«Татарстан» хорошо летал, но компания не была заметной»

2013 год стал самым убыточным в финансово-хозяйственной деятельности авиапредприятия
2013 год стал самым убыточным в финансово-хозяйственной деятельности
авиапредприятия

Трагический для авиакомпании «Татарстан» 2013 год стал самым убыточным в ее финансово-хозяйственной деятельности. Компания увеличила в семь раз чистый убыток; на треть выросла задолженность перед кредиторами. «Татарстан» продолжает судиться за долги. Будущего у компании  — нет

Авиакомпания «Татарстан» в 2013 году получила чистый убыток 1,43 млрд рублей, в семь раз больше убытка в 2012 году, составившего тогда 0,19 млрд рублей.  В то же время выручка предприятия увеличилась на 0,8 млрд рублей, до 3,6 млрд рублей. Эти данные содержатся в опубликованном в среду годовом бухгалтерском отчете компании.

Убыток от продаж «Татарстана» в прошлом году увеличился до 925 млн рублей, что на 378 млн рублей больше, чем в 2012 году. Кредиторская задолженность авиакомпании выросла на 30%, достигнув 1,65 млрд рублей, в отличие от 1,16 млрд рублей в 2012 году.

31 декабря 2013 году Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Татарстана». Официальной причиной ведомство назвало «факты несоблюдения авиакомпанией сертификационных требований» и «нарушения установленных норм налета, рабочего времени и времени отдыха летных экипажей». За месяц до этого в аэропорту Казани  произошла страшная авиакатастрофа, унесшая жизни 50 человек.

«Татарстан» хорошо летал, но компания не была заметной»

Состояние авиакомпании было не лучшим до катастрофы 17 ноября,  рассуждает гендиректор компании Infomost Борис Рыбак. В целом в России авиаперевозочный бизнес экстремальный, считает он. «У российских авиакомпаний нет никаких финансовых резервов, поэтому они вынуждены кредитоваться для операционной деятельности, значит, любое нарушение в их деятельности приводит к катастрофическим последствиям. Любой промах – это как пуля в висок», — поясняет Рыбак.

С 2010 по 2013 гг.  «Татарстан» задолжал международному аэропорту «Казань» 261,1 млн рублей за обслуживание воздушных судов. В настоящее время авиакомпания продолжает судиться с ООО «Аэропорт «Бугульма», ОАО «Аэропорт «Бегишево» и ОАО «Международный аэропорт «Казань». География недовольных выходит за пределы Татарстана. В частности, в суд на авиакомпанию подало ОАО «Международный аэропорт «Нижний Новогород», сообщается на сайте Арбитражного суда РТ. 

«Татарстан» хорошо летал, но компания не была заметной»   
По данным отчётности, внутренние рейсы в 2013 году принесли 715 млн рублей, что на 157 млн рублей больше, чем в 2012 году. Международные рейсы принесли на 215 млн рублей меньше, составив 701 млн рублей, в отличие от 916 млн рублей в 2012 году. Таким образом, можно сделать вывод, что авиаперевозчик в 2013 году взял курс на регионализацию своих рейсов, уходя с рынка международных перевозок.

«Перевозки авиакомпании в регионе в общем объёме достигали до 9%, поэтому компания не была заметной», — рассуждает руководитель агентства BizAviaNews Дмитрий Петроченко.

На внутренних чартерных рейсах «Татарстан» заработал 60 млн рублей, в два с лишним раза меньше, чем в 2012 году, когда компания получила 138 млн рублей.

«Татарстан» хорошо летал, но компания не была заметной»

На международных чартерных рейсах компания увеличила доход почти в два раза. Объём выручки с продаж вырос с 1,3 млрд рублей в 2012 году до 2,15 млрд рублей в 2013 году.

«Татарстан» хорошо летал и справлялся в этом сегменте бизнеса, говорит Петроченко: «Компания из года в год показывала относительно неплохую динамику; это нельзя сравнить с общими пассажирскими перевозками». По его данным, республика занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга в чартерных перевозках.

По состоянию на июнь 2013 года 99,9% акций  авиакомпании «Татарстан» принадлежит ЗАО «Татарстан Аэро». В свою очередь, эта компания контролируется министерством земельных и имущественных отношений Татарстана. До 2012 года «Татарстан Аэро» принадлежала на 50% болгарским компаниям — Bulgarian Aviation Group  и «Ескана Русия». В марте 2008 году республика заключила с ними инвестиционный меморандум: болгары должны были вложить $50 млн в реконструкцию Международного аэропорта «Казань» и еще $20 млн — в обновление авиапарка «Татарстана».

Однако сотрудничество с болгарскими партнёрами ни к чему не привело и  завершилось в 2012 году. По роковому стечению обстоятельств болгарская сторона передала «Татарстану» в лизинг пять Boeing 737, среди которых и 23-летний  самолёт, упавший 17 ноября 2013 года. 

Ильнур Ярхамов

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *