Бюджетное правило: как потопаешь, так и полопаешь

Юрий Алаев о принятых в первом чтении законах о бюджетах Татарстана и России

Юрий Алаев о принятых в первом чтении законах о бюджетах Татарстана и России

С разницей в один день – 24 и 25 октября —  парламенты Татарстана и России приняли в первом чтении, то есть концептуально, бюджеты на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, соответственно, республики и федерации.  Концепция  такая:  доходы падают, но мы расшибемся в лепешку, а не сократим социальные расходы и  даже нарастим их.  Из каких, простите, закромов?

Вопрос, конечно, кощунственный по отношению к абсолютно рядовым гражданам, зарабатывающим сущие копейки или живущим на пенсию, на которую трудно прокормить и кота Ваську.  Надо, надо увеличивать зарплаты бюджетников  и пенсии, расходы на образование и здравоохранение, социальную поддержку малоимущих.  Но, извините, надо, как мне кажется, и меру знать, — смотреть чуть дальше даты очередных выборов,  думать о взращивании дерев, на которых будут произрастать дензнаки, то есть об инвестициях в реальное, имеющее сбыт производство, о пресловутой диверсификации экономики.  Иначе – подкормим, худо-бедно, ныне живущих, и уготовим разруху и нищету для их детей и внуков.
Бюджетное правило: как потопаешь, так и полопаешь

Вот министр финансов РТ Радик Гайзатуллин с печальной гордостью в голосе сообщает депутатам, собравшимся на сессию Госсовета Татарстана, что доля социально-значимых расходов бюджета РТ вырастет с 65%  в текущем году до 80% в 2016-м. (При том, что в странах, на которые мы равняемся, этот показатель колеблется в пределах 40-50%.)  И депутаты солидно кивают головами: да, социальная направленность – это очень важно и правильно, мы выполним майские указы президента нашего, Владимира Владимировича Путина.  Ну да, ну да, страшновато не выполнить, не посмотрит, ведь, что ты весь из себя суверенный.  А жаль, в данном случае, что не по-настоящему суверенный. Можно было бы и спросить, деликатно так:  а когда проедим ресурсы, что будет?  Дефолт али как?   Может, и внял бы, призадумался. Но нет уже, похоже, рядом с президентом людей, которые могли бы задавать такие вопросы.

В итоге — дефицит бюджета республики в ближайшие три года будет только нарастать, с 5 409 791,7 тыс. руб. в 2014 года к 8 404 770,4 тыс. руб. в 2015-м и 12 374 902,8 тыс. руб. в 2016 году.  Вообще-то, сам по себе дефицит бюджета – далеко не диво в современной экономике, важно то, из-за чего он возникает, — вследствие роста госинвестиций или из-за непроизводительных расходов. Увы, в нашем, общероссийском, подчеркну, отнюдь не только татарстанском, случае, имеет место второе. 
Бюджетное правило: как потопаешь, так и полопаешь

Хотя, нельзя не отдать должное,  в Татарстане есть приличные инвестиционные программы и сворачивать их, вроде, не собираются. Речь  о четырех проектах в нефтехимической отрасли (установка гидрокрекинга на ТАНЕКО, аммиачно-карбамидное производство в Менделеевске – «Аммоний», завод этилена «Нижнекамскнефтехима»  и таифовская установка по переработке тяжелых нефтяных остатков), одном – в пищевой промышленности (завод по глубокой переработке семян и производству масложировой продукции группы NEFIS) и о создании автомобильного кластера компании Sollers. Существуют, конечно, и другие инвестпроекты, но названные – самые масштабные, определяющие.

В целом инвестиции в основной капитал в республике должны составить в 2014 году 624,7 млрд рублей (+7,9% к 2013 году), в 2015-м – 740,1 млрд и в 2016-м – 838,5 млрд рублей.  Как видим, прогнозируются хорошие объемы и темпы прироста, но одним из ключевых условий достижения таких показателей, отмечают специалисты Минэкономики РТ, должно стать улучшение в Татарстане делового климата.  Важное примечание, на фоне разговоров, что у нас уже сегодня чуть ли не инвестиционный рай.

Но тут надо добавить и еще одно примечание. По данным того же Министерства экономики финансирование инвестпроектов  в РТ на 51,4%  осуществляется  за счет собственных  средств предприятий, на 22,6%  за счет займов и только на 16,1% — за счет средств бюджета.  По простому говоря,  налицо риск роста долговой нагрузки на хозяйствующих субъектов  с потенциальным риском сокращения производства или, не дай бог, банкротства.  И откуда будем брать средства на социальные нужды, если встанет реальный сектор экономики? (По правде говоря, он уже стоит – темпы роста по России в полтора процента – это в пределах статистической погрешности, а если говорить о темпах роста ВРП, то в Татарстане они упали в сравнении с прошлым годом, в 2 с лишним раза.) 
Бюджетное правило: как потопаешь, так и полопаешь

Исходя из общей, то ли стагнационной, то ли уже рецессионной, ситуации в экономике страны Минфин РФ настоятельно рекомендовал министерствам и ведомствам, а также властям регионов, предусмотреть сокращение на 5-10% всех статей расходов в 2014 году, в том числе «защищенных».   В федеральном бюджете на 2014 год предусмотрена заморозка пополнения накопительной части будущих пенсий ныне трудящихся (все пенсионные накопления россиян за 2014 год будут зачислены в распределительную систему обязательного пенсионного страхования),  принято решение не индексировать в 2014 году зарплаты госслужащим и военным, из-за зияющих дыр в бюджете всерьез обсуждается идея обложить 10-процентной пошлиной интернет-торговлю, из-за них сокращаются суммы выплат даже так называемых «гробовых»…  Это, между прочим, тоже из разряда социально-значимого. Или уже нет?

Похоже, что нет. А вот зарплаты татарстанских министров, похоже, да:  Госсовет РТ принял решение (в виде поправок к закону «О государственных должностях Республики Татарстан»), согласно которому их, министерские зарплаты, отныне будет единолично устанавливать президент Татарстана Рустам Минниханов.   Говорят, это сделано потому, что ранее оклады наших министров были привязаны к окладам их федеральных собратьев (с коэффициентом  0,7), а собратья уж слишком начали шиковать, рассчитывая в 2014 году на среднемесячные оклады от 500 тыс. рублей. То есть наш президент таким образом сэкономит бюджетные деньги. Если так, то это лишнее свидетельство того, насколько всё напряженно.   Если иначе, то отдельные, особо выдающиеся министры, могут шикануть и круче московских.  В любом случае очевидно, что  кто-кто, а татарстанские министры теперь точно будут знать, что как потопаешь, так и полопаешь. Неплохо бы такое «бюджетное правило» и на других распространить.

Юрий Алаев
Фото из открытых источников

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite