации подвергнутся переоценке и будут реализованы в ходе конкурсного производства. За счет сформированной денежной массы полностью или частично погасят требования кредиторов.

— Сотрудники банка в этом ключе пострадают меньше прочих — выплаты задолженностей по заработной плате, выходных пособий осуществляются в приоритетном порядке. А вот «превышенцам» после получения страховых выплат придется ждать с прочими кредиторами — на практике удовлетворить полностью или частично их требования удается далеко не всегда, — резюмирует эксперт.

В Татарстане остаются 14 региональных банков

— Считаю, что ликвидация Спурт Банка может иметь негативные последствия для банковского сектора Татарстана в краткосрочном аспекте, — высказывает мнение Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента компании «Альпари».

С её слов, последствия объясняются тем, что деньги вкладчиков-физлиц пойдут в федеральные банки. Но в среднесрочной перспективе ситуация в республиканской банковской системе вернется к равновесию.

Наталья Мильчакова говорит, что сегодня в Татарстане останутся только 14 республиканских банков. То есть регион после отзыва лицензии у Спурт Банка и с учетом прошлых громких банкротств потерял 1/5 своих кредитных организаций.

— Но, проиграв в количестве, Татарстан сможет выиграть в качестве. Я не считаю, что к банкам республики полностью утрачено доверие. Наоборот, повысится доверие к оставшимся надежным банкам, а к банку «Ак Барс» доверие почти никогда не снижалось, — рассуждает финансовый аналитик.

Эксперт полагает, что даже после разделения банков на банки с базовой лицензией и универсальнойв регионе останутся как минимум восемь крупнейших финансовых учреждений, у которых капитал превышает 1 млрд рублей (напомним, что для получения универсальной лицензии нужно, чтобы капитал банка был не ниже 1 млрд рублей). Лидером, безусловно, останется банк «Ак Барс», а большинство остальных получит универсальную лицензию, некоторые небольшие банки смогут получить базовую лицензию.

— Так что будущее у банковской системы Татарстана, конечно, есть. После кризиса она станет сильнее, — считает Наталья Мильчакова.

На вопрос о том, что делать вкладчикам Спурт Банка, эксперт отвечает, что расчетные счета юрлиц не страхуются в АСВ и не подлежат возврату. Юрлицу, у которого в обанкротившемся банке «застрял» расчетный счет, нужно обратиться во временную администрацию за возвратом денег, однако проблема в том, что придется достаточно долго ждать своей очереди, так как требования по имуществу предприятия-банкрота или банка-банкрота удовлетворяются в последнюю очередь.

Можно также, продолжает Наталья Мильчакова, истребовать застрявшие деньги через суд, но это тоже длительная процедура. Вернуть деньги физлицам-«превышенцам» в полном объеме из обанкротившегося банка почти невозможно.

— Но есть хороший способ застраховать свои риски самому еще до наступления форс-мажорных событий. Это стратегия «не класть все яйца в одну корзину». Изначально, например, разделить сумму вклада, превышающую 1 400 000 рублей, между депозитами в разных банках (причем желательно, чтобы хотя бы один депозит был открыт в Сбербанке) либо в одном и том же банке открыть депозиты на родственников, — дает совет эксперт.


Читайте также: Худший торговый центр Казани выбрали жители столицы Татарстана


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: