В Высокогорском районе Татарстана украли лес? Земли лесного фонда оформили в собственность и размежевали на участки

У 87% лесов в регионе отсутствуют координаты границ — они не определены ни документально
У 87% лесов в регионе отсутствуют координаты границ — они не определены ни
документально, ни в натуре. Это может привести к массовой вырубке и последующей
застройке зеленых зон

Юлия Яковлева — Казань

Вычленить куски земли Высокогорского лесничества, возможно под  дальнейшее строительство коттеджей, попытались неизвестные, которые оформили землю в собственность, размежевали ее на участки и поставили на кадастровый учет. Такие подозрения появились у руководителя-лесничего ГКУ «Пригородное лесничество» Ильнура Кашафеева. Он обратился в татарскую природоохранную межрайонную прокуратуру с заявлением добиться отмены регистрации незаконного права и обозначить на карте координаты границ леса. В противном случае там может начаться вырубка, за которой последует массовая застройка. При этом раньше на эти земли никто не покушался, утверждает он.

«Кто-то подделал документы и оформил право собственности, запланировал там вырубать деревья и строить дома, с чем мы категорически не можем быть согласны, — говорит заявитель. — Одно дело, если бы просто сместили забор, а тут — захватили целый массив!».

⇒Власти Казани поставили на кадастровый учет треть земель территории Лебяжье, чтобы избежать незаконного захвата

Кашафеев ссылается на 27-ю статью Земельного кодекса РФ, где закреплен ограниченный оборот земельных участков из состава земель лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности. Эта земля не предоставляется в частную собственность, приватизации не подлежит. Перевести земли лесного фонда может только правительство России. При этом земли лесного фонда на территории ГКУ «Пригородное лесничество», по целевому назначению считаются защитными по категории — это лесопарковые зоны. Здесь предусматривается усиленный правовой режим охраны.

img_0740Руководитель-лесничий ГКУ «Пригородное лесничество» Ильнур Кашафеев | Фото: evening-kazan.ru

Общую площадь захвата земли, а также нарушителей, раскроивших лес на прямоугольники, установит прокурорская проверка, которая должна начаться в скором времени.

Уже сейчас понятно, что без согласия органов местного самоуправления участок не мог оказаться в частных руках — глава надзорного ведомства Ильсур Гильмутдинов обещает проверить чиновников на законность действий о регистрации этих земель и выведении их из госсобственности, а виновных в захвате леса — наказать. Кто и на каком основании там выдает подобные разрешения на регистрацию?

«Если у леса нет кадастровых координат, при предоставлении земельного участка есть только описание этих границ, — объясняет Гильмутдинов. — Из-за того, что нет четких границ, там можно сформировать участок, поэтому в любой момент администрация может нарисовать его на любой земле и представить подо что угодно».

Такие ситуации нередко происходят, когда устанавливаются границы населенного пункта, со временем они расширяются и захватывают земли лесного фонда, продолжает он. Сегодня лишь около 13% татарстанских лесов имеют координаты границ: они определены документально и в натуре. Такие работы проводились в Альметьевске, Бугульме, Лениногорске. Там, где земли лесного фонда уже поставлены на кадастровый учет, исключается возможность предоставления этих земель под другие цели.

6b8f8c4351154962681373d0dfda50d7Глава надзорного ведомства Ильсур Гильмутдинов

«Все хотят быть ближе к природе, а она от них пытается отдалиться, — добавляет собеседник. — Заселившись в лесу, человек потихоньку начинает его вырубать, и эта земля перестает быть лесом».

Решение проблемы только одно — все земли лесного фонда должны быть поставлены на кадастровый учет, тогда будет исключена возможность предоставления их под другие цели — застройки и личное подсобное хозяйство. «Потому что земли лесного фонда практически неприкосновенны, и перевод из одной категории в другую фактически невозможен», — объясняет прокурор.

«Пока земли лесного фонда не поставлены на учет, их кадастровая палата “не видит”, происходит наложение. Этим фактом часто пользуются — сплошь и рядом случаи, когда леса предоставляются под застройки. Также много фактов когда они включены в черту населенных пунктов и перестали быть землями лесного фонда», — говорит он.

Бороться с захватом лесов — трудоемкая работа, которая может занять много лет. Виной тому двусмысленность положений лесного законодательства. Иногда не совсем ясно, относится ли тот или иной участок к лесам, на которые распространяется действие законодательства. Некоторые из них могут иметь переходный статус — находиться в промежуточной стадии включения их в состав земель лесного фонда. На такие земли действие Лесного кодекса не распространяется, значит, они официально не считаются лесом и ограничения на них нет. В таких случаях труднее всего предотвратить возможный захват или застройку.

В Высокогорском районе Татарстана украли лес? Земли лесного фонда оформили в собственность и размежевали на участкиБороться с захватом лесов — трудоемкая работа, которая может занять много лет | Фото: admrmr.ru

Работой по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет занимается Министерство лесного хозяйства России. Но это требует серьезных финансовых затрат, к тому же сделать это не так просто, отмечает Гильмутдинов. На многих лесных территориях уже появились частные владения, они имеют своих хозяев. По закону эта земля принадлежит государству — она входит в состав земель лесного фонда.

«Постоянно выявляется наложение координат, земли лесного фонда кому-то уже предоставлены. Даже проведя все кадастровые работы, специалисты не могут передать эти документы на регистрацию права из-за наложения. Пока они судятся, опять появляются новые участки», — объясняет он.

В результате совместной работы министерства лесного хозяйства, управления Росимущества по РТ и ГКУ «Пригородное лесничество» с 1 сентября направлено 14 исковых заявлений об изъятии лесных участков из чужого незаконного пользования. Основной доказательной базой во всех судебных делах, является заключение ФГУП «Рослесинфорг» о пересечении границ. Однако судебная практика последних рассмотрений может иметь крайне негативные последствия, считает Кашафеев.

default-D24A83DF-9CC9-14AA-7D50-588119D8F215

С 1 сентября направлено 14 исковых заявлений об изъятии участков из чужого незаконного пользования | Фото:  mosoblles.com

«Дело в том, что во всех заключениях “Рослесинфорг”, на которых и основываются иски, отсутствуют координаты границ участков лесного фонда, следовательно, границы леса не определены ни документально, ни в натуре. Более того, основанием для отказа по одному из рассматриваемых дел стал факт, что “Рослесинфорг” не является органом государственной власти, уполномоченным устанавливать границы земельных участков на местности и координаты поворотных точек. Как следствие, не может быть доказательством, подтверждающим факт нарушения прав государства», — рассказывает он.

Кроме того, суды выражают невозможность вынесения положительного решения, когда категория спорных земель — населенные пункты — в установленном порядке не обжалована.

На данный момент по большинству рассмотренных дел приняты положительные решения, что создает необходимый судебный прецедент и становится весомым сдерживающим фактором в дальнейшем незаконном отчуждении. Однако органы госвласти могут столкнуться с проблемой отсутствия оснований для пресечения незаконного отчуждения, рубки деревьев и строительства домов в лесу.

«При отсутствии в государственном кадастре недвижимости описания местоположения (координат) границ у большинства лесных участков это позволяет осуществлять самовольный захват земель лесного фонда», — предупреждает лесничий и надеется вернуть эти участки обратно в госсобственность, чтобы они в дальнейшем были учтены как земли лесного фонда.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *