Кино Татарстана: почему Марко Поло к нам не поедет

Проект воображаемых блокбастера и сериала
Проект воображаемых блокбастера и сериала, которые могли бы сниматься в Казани,
а также два жирных минуса, которые, скорее всего, не дадут этому случиться

Алексей Сорокин — Казань

2015-й был назван в России годом литературы. 2016-й с легкой руки президента страны решили озаглавить годом кинематографа. Колумнист KazanFirst Алексей Сорокин рассуждает, какой могла быть судьба татарстанского кино…

Устраивайтесь в кресле поудобнее. Пока в зале не приглушили свет, можно вычислить обладателей ведерок с поп-корном — будет понятно в какую сторону гневно шипеть при непозволительно громком хрусте. Становится еще темнее. Трейлеры скорых премьер открутили. Малолетки перестали галдеть. Первые кадры.

Широкая река, вода зеркалит небо и от этого становится голубоватой. Лодка рассекает волжскую гладь. На носу крошечного деревянного судна смуглый молодой человек в дорожном костюме. Камера взлетает вверх — течение несет лодку к крепостным стенам. На экране появляется титр: XIII век, молодой венецианский купец Марко Поло потратил два года, чтобы добраться до верховной ставки хана Батыя в городе Булгар.

Дальше начинаются приключения венецианца в Золотой Орде. Марко быстро матерел. Выучил четыре самых распространенных в стране языка. Обзавелся крутыми друзьями — наверняка не хуже, чем у Оушена. На ятагане, естественно, дрался, как дьявол воплоти. В общем, очень быстро и очень по-киношному повзрослел. «Разводилу не разведешь» — чтобы было совсем понятно.

Разбитная жизнь Марко на волжских берегах, любимая невеста в едва отстроенной Казани и прочая средневековая идиллия неожиданно обрывается. Хан Батый просит венецианца отправиться в Китай, где монгольский повелитель Кублай-Хан, завоевавший трон Поднебесной, не дождется золотоордынской красавицы, которую собирается взять в жены. 
Кино Татарстана: почему Марко Поло к нам не поедет
Провожатым для прекрасной дамы, конечно же, выбирают Марко. Опять лодочка плывет по широкой Волге, несет Марко в путь-дорогу.

Но никто не будет отвлекать вас от фильма поеданием поп-корна. Причина проста — такого фильма не сняли, хотя, в общем-то, могли бы.

  1. Есть американский гигант Netflix с отличным сериалом «Марко Поло».
  2. Есть 50 миллионов зрителей Netflix, живущих в 41 стране.
  3. Есть изданная в 1876 году на русском языке книга «Путешествiе въ 1286 году по Татарiи и другимъ странамъ Востока Марко Поло, венецианскаго дворянина прозваннаго миллiонеромъ».
  4. Есть желание правительства Татарстана развивать креативную экономику, немалую часть которой занимает производство контента для телевидения и кинопроката.
  5. Есть федеральные киностудии, которые постоянно говорят о нехватке идей фильмов для по-хорошему массового проката.
  6. Есть возможность делать фильм, подключив к проекту соседей — не Башкирию или Чувашию, как можно подумать, а Китай и Казахстан. Эти страны заинтересованы в таком кино, исходя из реальности истории и повода, лишний раз указать на дружбу с Россией.

Кинопродюсеры обожают международные проекты, где работа и бюджеты идут вскладчину. Есть десятки миллионов потенциальных зрителей по всему миру, и они уже разогреты ладно скроенным американским сериалом.

     7. Есть полное отсутствие проблем с авторским правом — история       Марко Поло давно поросла быльем. Более того, не так сложно найти инвесторов для предварительной работы — написание сценария и съемок трехминутного кусочка будущей картины. Этого достаточно, чтобы запустить проект на самом серьезном уровне. Естественно, нужно привлекать к созданию картины не заезжих шарлатанов, а серьезных бизнесменов из мира кино, которые дорожат репутацией. Они не будут вписываться в историю, пахнущую дырой в полу сельского туалета. Даже на стадии разработки сценария связываться не будут, чтобы случайно не провалиться. Для потенциальных инвесторов это, кстати, отличный критерий в выборе партнеров. 

Семь «есть» против двух жирных «нет». Такой фильм никогда не выйдет в прокат из-за унылого и несвязного кино с названиями «Сокровища О.К.» и «Нереальная сказка».

Если второй фильм просто плоховат, то первый — это форменное надувательство. Лучше бы купили настоящий сундук с золотом и закинули в озеро. Пользы для города было бы больше. Казанских инвесторов, которыми стали крупнейшие компании республики, откровенно крутанули на деньги. Это личная позиция автора. 

Второй жирный минус не столь однозначен. Почти весь кинематограф Татарстана занимается обслуживанием национальной тематики. Никто не спорит, что кино на татарском языке нужно снимать. Однако это вопрос культуры и сохранения исторического наследия. То есть чего угодно, но только не креативной экономики, которую в регионе собрались развивать. Конкурентный продукт для кинопроката и телевидения не может быть национальным. Готовьте кидать камни те, кто никогда не слышал о Форресте Гампе или Гамлете.

К тому же уровень местных кинематографистов не позволяет снимать мировое кино про условного Марко Поло. Москвичи могут, но далеко не все. Это доказали создатели «Сокровища О.К.»

Если говорить о производстве кино и контента для ТВ в контексте развития креативных индустрий Татарстана, можно смело менять вектор беседы, откинув в сторону мегапроекты, наподобие фильма о шустром венецианце. Декорации Булгара и древней Казани построить смогут, снять хороший фильм навряд ли. Нужно начинать с малого. Например, с добротных сериалов для федерального ТВ.

В 2014-м глава федерального Минкульта Владимир Мединский посетил Чистополь, куда во время Великой Отечественной Войны был эвакуирован Союз писателей СССР. В его приезде нет ничего удивительного — 2015-й стал годом широкого празднования юбилея Победы.

Кинопремьеры о войне шли друг за другом стройнее, чем шеренги солдат на параде. Телевидение освещало тему 9 мая еще пристальнее. Годом ранее — в 2014-м на выездном совещании в Чистополе главный чиновник от российской культуры призвал выделить денег на развитие музейного комплекса города. Республиканские чиновники его мысль подхватили. Культурологический туризм — это вообще хорошо. Вдвойне хорошо, если речь идет о городе в Татарстане.

Читайте также: «Продать» Чистополь: чиновники думают, как привлечь в город инвесторов

Восклицательным знаком в предложении стал грант Всемирного банка — город получит $50 млн  на восстановление исторических и культурных объектов. Взаимосвязь в этой череде событий удивляет. Совпадение? — как говорят иногда по телевизору, — Не думаю! Хотя, конечно же, совпадение. Но исключительно приятное и оставляющее за собой идею для сериала или телефильма, как было принято говорить во времена ламповых телевизоров.

В центре каждой рассказ об отдельном писателе или поэте, отправленным спасаться от войны в далекий Чистополь. Лучше обойтись без присваивания категории на манер «великий» или «заслуженный» и просто дать список из наиболее известных фамилий: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Александр Твардовский, Арсений Тарковский, Константин Паустовский, Александр Фадеев, Леонид Леонов.
Кино Татарстана: почему Марко Поло к нам не поедет
Жизнь в Чистополе восьми писателей и поэтов — цвета советской интеллигенции становится основой для восьми эпизодов. Люди разные, творчество совершенно разное, но общее для всех условия приезда — побег от войны, маленький закамский городок становится убежищем. Общими должны быть визуальный стиль и несколько постоянных для каждой серии героев из числа местных жителей — обычных чистопольцев: врач, рабочий завода, учитель. Одна поездка в любой чистопольский музей и найдутся конкретные имена, а также правдивые, а от этого еще более драматичные, происшествия. 

Лидия Чуковская,  дочь автора «Мойдодыра» писала в воспоминания: «Совет эвакуированных выдавал всем приезжим справку со штампом Союза писателей… Выдали справку и мне. Ищи себе комнату и отправляйся в Горсовет, к Тверяковой. Та в свои приемные часы всегда на месте. Это доброжелательная и толковая женщина. Она расспрашивала, у кого дети, какого возраста, прикидывала, какой семье в какой избе будет удобнее: где какие хозяева, где хозяин пьет, где хозяйка сварливая, у кого корова, у кого козы…»

Двухнедельный показ такого сериала по федеральному каналу первой величины увеличит интерес к городу в разы — в Чистополь наверняка друг за другом поплывут пароходы с туристами. Ведь, как известно, в мире по-настоящему существует только то, что показывают по телевизору. Миллионы россиян того возраста, при котором внутренний туризм предпочитается отдыху за рубежом, узнают о Чистополе и о том, почему там надо побывать.

Сегодняшний экономический кризис увеличивает вероятность создания сериала об эвакуационном Чистополе, да и любой сериальной истории, в создании которой вкладываются на уровне региона. С началом кризиса доходы телевидения сильно упали. Бюджеты киностудий, специализирующихся на производстве сериалов, тоже стали на порядок меньше. Даже самые крупные игроки на рынке начали экономить, сильно сократив бюджеты сериальных проектов. 

Премьеры нового сезона на российском ТВ были сняты полтора-два года назад, еще до формального кризиса. Примерно через год закрома телеканалов опустеют и зрители начнут не доедать — будут смотреть сериалы, на которых сильно экономики. Скорее всего, это будет видно даже по качеству картинки. Таким образом, пообещав всячески содействовать в организации съемок и выписав небольшие финансовые инвестиции в проект, власти Татарстана получат одобрительный ответ практически от любой крупной киностудии или продюсера. В довесок на проекте можно прокачать местных кинематографистов — привозить всю съемочную группу из Москвы слишком накладно.

А пока ничего не произошло. Ничего интересного в Татарстане не сняли. Можно по ТВ посмотреть повтор «Сокровищ О.К.». Вроде как фильм часто повторяют. Только постарайтесь не загрустить от просмотра. ОК? Хорошие проекты рано или поздно обязательно появятся.
Кино Татарстана: почему Марко Поло к нам не поедет

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: