Казань Москву не взяла: владелица сети «Бахетле» продает часть магазинов

О продаже татарстанской сети заговорили анонимные Телеграм-каналы ещё в середине лета. Однако подтверждение эта информация получила только сегодня. На продажу выставляются восемь магазинов общей стоимостью 650 млн рублей
О продаже татарстанской сети заговорили анонимные Телеграм-каналы ещё в середине
лета. Однако подтверждение эта информация получила только сегодня. На продажу
выставляются восемь магазинов общей стоимостью 650 млн рублей

О продаже татарстанской сети заговорили анонимные Телеграм-каналы ещё в середине лета. Однако подтверждение эта информация получила только сегодня. На продажу выставляются восемь магазинов общей стоимостью 650 млн рублей.


Ильнур Ярхамов — Казань 

Федеральные СМИ со ссылкой на собственные источники распространили информацию, что владелица крупнейшей татарстанской торговой сети «Бахетле» Муслима Латыпова выставляет бизнес на продажу.

Сеть республиканского ритейлера оценивается в 10 млрд рублей. Большая часть из этой суммы относится к магазинам в Татарстане, где основная часть помещений магазинов — в собственности. Цена же московских магазинов на арендованных площадях оценена в 650 млн рублей. Газета «Ведомости» отмечает, что рассматривается продажа либо только магазинов в Москве и области, либо и московских и татарстанских вместе.

В Казани работают 18 супермаркетов, в Москве — 8, в Новосибирске — 2, в Набережных Челнах, Нижнекамске, Иннополисе и Барнауле — по одному магазину.

foto_2 (78)

Эксперты отмечают, ритейлера подвели уникальный формат и высокие арендные ставки, которые установились в столице России после обвала рубля в 2014 году. Особенность формата магазинов заключается в том, что около 40% ассортимента сети — это блюда собственного производства, то есть салаты, горячие блюда, выпечка, кондитерские изделия с акцентом на татарскую кухню.

Утечка в анонимных Телеграм-каналах

Впервые о продаже сети «Бахетле» заговорили авторы татарстанских анонимных Телеграм-каналов.

«Неожиданные вопросы стали задавать представители серьезного капитала из Москвы уважаемым людям из Татарстана. Суть в следующем. Мол, появились посредники, предлагающие купить известную в Татарстане и уже за ее пределами торговую сеть «Бахетле», — писали авторы одного из каналов 13 июля.

Анонимы напомнили, что татарстанское руководство позиционировало «Бахетле» как «собственный доморощенный имиджевый проект», «элемент культурного продвижения татарскости и экономической экспансии в регионы России».

В то же время «телеграмщики» сожалеют, что логического развития бизнес-модель «Бахетле» в России не получила. И тем не менее Муслима Латыпова и аффилированная с сетью магазинов семья мэра Казани Ильсура Метшина (его супруга владеет частью бизнеса татарстанского ритейла) останутся в плюсе.

Бизнес «Бахетле» «застрял»

— Сеть «Бахетле» непубличная, ее финансовые показатели официально не раскрываются, однако по оценкам, приводившимся в СМИ, выручка в 2016 году составила 12 млрд рублей. Вся сеть, согласно информации из открытых источников, была оценена продавцом в 10 млрд рублей, причем львиную долю этой суммы составила стоимость магазинов в Казани. Московский бизнес сети, а также бизнес в других городах, вероятно, является убыточным, поэтому бывшая владелица так торопится ее продать, — утверждает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.

foto_3 (79)

По словам собеседника, с одной стороны, в потребительском секторе и ритейле развитие крупного бизнеса в целях продажи крупному, иногда иностранному инвестору — не редкость.

С другой стороны, вряд ли Муслима Латыпова смогла предсказать кризис 2014-2016 годов и его масштабы. Вероятно, кризис сильно сказался на бизнесе «Бахетле», особенно в Москве, поскольку в столице сеть позиционировала себя в премиальном сегменте, примерно как «Азбука вкуса».

Но у «Азбуки вкуса» исторически более сильные позиции в Москве и более четкая бизнес-модель, чем у «Бахетле», который где-то «застрял» между магазином, продающим готовые блюда национальной кухни, и премиальным супермаркетом, ориентированным преимущественно на импортную продукцию.

— Поэтому мы склонны рассматривать эту продажу скорее как вынужденную, чем как запланированную много лет назад, — резюмирует аналитик.

В то же время Наталья Мильчакова считает, что в Казани бизнес-модель «Бахетле» безусловно успешная. В столице Татарстана эта сеть работает на более крупных торговых площадях, чем в Москве, и в ней представлен очень широкий ассортимент продукции, произведенной в республике.

foto_4 (63)

В Москве же четкие контуры модели так и не удалось определить. Когда «Бахетле» открыл два первых магазина в российской столице, то там акцент делался именно на блюда национальной кухни, и люди из разных районов столицы специально ехали на машинах к ним, чтобы приобрести вкусную и не слишком дорогую продукцию татарской кухни, которая пользуется популярностью по всей России.

Но со временем цены начали расти, а ассортимент ухудшался. Санкции и российское эмбарго тоже внесли свой вклад в снижение популярности «Бахетле» в Москве, так как сеть сильно увеличила ассортимент импортной продукции.

Если бы топ-менджмент татарстанской сети проводил более либеральную ценовую политику и ориентировался на предложение покупателям лучшей продукции из Татарстана и, допустим, Поволжья, то в условиях санкций интерес только вырос бы. Но пока убедительного успеха торговая сеть достигла только у себя на родине, в Москве вести бизнес для нее оказалось достаточно сложно.

Московские магазины сети продают по завышенной стоимости

Другой собеседник издания KazanFirst — аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко полагает, что говорить о фиаско бизнес-модели «Бахетле» и проигрышной стратегии пока рано. Во всяком случае, по финансовым показателям у сети нет таких серьезных проблем с долговой нагрузкой, как у других игроков на этом рынке. Однако сама по себе стратегия собственной кухни и кулинарии прямо внутри торгового зала не выигрывает перед другими игроками — тем же АВ-Daily и растущим количеством доступного street-food.

foto_5 (36)

— Мы уже услышали оценку того, что сеть из восьми магазинов в Москве может быть продана за 650 млн рублей. По мнению большинства экспертов, это завышенная стоимость и если все же покупатель найдется, то будет торг. Переговоры предстоят сложные, так как продается все-таки уникальный торговый формат с устоявшейся репутацией, — считает Яковенко.

Сохранение точек в Новосибирске, Барнауле и Москве при растущих расходах на аренду, а также небольшом количестве истинных поклонников сети — вопрос сложный. Подытоживая, эксперт отмечает, что, скорее всего, причина продажи — в растущих расходах и падающей выручке именно удаленных точек.


Читайте также: Перед крахом Татфондбанка и Интехбанка применялись серые схемы по выводу капитала


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *