Детсады Татарстана не сдали экзамен по татарскому языку министру образования

В новом учебном году языковой ревизии подвергнутся все дошкольные учреждения республики. Об этом заявил глава Минобрнауки Татарстана Энгель Фаттахов на «августовском педсовете»
В новом учебном году языковой ревизии подвергнутся все дошкольные учреждения
республики. Об этом заявил глава Минобрнауки Татарстана Энгель Фаттахов на
«августовском педсовете», который прошел в Муслюмово. Руководитель ведомства
раскритиковал районы за нежелание сохранять традиции и татарский язык, а также
возложил на директоров школ обязанность популяризировать родную речь

В новом учебном году языковой ревизии подвергнутся все дошкольные учреждения республики. Об этом заявил глава Минобрнауки Татарстана Энгель Фаттахов на «августовском педсовете», который прошел в Муслюмово. Руководитель ведомства раскритиковал районы за нежелание сохранять традиции и татарский язык, а также возложил на директоров школ обязанность популяризировать родную речь.  


Ильнур Ярхамов — Казань

Всю последнюю неделю в райцентре Муслюмово проходил большой республиканский педсовет. Учителя на различных площадках обменивались опытом и думали над тем, как сделать систему образования лучше. Итогом общего обсуждения стало пленарное заседание, которое прошло с участием президента Татарстана Рустама Минниханова.

Мероприятие называлось «Этнокультурный и воспитательный потенциал системы образования в Республике Татарстан». Его участники практически в равной степени поднимали проблемы как национального образования в республиканских детсадах и школах, так и профобразования в техникумах и колледжах. О первом докладывал министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов, а о втором говорил Рустам Минниханов.

В Татарстане низкие показатели в обучении на родных языках

Преподавание родных языков должно основываться на научном подходе. А это достижимо только тогда, когда у республики появится собственный исследовательский институт национального образования. Ранее в Казани уже был Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, который в дальнейшем стал структурной частью КФУ. Поэтому министр говорил о «возрождении» национального вуза.

— В 90-е годы в Татарстане функционировал исследовательский институт национального образования. Считаем, что необходимо возродить его при Академии наук. Будет использоваться имеющийся научный потенциал. Это не потребует финансовых вложений. Просим поддержать это предложение, — обратился Энгель Фаттахов к президенту Татарстана Рустаму Минниханову и обратил внимание на то, что в республике не представляется возможным написание диссертаций по татарской филологии на родном языке.

foto_2

При этом, по словам главы Минобрнауки, требование о включении в федеральный список учебников, переведенных на татарский язык, «излишне», а вот подтянуть знания младшеклассникам не помешает. Министр посетовал, что в Татарстане есть трудности с реализацией проведения проверочных работ среди учеников 4-х классов на родных языках. Отдельно Фаттахов остановился на вопросе новой редакции федеральных образовательных стандартов, которые, по его мнению, требуют доработки с учетом «национальных региональных особенностей».

Другая сложность с этнокомпонентом в системе республиканского образования — только около половины детей-татар могут получать знания на родном языке. Поэтому в каждом муниципалитете должны быть сотрудники, ответственные за его сохранение и развитие.

— В Казани сохранены такие должности. И в Исполкоме, и в администрациях городских районов. Это хороший пример, — заметил Энгель Фаттахов. Поэтому он перед работниками системы образования сформулировал две задачи. Во-первых, помочь семьям в воспитании детей с опорой на национальные традиции и татарский язык. Во-вторых, функционирование детсадов с родным языком. По результатам выборочной проверки 40 ДОУ оказалось, что воспитатели на сто процентов знают язык только в 24-х из них. Для четырех детсадов пришлось изменить статус, заведующих отправить повышать квалификацию.

foto_3

— Слабо обеспечена преемственность: только треть детей продолжает обучение в национальных школах, — резюмировал глава ведомства. Энгель Фаттахов пообещал, что в новом учебном году языковой ревизии подвергнутся все дошкольные учреждения Татарстана.

— Уважаемые главы районов, отчеты с высокими показателями охвата детей обучением на родном языке при отсутствии его в реальности — самообман. Деятельность татарских школ, особенно в городах, требует вашего особого внимания, — заявил министр. Он также рассказал, что в таких «исконно татарских районах», как Сабинский, Атнинский, Апастовский, Кайбицкий, ни один школьник не пожелал продолжить обучение в старших классах на родном языке.

— Популяризовать татарский язык — задача директоров школ, которая зависит от их профессионализма. Умение сформировать команду, тесная работа с родителями. Успешный пример — татарская гимназия №2 в Казани, которая работает как центр национального образования. Если в этом году они выпустили из начальной школы два класса, то 1 сентября принимают уже пять, — заявил Фаттахов.

Глава Минобрнауки также заявил, что в структуре его ведомства необходимо создать управление по воспитательной политике в Татарстане.

Нужно искать новые формы и ориентироваться на мировой уровень

Рустам Минниханов призвал на совещании переключиться с создания сети ресурсных центров на распространение многофункциональных площадок в Татарстане.

— Сегодня в республике существует 25 ресурсных центров, еще пять-шесть — на подходе. Понятно, что все районы хотят, чтобы они появились. Но их число не может быть безграничным. Это связано и с человеческим капиталом, и с заказом. Поэтому неплохая форма, которую мы тут в Муслюмово увидели, — это многофункциональные центры, решающие примерно ту же задачу. Надо практиковать этот опыт. Везде ресурсные центры мы не сможем сделать, а многофункциональные там, где есть необходимость, сможем, — отметил лидер республики.

По его словам, все ресурсные центры должны быть привязаны к кураторам, которые представляют собой «якорные крупные предприятия». А уже на базе этих самых центров должны целенаправленно готовить специалистов для компаний.

foto_4

Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин развил идею, связанную с совершенствованием профессионального образования. Он предложил ввести специальный рейтинг.

— Нужен оценочный показатель — не для того, чтобы критиковать, считать «стобалльников» или золотых медалистов. Нам важно повысить эффективность профессионального образования молодых людей. Я думаю, Энгель Навапович, теперь можно сделать такой рейтинг. Как выпускники общеобразовательных школ профориентируются на выходе, — обратился он с предложением к министру.

Пристальное внимание президент Татарстана уделил теме подготовки участников международного соревнования компетенций WorldSkills.

— У нас хорошая динамика участия в национальных чемпионатах. Но если взять статистику международного уровня, то там мы пока значительно отстаем. Нам необходимо внедрить мировые стандарты. Уже с этого года начинаем пилотные проекты. Это не дань моде. Мастерство — это конкурентность тех людей, которые получают знания и навыки, — сказал Рустам Минниханов.

Он также заметил, что участие в WorldSkills татарстанцев — «не для того, чтобы кого-то удивить, не для дяди».

— Это делается для нашей экономики, нашей страны. Эта тема очень важна. Мы и так выиграем. Если мы средний уровень профподготовки повысим, то всегда будем конкурентны, — резюмировал президент Татарстана.

Поддержка образования в Татарстане

За последние четыре года консолидированный бюджет по отрасли «Образование» вырос на 25% и составил около 80 млрд рублей, рассказал Рустам Минниханов. В этом году вводится шесть школ, продолжается строительство детских садов — семь дошкольных учреждений откроется в этом году. С 2012 года отремонтировано 753 школы, на что было направлено более 15 млрд рублей.

foto_5

— Мы продолжаем капитальный ремонт дошкольных образовательных организаций. С 2015 года для перевозки детей в муниципальные районы было передано 227 школьных автобусов. Кроме того, с прошлого года мы начали программу обновления компьютеров для учителей, — отметил Рустам Минниханов.

В этом году ожидается практически удвоение зарплат работникам системы допобразования детей.

— Повышение до 95% от средней заработной платы учителей; преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования — до 95% от средней зарплаты по республике, — заявил президент Татарстана.

Также решено повысить в 2018 году нормативное финансирование детсадов более чем на 1,5 млрд рублей и школ почти на 800 млн рублей.


Читайте также: Человек в течение жизни будет менять профессию пять-шесть раз


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *