Председатель жюри фестиваля Георгий Шенгелия, обладательница гран-при София Гевейлер и зампредседателя Госсовета РТ Римма Ратникова
Ольга Гоголадзе — Казань
Как выглядит подавляющее большинство статей про любой кинофестиваль? Пять скупых строчек с перечислением победителей (через запятую) и пятьдесят фотографий актрис в роскошных платьях. Кто ж будет читать всю эту писанину, когда Анджелина Джоли появилась в шедевре от Elie Saab, а Джей Ло снова не надела бельё, хотя в 46 лет пора бы уже.
Но на торжественной церемонии закрытия 33-го Мирового финала Чемпионата спортивного кино и телевидения FICTS Challenge 2015 решили обойтись без «звёздной» дорожки.
На открытии по ней прошли, преимущественно, мужчины, а красивым вечерним платьем порадовала только генеральный менеджер фестиваля Диана Сафарова. Поэтому красный ковёр решили поберечь для фестиваля мусульманского кино.
Отказавшись от стандартного дефиле организаторы и вручение наград решили провести без пафоса. Никакого нагнетания интриги со стороны ведущих, никаких: «Спасибо маме, папе, моим продюсерам, без вас этого фильма бы не было». Всё было просто, по-домашнему, как будто на встрече старых друзей.
— Я был очень рад ощутить атмосферу ощутить атмосферу Казани — спортивной столицы России, — на хорошем русском открыл церемонию профессор Франко Аскани. — Культура — неотъемлемая часть спорта, она несет в себе моральную силу и значительную образовательную ценность. Я благодарю всех за то, что вы сделали. Вы доказали, что вы прекрасная команда и способны на многое.
Это, кстати, не стандартные вежливые фразы, которые каждый воспитанный европеец считает своим долгом сказать в подобных случаях. На днях министр спорта России Виталий Мутко и Аскани вели переговоры о том, чтобы наша страна могла побороться за право вновь принять фестиваль в следующем году. Если финал FICTS Challenge станет выездным, то однажды он обязательно вернётся в Казань.
— Теперь вы знаете, где находится Татарстан и уже никогда не перепутаете его с Казахстаном, — обратился к киношникам и спортсменам из 30 стран мира и.о. министра по делам молодежи и спорту РТ Халил Шайхутдинов. — Надеюсь, через несколько лет мы снова встретимся здесь, в Казани. И, если Франко за четыре дня выучил русский, то в следующий раз он наверняка поприветствует нас на татарском.
После обмена любезностями, наконец, началось награждение.
Самым приятным для всех зрителей оказалось присутствие на церемонии почетного гостя фестиваля, российского актера и музыканта Алексея Воробьева. Он представлял фильм «Вставай и бейся» итальянского режиссёра Стефано Лоренци — очень брутальную драму про флорентийский бутбол, в которой Воробьев исполнил одну из главных ролей.
Более того, он написал всю музыку к картине (кроме арии Паваротти, которая звучит в самом начале). За эту работу ему вручили сразу два специальных приза: как лучшему композитору и награду от Международного комитета Fair Play.
— Сегодня удивительный день, — заявил актер. — Я до 15 лет профессионально играл в футбол, но никогда бы не подумал, что приз за Fair Play найдёт меня, когда я стану актером. Более того, первый раз в жизни я писал музыку для фильма «Сокровища озера Кабан», который снимался в Казани. И именно здесь я впервые получил награду, как композитор. Вы не представляете, как много это для меня значит!
Во всех семи номинациях доминировали фильмы из России, лишь изредка отдавая первое место другим странам. Естественно, Казань и здесь отметилась, получив высшую награду за фильм «FINA — Чемпионат по водным видам спорта, Казань».
Пальму первенства наша страна получила также в номинациях «Кино и ТВ футбол» за картину «Стихия Колотова», «Спорт и общество» за фильм «Дополнительное время» и «Олимпийские игры — олимпийский дух» за уникальный проект о параолимпийцах «Дух в движении».
Уступили мы всего лишь по трём направлениям. Главный приз за спортивную анимацию достался мультфильму Hasta Santiago / «Хаста Сантьяго» (Швейцария), в номинации «Документальное кино» всех конкурентов обошёл фильм The Girl And The Sea /«Девушка и море» (Непал), а лучшим игровым фильмом жюри признало сербскую картину We Will Be The World Champions / «Мы будем чемпионами мира».
Интригу о том, кто получит Гран-при 33-го Мирового Финала Чемпионата спортивного кино и телевидения FICTS Challenge 2015, держали до последнего. Но победителя, как утверждает председатель жюри Георгий Шенгелия, выбрали единогласно. История, снятая тремя дебютантами-выпускниками ВГИКа, не оставила равнодушным ни одного члена жюри. На просмотре многие из них искренне переживали за героев кино и даже плакали. Речь о документальной картине «Дух в движении» режиссёра Софии Гевейлер, конечно.
— Наша картина необычна во всех отношениях, — призналась София. — Это первый в истории официальный фильм о Паралимпийских играх, в котором мы рассказали реальные истории спортсменов-инвалидов из разных стран, объединенных участием в сочинской Олимпиаде.
Они представляют Россию, Китай, Бразилию, Австралию, Германию, США. Каждая судьба — это дорога трудностей и преград, а каждый герой — боец. Мы пытались показать, что несмотря на XXI век, мир неоднороден в своем отношении к инвалидам. Люди должны видеть: сила воли человека с инвалидностью — подчас гораздо мощнее, чем у обычного человека.
Работа над этим фильмом велась несколько лет, а съёмки начались за год до Олимпиады в Сочи. Большая команда — около ста молодых специалистов — выезжали во все уголки Земли, чтобы снять спортсменов-параолимпийцев во время тренировок, показать их обычную жизнь и их невероятные достижения. Например, как незрячая женщина из Германии стала титулованной биатлонисткой.
Кроме того, эта картина одновременно и документальная, и анимационная. Над ней трудилось семь художников-аниматоров, в том числе Дмитрий Петров — один из создателей оскароносного «Старик и море». Именно такое сочетание сильнейшей темы, невыдуманных историй и потрясающей визуальной составляющей и принесли фильму заслуженную награду.
— Для нас главное, чтобы этот фильм увидели как можно больше людей. Чтобы в мозгу у каждого человека переключился тумблер, который заставляет отшатываться от инвалидов. Тогда и пандусы, и поребрики, и прочие элементы «доступной среды» гораздо быстрее появятся во всей России, — уверена Гевейлер.