Сдержанный оптимизм, несмотря на рост продаж: авторынок выходит из экономической комы

В нынешнем году автомобильная отрасль чувствует себя лучше
В нынешнем году автомобильная отрасль чувствует себя лучше, чем в последние два
года. Рост продаж увеличился по итогам шести месяцев на 8,5%. На российском
рынке продано 848 214 новых машин

В нынешнем году автомобильная отрасль чувствует себя лучше, чем в последние два года. Рост продаж увеличился по итогам шести месяцев на 8,5%. На российском рынке продано 848 214 новых машин.


Александр Жидких — Набережные Челны

Первое полугодие завершилось для дилеров, продающих новые легковые автомобили, гораздо лучше, чем год назад. Всего за январь-июль было продано 848 214 машин, что на 8,5% превышает уровень аналогичного периода 2016 года. Но даже это обстоятельство пока не гарантирует скорое восстановление показателей докризисного периода. Видна только положительная тенденция, которая позволяет многим экспертам со сдержанным оптимизмом говорить о выходе из кризиса и постепенной стабилизации. Она, как отмечают специалисты авторынка, не будет скорой. Виной тому неопределенность в экономике и медленный рост заработной платы у населения.

Однако оказывают положительную динамику на рост другие факторы, среди которых меры государственной поддержки автомобильной отрасли и все еще высокий отложенный спрос со стороны покупателей.

— Рост российского рынка, выраженный двузначными числами, продолжается третий месяц подряд. Он не ослабел даже с наступлением пика сезона отпусков. Кажется, наконец-то проснулись покупатели из среднего класса, ободренные оптимистичными экономическими прогнозами и оценившие пакет государственной поддержки продаж, — приводятся слова председателя Комитета автопроизводителей пресс-служба Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорга Шрайбера. По его мнению, текущий наметившийся тренд в продажах может стать для индустрии поворотным, а сам 2017 год — более успешным в плане реализации автомобилей, чем прошлые годы кризисного периода, длившегося два года.

По-прежнему на российском рынке сильны позиции корейских автомобилей: Kia и Hyundai продолжают оказывать серьезную конкуренцию российским автомобилям. В июле первое место по продажам заняли автомобили «АвтоВАЗа»: всего было реализовано 26 502 авто.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Второе место занимает Kia — за месяц удалось продать 16 187 машин. Замыкает тройку лидеров Hyundai с показателем продаж в 11 952 машины. Среди самых продаваемых моделей по итогам июля оказались автомобили Kia Rio (8 456 авто), Lada Granta (8 134 единицы) и Hyundai Solaris (6 951 штука). Всего второй летний месяц позволил российским автодилерам продать 129 685 автомобилей. Это обстоятельство существенно улучшило привлекательность нашего рынка в Европе, который все выше поднимается в рейтинге. Теперь по уровню продаж Россия вышла на пятое место, сместив с этой позиции Испанию.

Правда, пока до успехов Германии, Великобритании, Франции и Италии, оказавшихся выше в этом рейтинге, российским продавцам далеко и еще необходимо приложить достаточно усилий. Конечно, германский рынок догнать по продажам не удастся — он по итогам полугодия оказался самым емким — продано более 283 000 автомобилей, но вполне по силам догнать Италию и Францию, которые, по информации аналитического агентства «Автостат», продали более 145 000 и 147 000 машин соответственно.

— Основным драйвером рыночного роста, наряду с возросшей психологической уверенностью россиян в экономической стабильности, является значительный отложенный спрос. Также серьезную помощь оказывают государственные меры поддержки авторынка, которые с июля пополнились новыми адресными программами, например, «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Автопроизводители аккуратно корректируют цены, желая сохранить начавшийся подъем. Уверенно развивается автокредитование. В качестве сдерживающего фактора развития российского рынка можно указать отсутствие роста реальных доходов населения, — отметил в беседе с журналистом KazanFirst руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов.

Однако, по мнению экспертов агентства, госпрограммы направлены на стимулирование спроса исключительно в массовом сегменте. Ситуация среди премиальных брендов далеко не однозначная. В «люксовом» сегменте лучше других себя будут чувствовать те производители, которые приготовили и выводят на рынок в этом году новинки. По данным «Автостата», объем рынка по итогам шести месяцев 2017 года составил 733 единицы. Это на 9% выше показателя годичной давности, когда дилеры продали 675 автомобилей премиум-класса.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Порядка 70% автомобилей премиум-сегмента в январе-июне 2017 года пришлось на Москву и Подмосковье, где в общей сложности было реализовано 503 экземпляра. Жители Санкт-Петербурга приобрели 46 «люксовых» автомобилей. В Краснодарский край отправилось 23 таких машины, в Татарстан и Ростовскую область — по 10.

— Учитывая сложившуюся ситуацию, мы полагаем, что в 2017 году рынок новых легковых автомобилей в нашей стране вырастет почти на 10% и перешагнет отметку в 1,4 млн единиц. Как видно, до докризисного уровня еще очень далеко и в обозримой перспективе (2018-2019 гг.) его можно и не достичь, — резюмировал Азат Тимерханов.

— Пока ситуация в экономике остается сложной, поэтому вряд ли корректно утверждать, что кризис преодолен полностью. Нет полной ясности и с доходами граждан, хотя не исключено, что у какой-то части населения доходы стабилизировались и даже, может, увеличились, — прокомментировал ситуацию на рынке изданию KazanFirst ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

По мнению ведущего эксперта, возможных причин увеличения продаж автомобилей в первом полугодии 2017 года может быть несколько. Он выделил три фактора, играющих важную роль в увеличении продаж автомобилей. Во-первых, у части граждан улучшилась ситуация с доходами и они начали приобретать товары длительного пользования, в том числе автомобили. Во-вторых, могли сыграть свою роль факторы поддержки автопрома, принятые как на федеральном уровне, так и в ряде регионов. В-третьих, покупатели — юридические лица — тоже внесли свой вклад в увеличение продаж в первом полугодии, так как им требовалось обновлять корпоративный парк машин, поэтому вопрос повышения эффективности и конкурентоспособности остается одним из главных. В-четвертых, не исключено, что даже те граждане, чей доход не вырос, тоже приняли решение и сменили машину, внеся тем самым свою лепту в положительную динамику развития авторынка страны в первом полугодии 2017 года.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— В частности, речь идет о программах льготного автокредитования, льготного лизинга, программе утилизации и программе trade-in. Эти программы призваны стимулировать покупателей, но и автопроизводители получают различную поддержку, в частности, помощь Фонда развития промышленности, помощь в развитии экспорта, предоставление государством различных субсидий. Всё это поддержало автопром и способствовало увеличению продаж его продукции, — заметил Дмитрий Баранов.

Но пока до достижения высоких показателей прошлых лет отрасли всё же далеко. Положение дел в экономике, как полагает собеседник, остается неопределенным: нет однозначно сформировавшихся тенденций к росту, что могло бы способствовать увеличению продаж автомобилей.

— Тем не менее положительная динамика первого полугодия позволяет предположить, что по итогам 2017 года количество проданных автомобилей может быть выше количества машин, проданных в 2016 году, и тенденция к увеличению сохранится, — резюмировал эксперт.


Читайте также: «Агентство по страхованию вкладов — это монстры»


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *