Как создавался проект автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в Казани

О планах компании «КАН-авто» построить в городе салон премиальной марки стало известно еще осенью 2013 года. Но в компании довольно долго определяли местоположение салона и согласовывали экстерьер
О планах компании «КАН-авто» построить в городе салон премиальной марки стало
известно еще осенью 2013 года. Но в компании довольно долго определяли
местоположение салона и согласовывали экстерьер

Согласованный проект автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в Казани


Елена Орешина — Казань

В этом году на пересечении улиц Московская и Яхина начнется строительство нового автосалона Mercedes-Benz. О планах компании «КАН-авто» построить в Казани салон премиальной марки стало известно еще осенью 2013 года, однако документальное подтверждение о дилерстве в виде соглашения между компаниями было получено прошлогодней весной. После этого довольно долго определяли местоположение и согласовывали экстерьер автоцентра.

Гендиректор проектной компании «СтройПроектНаука Волга-Кама» и архитектор Эрик Терегулов рассказал KazanFirst  об особенностях работы над салоном немецкого автопроизводителя в Казани и недостатках градостроительной системы.

— Впервые компания «КАН-авто» обратилась к нам с просьбой создать концепцию дилерского центра Mercedes-Benz в середине 2013 года. Тогда здание планировалось построить на Сибирском Тракте, 52, на территории участка, где уже расположены пятиэтажное здание станции техобслуживания  с паркингом и трехэтажный автосалон KIA. За короткий срок мы подготовили презентацию, а позже и эскизный проект автосалона на основе пожеланий заказчика и требований бренд-бука, в котором описывались все основные решения организации автосалонов Mercedes-Benz по всему миру. Первый вариант местоположения не был принят — недалеко, на улице Ямашева, планировался к открытию автосалон другого дилера, и такая кучность не устроила автопроизводителя, —рассказывает Терегулов.Как создавался проект автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в КазаниЗатем «КАН-авто» начала искать площадку в центральной части города. В Казани есть еще один салон официального дилера Mercedes-Benz — компании «МБ-Ирбис» — расположен относительно недалеко от центра.

Для конкурентов из «КАН-авто» близость салона к центру тоже казалась важной: в основной сегмент покупателей входят чиновники и бизнесмены, для которых расположение сервиса должно быть  оптимальным. Выбор участка под застройку оказался сложной задачей.

— Во-первых, потому, что в центре города очень мало участков, удовлетворяющих требованиям дилера: расположение на автомагистрали с высоким трафиком движения и достаточные габариты для размещения здания, фирменных входных групп, информационных знаков, удобных подъездов, в том числе пожарных, стоянок для выставочных, гостевых и служебных автомобилей. Во-вторых, в центре очень мало незастроенных земельных участков, что увеличивает стоимость земли, здесь приходится учитывать фактор доступности. В-третьих — требования к застройке самих участков в центре настолько высоки, что здание в том виде, в котором его хочет видеть застройщик, может быть не согласовано. Поэтому перед покупкой земли по заказу дилера мы делали «привязку» автосалона к разным участкам. В частности, к участку, ограниченному Кремлевской набережной, улицей Саид-Галеева, в начале Кировской дамбы, где располагался рынок «Рыболов», возле центрального стадиона. Но там, как выяснилось в процессе сбора информации об участке, была запланирована транспортная развязка, и участок отпал.

Как создавался проект автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в Казани

В результате, участок под строительство выбрали в историческом квартале на пересечении улиц Московской и Яхина, рядом с ЦУМом и согласовали со всеми заинтересованными сторонами. Поскольку территория строительства располагается в историческом центре города, к процессу застройки и к внешнему виду были предъявлены особые требования.

Проектная группа разработала множество вариантов внешнего вида салона. Остановились на проекте в стиле хай-тек из стекла и металла, — он полностью соответствовал бренд-буку и пожеланиям заказчика. Однако первый же градостроительный совет (задача которого —рекомендации главному архитектору города Татьяне Прокофьевой при согласовании объектов на особо значимых площадках), не пропустил проект.
Как создавался проект автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в Казани

Параметры салона Mercedes-Benz

Площадь застройки составляет 3 500 кв. м, общая площадь здания автосалона — 7 300  кв. м. Здание имеет три основных надземных этажа с большим по площади вторым светом (световыми колодцами для придания внутренним помещениям объема), подземный этаж с паркингом и четвертый этаж в виде небольшой надстройки над углом здания. В здании, кроме служебных помещений, расположены кафе, ресторан, несколько шоу-румов на разных уровнях для различных брендов (AMG, Maybach), представительские салоны и переговорные комнаты. Кроме того, к основному корпусу примыкает двухсветный корпус сервисного центра, расположенный в глубине квартала

Как создавался проект автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в Казани Как создавался проект автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в Казани

— В городе на месте старых полностью или полуразрушенных зданий начали появляться пустыри. Место, на котором запланировано строительство автосалона – такой же пустырь. Одним из требований градсовета было формирование полноценного квартала. Первоначальный проект, собственно говоря, не отвечал ни требованиям к внешнему виду для строительства в центре города, ни требованиям к формированию периметра квартала. Уравновесить «стекляшку» и сделать так, чтобы объект «вписался» в центр города, и был призван небольшой скверик перед зданием, но даже это не спасло положение.
Как создавался проект автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в Казани
Команде проектировщиков пришлось разработать более подходящий центральной части Казани вариант экстерьера здания, параллельно включившись в реализацию концепции развития квартала по улицам Московская и Яхина, как того требовал градостроительный совет.

— При разработке здания мы вместе с заказчиком советовались с архитектором  Александром Дембичем, который делал проектные предложения по реконструкции этого квартала. По его рекомендации мы сделали угловую доминанту в виде стеклянной цилиндрической башни. Позже круглая башня трансформировалась в прямоугольную, таким образом здание более характерно формировало квартальный угол.

Проект салона Mercedes-Benz дважды показывали президентской  комиссии. Согласование было получено только со второго раза, уже в январе 2015 года. В первом случае комиссию не устроило обилие стекла в проекте и отсутствие исторической нотки. Во втором согласованном проекте команды «СПНВК» здание салона будет облицовано дорогостоящими натуральными материалами — известняком разных оттенков.

Как создавался проект автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в Казани

Команда, которая работала над проектом автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в городе Казани

Архитектор, генеральный директор компании «СПНВК» Эрик Терегулов – общая концепция и управление проектом;

Архитектор-генпланист Анна Юринова — работа по «посадке» здания на участок, разработка генерального плана;

Ведущий архитектор Артем Малыхин — автор начальных версий проекта, выполненных по требованиям бренд-бука, разработчик презентационных материалов и эскизного проекта;

Главный архитектор проекта Тагир Ваккасов — автор выполненной с учетом требований к застройке в исторической части города и утвержденной «президентской» комиссией версии проекта;

Архитектор, руководитель студии визуализации «STILLZ» Амин Лахлумими — архитектурная визуализация объекта, при участии архитектора-техника Раушана Шафигуллина и иллюстратора Анны Андроновой.

Как создавался проект автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в Казани— Мы гордимся работой над этим проектом и благодарны [главе группы «КАН- авто»] Александру Колесову и его команде за доверие, оказанное нашей компании, несмотря на тяжелые взаимоотношения, сложившиеся между нами в процессе работы. Было сложно работать, нам пришлось делать много вариантов и в короткие сроки выполнять презентации для представления материалов на высшем уровне, — на это уходит много энергии.

По словам Терегулова, тяжесть ситуации заключалась и в организации этих работ, и в коммуникациях, сопровождающих работу. У проекта было большое количество заинтересованных сторон, и часто получалось как в басне Крылова про Лебедя, Щуку и Рака.

— Нам хотелось сделать проект максимально интересным и элегантным. Главный архитектор города и градостроительный совет ставили задачу вписать объект в историческую среду, учесть дух места, сформировать за счет здания периметр исторического квартала. Мнения по архитектурному стилю разошлись, Татьяна Прокофьева и некоторые коллеги из градостроительного совета рекомендовали выполнить здание в современном архитектурном стиле, некоторые — в псевдоисторическом. Группа заказчика преследует коммерческие интересы, им важно сформировать максимально эффективный для бизнеса функционал, сокращая расходы везде, где это возможно. При этом автопроизводитель, без одобрения которого вовне не выходили ни одни материалы, требовал максимально соблюсти прописанные в бренд-буке параметры, далекие от учета локальных особенностей города. А еще существуют стандартные правила утверждения проектов в управлении архитектуры и градостроительства [горисполкома], требующие соблюдения всех предписаний и проектных регламентов, межведомственная комиссия при мэре и в финале — «президентская» комиссия с участием Рустама Минниханова и [советника президента] Олеси Балтусовой, на которой согласовывается любое строительство в центре Казани. После утверждения комиссии у заказчика появились дополнительные требования по изменению проекта. Мы отказались вносить требуемые изменения, так как считаем проект архитектурно сформированным. Кроме того, внесение изменений в проект потребует нового согласования. Мы надеемся, что в дальнейшем изменения коснутся нашего проекта в минимальной степени.Как создавался проект автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в Казани— Понимаете, есть большая проблема — мнение архитекторов мало кого интересует. Нас используют иногда как инструмент для визуализации своих «хотелок», и не слушают наше профессиональное мнение по поводу того, как объект будет вписываться в городскую среду, и как будет полезным для горожан. При этом отказываться от таких заказов многие архитекторы не могут, потому что просто остались бы без средств к существованию и поэтому делают все в угоду заказчику. Часто такие работы смотрятся жутко. Некоторые заказчики запрашивают настолько странные здания, что просто не хочется фигурировать в авторах проекта. Также часто заказчики намеренно упрощают спроектированные объекты – в проекте заявляют одни параметры и материалы, а на деле используют более дешевые и удобные при строительстве. Это мало кто замечает, но город таким образом теряет свою привлекательность.

По словам членов команды «СПНВК», ситуация понемногу меняется в лучшую сторону. Контрольные комиссии начинают требовать эскизные проекты с детальной проработкой вплоть до перечисления используемых материалов. Например, была выполнена входная группа не по проекту, и все пришлось переделывать. По словам Терегулова, в переменах большая доля заслуги команды главного архитектора Прокофьевой.
Как создавался проект автосалона Mercedes-Benz на улице Московская в КазаниДля нас работа над проектом оказалась очень полезным опытом, благодаря которому мы решили полностью изменить свой подход к проектированию и сформировали новый продукт. Мы поняли, что для грамотных и взвешенных решений перед началом проектных работ необходимо более тщательно разрабатывать предпроектную стадию: проводить ряд исследований (например, культурологических, социологических, маркетинговых), опрос экспертов, собирать иную полезную информацию. На основе этих данных формируется комплексное гуманитарное и техническое задание на проектирование, способствующее более качественному и быстрому достижению эффективного результата.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *