Алкоголизация Татарстана: какие районы больше остальных страдают от спиртного

Исходя из данных статистики о степени алкоголизации районов республики в сравнении с экономическими показателями за период с 2014 по 2016 год видно
Исходя из данных статистики о степени алкоголизации районов республики в
сравнении с экономическими показателями за период с 2014 по 2016 год видно, что
маргинальность муниципалитета зависит не только от финансовой успешности, а
развитие порой напрямую влияет на рост числа пьяных нарушителей

Исходя из данных статистики о степени алкоголизации районов республики в сравнении с экономическими показателями за период с 2014 по 2016 год видно, что маргинальность муниципалитета зависит не только от финансовой успешности, а развитие порой напрямую влияет на рост числа пьяных нарушителей.


Светлана Буракова — Казань

При составлении отчетов Республиканский наркологический диспансер оперирует двумя понятиями. Первая категория — больные, состоящие на учете в городах и районах Татарстана, иными словами те, у кого сформировалась устойчивая зависимость от алкоголя и кто находится под наблюдением до конца жизни. Вместе с «запойными» статистику алкоголизации составляют лица, злоупотребляющие алкоголем. В данном случае речь идет о людях, которые выпили раз, но это повлекло за собой последствия — отравление или правонарушение, что автоматически становится поводом для постановки на учет.

Мы решили соотнести два критерия алкоголизации с основными макроэкономическими показателями района и выяснить, есть ли между ними связь. При изучении статистики учитывались: число состоящих на учете алкозависимых, численность района, динамика количества алкоголиков и экономических показателей муниципалитета.

Одни пьют от безделья, другие — потому что заработали

Хуже всего положение у Бугульминского района. Именно здесь на одного жителя приходится наибольшее число зависимых от алкоголя. Причем с 2014 по 2015 год стоящих на учете в наркологическом диспансере увеличилось на сотню, но к 2016 году динамика немного уменьшилась. И все это разворачивается на фоне 17-го места в рейтинге экономического развития районов Татарстана в 2014 году и итогового 18-го места в 2016-м.

foto_2

Присутствие инвестиционных средств в основном капитале в сравнении с другими районами не слишком высокое и составляет 3,17 млрд рублей, что говорит об отсутствии привлекательности муниципального образования для внешних вкладчиков.

Неутешительна обстановка и в Спасском районе, являющемся наиболее депрессивным. Стабильное 45-е место в рейтинге экономического развития на протяжении трех лет и удручающие показатели по другим параметрам. Низкие зарплаты и самый высокий уровень безработицы. Даже несмотря на то, что в промежутке 2014-2016 гг. эти данные улучшились, они все равно остались на критической отметке. Как результат — район находится среди тех, где год от года растет число алкоголиков.

foto_3

Сложная ситуация по степени алкоголизации населения и в Зеленодольском районе, в котором количество зависимых в абсолютном выражении составляет 1 895 человек на 100 тысяч населения. «В общем зачете» за три года муниципалитет опустился с 15-го на 20-е место, а количество стоящих на учете алкоголиков выросло до 2 771 человека. Тем не менее уровень безработицы и заработных плат держится на приемлемой отметке.

Отличился и Альметьевский район. Будучи одним из самых развитых и инвестиционно-привлекательных, он оказался еще и лидером по степени алкоголизации.

Если говорить о невозможности применения ко всем районам прямой зависимости «уровень экономического развития — степень алкоголизации», можно привести в пример Верхнеуслонский район. Так, в пересчете количества алкозависимых к населению он является одним из лидеров по охвату алкоголиками, причем ситуация в этом плане стабильна на протяжении трех лет. Чего не сказать о позиции в рейтинге экономического развития, в котором муниципалитет подскочил со «среднечковой» 14-й позиции до 6-й, а потом и до 5-й, а в сравнении с 2014 годом инвестиции в 2015 году выросли в 4,2 раза: с 2,9 до 12,2 млрд рублей. Стоит понимать, что львиная доля успеха связана с запуском Иннополиса, так что на уровне маргинальности местных жителей это вряд ли как-то скажется. К слову, за этот период число алкоголиков даже немного возросло.

foto_4

И если в случае с запойными пропорция к экономическому положению оказалась прямой, то в ситуации, когда человека ставят на учет последствия, вызванные чрезмерным употреблением алкоголя, ситуация строго обратная. Так, больше всего нарушителей с большим отрывом числится в Набережных Челнах, входящих в топ-3 самых развитых городов Татарстана. Здесь зафиксированы 602 случая в 2014 году, однако, по мере снятия нарушителей с учета, эта цифра стремительно уменьшилась к 2016 году. В антирейтинг попала и Казань  только в столице число нарушителей ежегодно прирастало. Что касается малообеспеченных районов, то здесь ситуация более чем спокойная и на приемлемом уровне.

Статистика показывает не всех

Конечно же, официальная статистика не в полном объеме отражает количество лиц, злоупотребляющих алкоголем и страдающих алкогольной зависимостью. Подобная ситуация складывается по нескольким причинам.

Во-первых, при обращении в частные клиники граждане выпадают из этой статистики, так как частные клиники в органы здравоохранения никаких отчетов по количеству таких обращений не предоставляют.

Во-вторых, в официальной статистике отражаются только те лица, которые уже попали в поле зрения учреждений здравоохранения. А если человек, злоупотребляющий алкоголем или страдающий алкогольной зависимостью, не совершил каких-либо правовых нарушений, либо не доставлялся на медицинское освидетельствование сотрудниками полиции или по направлению работодателя либо не обращался в специализированное учреждение здравоохранения за помощью, то из поля зрения медиков и, соответственно, статистики он выпадает.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— Поэтому всемирно известно, что для определения реального количества лиц, страдающих от алкогольной зависимости и злоупотребляющих алкоголем, данные официальной статистики можно смело умножать на пять и более раз, — говорит Чулпан Бадретдинова, заместитель главного врача Республиканского наркологического диспансера МЗ РТ.

Маргинальность зависит не только от экономического состояния

По мнению экспертов KazanFirst, в целом сама по себе социальная депрессивность района зависит не только от наличия эффективных источников заработка населения, но и от уровня работы власти и административных органов. Важные параметры — состояние системы здравоохранения, безопасность населения, работа школ и детсадов, работа сферы ЖКХ, благоустройство, состояние дорог.

— В случае если все это работает плохо, с перебоями, нет финансирования, то, как правило, в таких регионах ярко выражены социальные проблемы общества — алкоголизм на фоне безработицы, наркомания, наличие неблагополучных семей. Все это влияет на экономические показатели региона, — считает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

На экономическое же состояние, по мнению собеседника, оказывают влияние все социологические, демографические и территориальные факторы. На это влияют в целом исторически сложившиеся факторы, например, если регион на крайнем севере еще 100 лет процветал за счет пушнины и рыболовного промысла, то, помимо активной разработки полезных ископаемых, промыслы по добыче меха или рыбы никуда не исчезли. Между тем из-за отсутствия развития других экономических локомотивов пушнина и рыба уже не приносят таких существенных доходов, как раньше, поэтому регион не может похвастаться существенными экономическими успехами и живет только за счет добываемых ресурсов.


Читайте также: В Вахитовском — пить: карту самых «пьяных» районов составили в Казани


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *