амбициозных людей республики
KazanFirst продолжает разбирать исследование Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) на тему жизненных концепций молодежи Татарстана. Исследование проводилось для подготовки к госпрограмме «Стратегическое управление талантами в республике Татарстан на 2014-2020 годы». Сегодня мы рассматриваем концепции креативного класса
Судя по результатам исследования, проблемы массового оттока молодежи из Татарстана не наблюдается. В первую очередь это связано с привлекательностью Казани как места учебы, работы, жизни для значительной части молодежи, в том числе и приехавшей для получения образования с других территорий. Эксперты РАНХиГС утверждают, что главное для них — не поиск и активное формирование собственной карьерной концепции, а встраивание этого процесса в существующую систему координат, поиск наиболее удобных и менее ресурсозатратных вариантов.
На этом фоне особый интерес вызывают те представители молодого поколения, которые отличаются другими характеристиками: ориентацией на качество образования, самореализацией в трудовой деятельности, готовностью к конкурентной среде. Другими словами, те, кого принято относить к креативному классу — именно тому слою общества, который является двигателем инновационной экономики.
Ценность получения качественного образования для креативной молодежи высока, причем под качеством зачастую понимается именно практикоориентированность. Важную роль играет и специфика образовательной среды: насколько она креативная и творческая либо, напротив, нестоличная, провинциальная. С этой точки зрения, большое количество приезжающих для получения образования в Казань с менее развитых территорий, для которых характерна традиционная система ценностей, может служить выталкивающим фактором для тех, кто хочет жить в современной и динамичной среде, предполагают эксперты РАНХиГС.
«Приезжающим сюда учиться также приходится подстраиваться под динамично развивающееся общество в Казани,они и едут в большинстве случаев сюда, потому что здесь для них больше возможностей. На мой взгляд, неважно, откуда ты приехал, если у тебя есть желание совершенствоваться и ты имеешь четкие цели в жизни», — говорит руководитель международного центра образовательных технологий «Сэлэт», тренер в области неформального образования, проектный менеджер Анна Фельдман. Эти два фактора, по ее мнению, заставляют искать людей те места, которые наиболее эффективно смогут удовлетворить их желания.
«Если Казань для соседних регионов — это место, где ты можешь добиться чего хочешь и получить качественное образование для этого, то данный момент больше усиливает конкуренцию, а она в большинстве случаев приводит к улучшению качества», — предполагает Фельдман.
«Недавно пообщался со студентами из КНИТУ (КХТИ), которые обучаются по совместным программам в университете штата Аризона,третий курс. Они адекватно рассуждают о необходимости, качестве, стоимости образования,прекрасно себе представляют, чему лучше учиться в Казани, а чему в США —таких студентов будет все больше,мы не закрытая страна», — уверен генеральный директор технопарка «Идея» Сергей Юшко.
Косвенное подтверждение миграции лучших школьников и негативного влияния городской среды на остающихся — выявленное в ходе исследования значительное отличие между категориями школьников старших классов и студентами старших курсов вузов. Школьники более четко и обосновано формулируют свое отношение к месту жительства, гораздо более вписаны в городскую среду, то есть более осведомлены о происходящих в городе событиях, чаще участвуют в них; они больше открыты миру — получение зарубежного образования (магистратуры) считается нормой образовательной концепции.
Однозначно обозначить причину столь явно проявляющегося разрыва авторы исследования затрудняются, однако формулируют ряд гипотез. Во-первых, школьники – это поколение, выросшее в других условиях, в частности — наличие интернета, обеспечив доступ к информации, существенно повлияло на их открытость, ощущение вписанности в город и мир. Во-вторых, негативный отбор, качество студентов — результат оттока из города наиболее активных, креативных школьников. В третьих, возрастные и статусные изменения и социализация в рамках вузов снижают уровень активности молодежи. Наконец, усталость от привычной среды —для школьников город еще не мал, они его не успели полностью изучить и использовать. Студенты и молодые специалисты называют в целом те же места, но уже без энтузиазма; скучно и однообразно.
В то же время кризис системы образования проявился и в том, что, наряду с концепцией получения качественного образования, у данного слоя молодежи встречается и противоположная концепция: образование — для диплома, перспективы самореализации к образованию отношения не имеют. Носители этой концепции считают, что хорошо сдать ЕГЭ, поступить в престижный вуз, чтобы это дало возможность работать по специальности, не имеет смысла. От системы образования они хотят иметь только диплом о высшем образовании, а получать необходимые знания и компетенции собираются самостоятельно, вне этой системы. Авторы исследования не утверждают, что такой подход получил широкое распространение, но он явно присутствует в группах интеллектуальной и активной молодежи.
«Сейчас диплом рассматривается как необходимость, — соглашается Фельдман, —я занимаюсь 16 лет неформальным образованием и уверена, что интеграция его концептуальных подходов и технологий в практику формального образования позволит сделать последнее более привлекательным и эффективным».
По ее словам, совершенствование в личном развитии и в профессии должно идти в одном русле: «Высшая школа как раз для этого может быть отличным местом, на тренинги и семинары известных и не очень тренеров идут с большим энтузиазмом и за немалые деньги, нежели на лекции в вузе».
«Важно понимать, что образование — это не диплом,образование — это даже не только знания. Образование — это карьера, все возможности открываются еще на первом курсе университета», — говорит Юшко.Он утверждает, что речь идет не о том, какое и где образование лучше, а о том, что современные студенты хорошо себе представляют, что образование нужно то, которое обеспечивает карьерный рост.
«Получаемое образование далеко от реальной практики, опыт приходится получать самостоятельно в «боевых условиях», — говорит соучредитель свободного пространства «Циферблат» Артем Крамин.
По его словам, академичность и фундаментальность российского образования — это одновременно его сила и слабость. «Такой подход великолепно себя демонстрирует в математике, физике, программировании, но абсолютно провально в гуманитарных науках», — считает Крамин.
В исследовании РАНХиГС говорится, что для креативной молодежи, готовой предлагать себя на конкурентном рынке труда, существенная роль клановости и родственных связей в механизмах трудоустройства и связанная с этим перекрытость «вертикальных лифтов» — явный недостаток сложившейся в Татарстане системы трудовых отношений.
Подобная ситуация формирует условия для оттока наиболее амбициозных людей, стремящихся к профессиональной самореализации посредством личностных качеств и достижений. Возможности профессионального развития на территории Татарстана с точки зрения представителей этой группы весьма ограничены.
«Креативный класс — это очень амбициозная аудитория. Высокие цели, если они подкреплены еще и достаточным уровнем компетенеций, требуют и больших размаховв плане масштаба»,— говорит Фельдман.
Некоторые из представителей креативной молодежи, даже имея возможность встроиться в систему, выбирают иной путь, поскольку любые структуры в пределах республики рассматриваются как ограничивающие развитие и/или не занимающиеся содержательной деятельностью. Отрицание «духа бюджетных денег» сочетается с представлениями о конкуренции как необходимом условии самореализации личности.
Люди подобного склада выбирают две модели карьерных концепций: работа в крупной корпорации, где основа трудоустройства и продвижения — профессиональные качества и заслуги, и ориентация на создание собственного бизнеса, не связанного или минимально связанного с государственными структурами. В обоих случаях выбор такой концепции может сопровождаться миграцией за пределы города и республики. И все же миграция – не единственно возможная концепция. На территории республики существуют сферы, привлекательные для креативных молодых людей.
«Меня несколько смущает такой вариант развития для креативного и амбициозного человека как работа в крупной корпорации, для амбициозных это самое то, а вот для креативных – это смерти подобно, за креативную инициативу в крупной корпорации можно и по шапке получить», — утверждает Крамин. Он сомневается, что существует какая-то реальная возможность влиять на выбор молодых, амбициозных и креативных людей, кроме мощных инфраструктурных проектов, которые превратят город в точку притяжения для профессионалов определенной тематики.
По словам Фельдман, сложность продвижения по вертикальным лифтам есть во всех регионах, во всем мире, и списывать это на «клановость» не совсем точно: «Движение вверх требует больших личных затрат, это нахождение в постоянном дискомфорте и пробивании «потолков», не каждый это может выдержать». Ориентация на крупные компании и личный бизнес — отличные стратегии, считает Фельдман: «Предпринимательство — это отличная площадка для достижения высоких целей, саморазвития и независимости, присущей представителям креативного класса».
«Хочешь много программистов — создавай Кремниевую долину, хочешь музыкантов — создавай Лондон и далее по списку, беда в том, что подобные проекты очень сложно реализовать нарочно, по указке», — считает Крамин. По его мнению, тут во многом срабатывает фактор сильных гениальных лидеров, которые создают вокруг себя соответствующую атмосферу: «а лидеров, как известно, в пробирке не вырастишь».
Для людей, ориентированных на работу в крупной корпорации, на территории Татарстана наиболее приемлемый вариант — работа в отделениях крупных международных компаний, которые привлекают в первую очередь прозрачными критериями отбора и продвижения. Менеджмент республиканской инновационной инфраструктуры или других крупных республиканских проектов воспринимается уже как менее открытая сфера, однако также может быть привлекательна.
Среди молодых предпринимателей, в частности руководителей IT-стартапов, значительное число молодых людей выбирает предпринимательство, не желая встраиваться в государственные или аффилированные с государством структуры. Некоторые из них уже имели опыт работы в крупной компании на территории республики и возвращаться не планируют. Скорее, в Татарстане их удерживает наличие интересного проекта. Наконец, творческая молодежь обладает наименьшими перспективами трудоустройства по традиционным для республики каналам в своей сфере.
«У студентов есть возможность со второго курса открыть свое дело —это не гипотетическая возможность, а возможность, которую озвучивают такие же в недавнем прошлом студенты, которые уже преуспели в технологическом бизнесе», — высказывается Юшко.
Однако, добавляет он, данной возможностью не все пользуются: для некоторых предпринимательство не подходит, некоторые просто еще не определились. «Вот этих неопределившихся много. Тут есть еще момент, на который необходимо обратить внимание:исторически из-за отсутствия богатого положительного семейного опыта, родители не в подавляющем большинстве рекомендуют предпринимательскую стезю своим детям —это пройдет», — считает Юшко.
Наряду с факторами самореализации, стимулом к миграции может быть и стремление к более комфортной и безопасной жизни. Нельзя сказать, что данная концепция широко распространена, но в среде креативной молодежи она представлена, пишут авторы исследования. В этом случае направление миграции предопределено — это зарубежные страны. Причем основными преимуществами видятся соблюдение законов (безопасность в широком смысле слова) и эффективное исполнение государством своих функций.
«Для успешного развития необходимо создать среду, чтобы креативность росла, «почва» также должна быть креативной», — утверждает Фельдман. По ее словам, здесь только важно понимать, что она действительно должна быть свободной от стереотипов и рамок, должна стимулировать и всем своим видом свидетельствовать о том, что инновации, новые идеи, творчество, личное развитие и эффективность, совершенствование, вклад в развитие местного сообщества — являются ценностями для этого общества.
«Это непросто —одних субсидий, крутых университетов, инновационных проектов недостаточно,это должен быть образ жизни и образ мышления местного сообщества», — говорит Фельдман.
На взгляд Крамина, Татарстан очень много делает для того, чтобы креативная молодежь оставалась в республике: «Я немного представляю себе, как обстоят дела в других регионах России, и точно могу сказать — мы в явных лидерах, тут тебе и технопарки, и IT-парки, и конкурс «50 лучших идей», и просто-напросто крутая инфраструктура — креативные люди предпочитают комфорт, хорошие дороги и быстрый интернет».
«Нужно быть по-прежнему открытыми, усиливать инженерное образование и программы стажировок, в том числе для студентов —важно развивать технологическое предпринимательство», — считает Юшко. По его мнению, надо понимать, что важно внимание не к утечке мозгов: «Важно не остаться без мозгов —это когда человек со знаниями начинает работать там, где его знания не работают или не нужны, здесь вопрос не только в наличии работы, но и в самих знаниях и навыках —часто ведь или знания не те, или навыков нет».
«Мир давно стал очень маленьким, и реально лучшие выбирают сейчас между Казанью и Амстердамом, Казанью и Лос-Анжелесом, а значит, и предложение должно быть таким, чтобы от него невозможно было отказаться», — заключает Крамин.
Глеб Лихачев
Comment section