Site icon KazanFirst

«Татарстан» хорошо летал, но компания не была заметной»

2013 год стал самым убыточным в финансово-хозяйственной деятельности авиапредприятия
2013 год стал самым убыточным в финансово-хозяйственной деятельности
авиапредприятия

Трагический для авиакомпании «Татарстан» 2013 год стал самым убыточным в ее финансово-хозяйственной деятельности. Компания увеличила в семь раз чистый убыток; на треть выросла задолженность перед кредиторами. «Татарстан» продолжает судиться за долги. Будущего у компании  — нет

Авиакомпания «Татарстан» в 2013 году получила чистый убыток 1,43 млрд рублей, в семь раз больше убытка в 2012 году, составившего тогда 0,19 млрд рублей.  В то же время выручка предприятия увеличилась на 0,8 млрд рублей, до 3,6 млрд рублей. Эти данные содержатся в опубликованном в среду годовом бухгалтерском отчете компании.

Убыток от продаж «Татарстана» в прошлом году увеличился до 925 млн рублей, что на 378 млн рублей больше, чем в 2012 году. Кредиторская задолженность авиакомпании выросла на 30%, достигнув 1,65 млрд рублей, в отличие от 1,16 млрд рублей в 2012 году.

31 декабря 2013 году Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Татарстана». Официальной причиной ведомство назвало «факты несоблюдения авиакомпанией сертификационных требований» и «нарушения установленных норм налета, рабочего времени и времени отдыха летных экипажей». За месяц до этого в аэропорту Казани  произошла страшная авиакатастрофа, унесшая жизни 50 человек.

Состояние авиакомпании было не лучшим до катастрофы 17 ноября,  рассуждает гендиректор компании Infomost Борис Рыбак. В целом в России авиаперевозочный бизнес экстремальный, считает он. «У российских авиакомпаний нет никаких финансовых резервов, поэтому они вынуждены кредитоваться для операционной деятельности, значит, любое нарушение в их деятельности приводит к катастрофическим последствиям. Любой промах – это как пуля в висок», — поясняет Рыбак.

С 2010 по 2013 гг.  «Татарстан» задолжал международному аэропорту «Казань» 261,1 млн рублей за обслуживание воздушных судов. В настоящее время авиакомпания продолжает судиться с ООО «Аэропорт «Бугульма», ОАО «Аэропорт «Бегишево» и ОАО «Международный аэропорт «Казань». География недовольных выходит за пределы Татарстана. В частности, в суд на авиакомпанию подало ОАО «Международный аэропорт «Нижний Новогород», сообщается на сайте Арбитражного суда РТ. 

   
По данным отчётности, внутренние рейсы в 2013 году принесли 715 млн рублей, что на 157 млн рублей больше, чем в 2012 году. Международные рейсы принесли на 215 млн рублей меньше, составив 701 млн рублей, в отличие от 916 млн рублей в 2012 году. Таким образом, можно сделать вывод, что авиаперевозчик в 2013 году взял курс на регионализацию своих рейсов, уходя с рынка международных перевозок.

«Перевозки авиакомпании в регионе в общем объёме достигали до 9%, поэтому компания не была заметной», — рассуждает руководитель агентства BizAviaNews Дмитрий Петроченко.

На внутренних чартерных рейсах «Татарстан» заработал 60 млн рублей, в два с лишним раза меньше, чем в 2012 году, когда компания получила 138 млн рублей.

На международных чартерных рейсах компания увеличила доход почти в два раза. Объём выручки с продаж вырос с 1,3 млрд рублей в 2012 году до 2,15 млрд рублей в 2013 году.

«Татарстан» хорошо летал и справлялся в этом сегменте бизнеса, говорит Петроченко: «Компания из года в год показывала относительно неплохую динамику; это нельзя сравнить с общими пассажирскими перевозками». По его данным, республика занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга в чартерных перевозках.

По состоянию на июнь 2013 года 99,9% акций  авиакомпании «Татарстан» принадлежит ЗАО «Татарстан Аэро». В свою очередь, эта компания контролируется министерством земельных и имущественных отношений Татарстана. До 2012 года «Татарстан Аэро» принадлежала на 50% болгарским компаниям — Bulgarian Aviation Group  и «Ескана Русия». В марте 2008 году республика заключила с ними инвестиционный меморандум: болгары должны были вложить $50 млн в реконструкцию Международного аэропорта «Казань» и еще $20 млн — в обновление авиапарка «Татарстана».

Однако сотрудничество с болгарскими партнёрами ни к чему не привело и  завершилось в 2012 году. По роковому стечению обстоятельств болгарская сторона передала «Татарстану» в лизинг пять Boeing 737, среди которых и 23-летний  самолёт, упавший 17 ноября 2013 года. 

Ильнур Ярхамов

Exit mobile version