из-за низкой себестоимости и господдержки
Александр Жидких — Набережные Челны
Российские производители тяжелой спецтехники показали в прошлом году стойкость перед кризисными тенденциями в экономике. На фоне общего проседания рынка грузовых автомобилей доля рынка, которую занимают отечественные компании, существенно выросла, тогда как у зарубежных представителей, наоборот, сократилась.
По данным «Автостата», в прошлом году общее падение рынка составило 42% — до 51 200 автомобилей. В 2014 году емкость рынка была значительно выше: в России было продано более 88 000 грузовиков.
«Отечественные марки “Камаз” и “Урал” показали динамику продаж лучше, чем в целом по рынку, в первую очередь из-за меньшего роста цен на новую технику. “Камаз” наиболее востребован в сфере строительства, также хорошие результаты показал новый тягач 5490, реализация которого в прошлом году составила почти 900 штук», — сообщил KazanFirst ведущий аналитик агентства Алексей Муханов. Этого успеха российским компаниям удалось достичь в том числе и за счет мер государственной поддержки автопрома, которые продлены на 2016 год, добавил он.
Наибольшие успехи в доминировании на российском рынке показал «Камаз». Компания по итогам 2015 года увеличила свою долю на рынке грузовиков полной массой 14-40 т на 12% — с 45% до 57%. По последним данным, представленным в отчете Камского автозавода, внутри страны компания реализовала 22 645 автомобилей, что на 30% меньше продаж 2014 года. Кроме того, на зарубежных рынках «Камаз» также продал меньше автомобилей, чем годом ранее. Экспортные поставки составили 5847 грузовиков или сократились на 3,8%. География поставок в страны СНГ составила 4212 шт, в страны дальнего зарубежья — 1635 автомобилей.
Но если для «Камаза» 2015 год можно считать плохим относительно прошлых лет в плане производства и реализации продукции, то дела у конкурентов на российском рынке оказались еще хуже.
Кризис фактически остановил продажи на территории России автомобилей Scania, MAN, Volvo, Iveco и других мировых концернов, в том числе и представителей китайского и американского автопрома. В среднем европейские бренды потеряли в продажах своих автомобилей от 30 до 60%. Общая же доля продаж зарубежных автомобилей в России по итогам года упала с 36% в 2014 году до 22% в 2015-м. Кроме них, заметно ослабил свои позиции белорусский «МАЗ», чья доля рынка составила 6% (в 2014-м она была почти 10%).
Таким образом, «Урал» так же, как и «Камаз», нарастил свою долю благодаря падению спроса на импортные автомобили. По мнению аналитиков «Автостата», такое положение дел будет наблюдаться и в 2016 году. Российские производители коммерческих автомобилей окажутся более устойчивыми в плане продаж на внутреннем рынке, нежели их зарубежные конкуренты, чья продукция из-за более высокой стоимости окажется менее востребованной. К тому же меры господдержки, которые также положительно сказываются на реализации отечественных грузовиков, не распространяются на импортные аналоги.