«Булгария»: почему все так долго?

Стороны обвиняют друг друга в искусственном затягивании процесса
Стороны обвиняют друг друга в искусственном затягивании процесса

Дело «Булгарии» рассматривается в суде почти год; стадия судебного следствия завершена. Судья Сергей Якунин на последнем заседании отклонил сразу три ходатайства защиты — о третьей попытке инженерной экспертизы погибшего судна, лингвистической экспертизы и осмотра «Булгарии». Стороны обвиняют друг друга в искусственном затягивании процесса 

В среду на заседании в Московском районном суде адвокат Роберт Халиуллин, защитник Якова Ивашова, бывшего старшего эксперта камского филиала Российского речного регистра, неожиданно ходатайствовал о проведении третьей экспертизы «Булгарии» и осмотре судна. Оба ходатайства были отклонены судом. Совсем недавно суд закончил рассматривать результаты второй экспертизы погибшего судна.

«Булгария»: почему все так долго?
Роберт Халиуллин

Коллега Халиуллина на условиях анонимности рассказал KazanFirst, по каким причинам защита подсудимых может искусственно затягивать процесс. Две названных причины совпали с предположением потерпевшего по делу Геннадия Игнарина, потерявшего на «Булгарии» сына.

«Мне кажется, что адвокаты по каким-то известным только им причинам искусственно затягивают процесс, — говорит Игнарин, — хоть Сергей Николаевич [Якунин] и успокаивает нас, что защита работает в рамках УПК и все их действия правомерны, но иногда видно, что и он этим недоволен». По мнению Игнарина, затягивание процесса может быть связано либо с тем, что оплата услуг адвоката зависит от количества заседаний, либо они делают это для того, чтобы их подзащитные дольше находились в более мягких условиях содержания.
 «Булгария»: почему все так долго?
Геннадий Игнарин
 
По делу проходят пятеро обвиняемых. Единственный из них — Рамиль Хаметов, работавший на «Булгарии» старшим помощником капитана — находится под подпиской о невыезде. Остальные в следственном изоляторе. 

«Есть еще варианты, когда защите нужно затянуть процесс для того, чтобы провести независимые экспертизы или как-то перетянуть на свою сторону потерпевших», — говорит коллега Халиуллина. Игнарин вероятность попыток договориться с потерпевшими исключил: «Ни со мной, ни с теми потерпевшими, с которыми я общаюсь, адвокаты не контактировали».

Прения сторон должны начаться 25 апреля с выступления гособвинителей. Для того, чтобы на процесс смогли попасть все желающие, Якунин назначил выездное заседание в ДК «Юность».

«Булгария»: почему все так долго?
Рамиль Хаметов

Первое заседание по делу о крушении дизель-электрохода «Булгария» состоялось 6 мая 2012 года. На тот момент со дня трагедии уже прошел почти год. Все это время велось следствие и сбор доказательств. О том, что процесс затягивается, потерпевшие по делу начали говорить уже в первый день. Их не устраивало то, что первый перерыв в заседании был объявлен почти на месяц по ходатайству подсудимых для ознакомления с материалами уголовного дела. Причин столь долгого рассмотрения дела много. Участники процесса периодически обвиняют в затягивании друг друга. Интересно, что основания для подобных обвинений есть у всех.

Первая причина — объем резонансного уголовного дела. Состоит оно не менее чем из 112 томов, 12 из которых — обвинительное заключение. Если сюда можно добавить протоколы заседаний и результаты повторной инженерно-технической, судостроительной и судоводительской экспертизы, которая была проведена по ходатайству защитников, то количество томов будет стремиться к 120. Кроме того, было допрошено огромное количество свидетелей. Только потерпевшими по делу признаны около 180 человек.

Вторая причина — неявка некоторых лиц, присутствие которых на процессе обязательно. Часть потерпевших не хотели приезжать для дачи показаний, пока судья Сергей Якунин не пригрозил просить доставлять их на заседание с помощью судебных приставов. Некоторых из них доставить все же пришлось.

Несколько раз тайм-ауты были связаны с состоянием здоровья подсудимых. Игнарин до сих пор периодически напоминает суду, что потерпевшим обещали представить справку о состоянии здоровья Ирека Тимергазеева, экс-начальника Казанского отдела Ространснадзора, который не появился на одном из заседаний под предлогом проблем с зубами. 

«Булгария»: почему все так долго?
Ирек Тимергазиев (крайний справа на скамье подсудимых)

Еще один из длительных перерывов был связан с больничным Гурами Горгиладзе, защитника Хаметова. Недельный перерыв был назначен после ДТП, в котором тот «разбил лицо».

Адвокат Горгиладзе не явился на сотое заседание, чем вызвал негодование участников процесса. Он объяснил это тем, что находился на родине и не смог купить билет до Казани, чтобы приехать вовремя. Потерпевшие тогда написали жалобу в адвокатскую палату города, назвав поведение Горгиладзе неуважением к суду и участникам процесса.

Сами адвокаты, кстати, при рассмотрении вопроса о продлении меры пресечения каждый раз ходатайствуют об ее изменении на более мягкую, ссылаясь на требование закона о разумных сроках судопроизводства. Вот только действия их, хоть и правомерные, не отражают их недовольство.

Булат Айваров

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *