В Татарстане примут закон, чтобы отделить настоящие национальные традиции от ненастоящих. Нужно избавиться от новшеств и излишеств в праздновании Сабантуя и вернуться к истокам

Новый законопроект предполагает создание реестра объектов нематериального культурного наследия. Их будут охранять и популяризировать

Ильнур Ярхамов — Казань

Импульс спорам и дискуссиям об истинности традиций и обычаев народов республики, несомненно, придаст законопроект о нематериальном культурном наследии (НКН) в Татарстане. Его разработчиками выступили специалисты минкульта РТ и комитет по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета Татарстана. Дело в том, что закон предлагает зафиксировать всё, что подпадает под понятие НКН, и внести это в специальный реестр. Но, как известно, обычаи, традиции и другие объекты НКН — это явления, изменяющиеся во времени и зависящие от окружающей местности. Определить, что канон, а что нет, без споров не получится.

Вчера в стенах республиканского парламента прошло первое публичное обсуждение законопроекта. По факту дискуссии никакой не было. Лишь гендиректор телеканала «ТНВ» Ильшат Аминов поинтересовался: раз закона о нематериальном культурном наследии нет на федеральном уровне, не будет ли противоречий между республиканскими и федеральными законодателями.

«[У министерства культуры РФ] есть заинтересованность в нашем законе. Они хотят использовать на федеральном уровне опыт регионов», — ответила ему замглавы минкульта РТ Гузель Шарипова. Она сообщила, что такой закон уже есть в республиках Алтай, Тыва и Хакасия. Сейчас похожий законопроект готовится в Кабардино-Балкарии и Башкортостане.

Председатель комитета Разиль Валеев назвал закон из Алтая «куцым». Он уверен, что если примут законопроект в Татарстане, то алтайские законодатели будут вынуждены пересмотреть свой закон.

 

Что такое «нематериальное культурное наследие» и его реестр

Законопроект дает витиеватое определение НКН. Во-первых, он определяет три группы, которые владеют нематериальным наследием: этнические, социальные и конфессиональные. Во-вторых, само НКН выражено тремя видами ценностей: духовными, интеллектуальными и нравственно-этическими. В-третьих, эти ценности должны отражать культурную и национальную самобытность трех видов обществ, охватывать их образ жизни, традиции и формы выражения.

В качестве примеров ценностей НКН в документе законопроекта перечисляются «язык, нормы и правила поведения, верования, обряды, обычаи, празднества, фольклор, технологии изготовления предметов декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, предметов быта и народные художественные каноны».

Закон также определяет «реестр объектов» — это информационная система, где собираются сведения об объектах НКН.

К видам объектов нематериального наследия законодатели относят:

1) Народные знания, верования, обычаи, традиции, произведения фольклора, постоянно воспроизводимые на определенной территории обряды или празднества.

2) Уникальные формы словесного, вокального, инструментального, танцевального исполнительства.

3) Технологии изготовления предметов народного декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, предметов быта.

4) Народные художественные каноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующие на конкретной территории.

Источниками финансирования в документе законопроекта по «выявлению, сохранению, изучению, популяризации и государственной охране объектов НКН» названы бюджет Татарстана и «иные источники, не запрещенные законами России и Татарстана».

 

Сегодня Сабантуй — это мероприятие партхозактива

Необходимость закона Валеев поясняет тем, что сфера обычаев, нравов, традиций и праздников сейчас находится вне правового поля. Сюда же — глобализационные процессы, которые стирают разницу между народами и их культурой.

«Народа вне праздников, обычаев и традиций не бывает. Если мы их хотим защитить и сохранить, то по ним обязательно должен быть закон», — утверждает депутат.

По его словам, сегодня татары утрачивают представление о «настоящем» Сабантуе: «В последнее время мы Сабантуй превращаем в какое-то мероприятие партхозактива. Сначала кого-то награждаем часами, кому-то вручаем премии, почетные грамоты, потом уже начинается какая-нибудь концертная программа, и только затем наступает очередь настоящего сабантуя, каким он был в древние времена».

Главными элементами праздника, продолжает Валеев, должны стать национальный вид единоборств куреш и традиционные конкурсы и забавы. Он рассказывает, что в последнее время «настоящий» Сабантуй видел на Алтае, где как раз уже действует закон о НКН. Там все традиции и обычаи праздника зафиксированы и сохранены, говорит Валеев. Также лучше всего сохранились традиции проведения праздника в Туве.

Такой же ревизии должны будут подвергнуться национальные праздники народов Татарстана: Каравон, Гырон Быдтон, Уяв, Семык, Балтай и Питрау.

Сегодня также упал масштаб празднования Дня независимости Татарстана 30 августа и исказилось представление об его настоящем значении, сетует Валеев.

«Если мы 30 августа назначили Днем республики, значит, он должен быть Днем республики. Как он может быть Днем города, как принято сейчас считать? В этот же день Казань не основывали», — рассуждает депутат.

Тем не менее празднование 30 августа в список объектов НКН не попадет, рассказывает Валеев. По его словам, этот день регламентируется и определяется постановлениями кабмина РТ.

Образование комиссии при министерстве культуры РТ, которая должна будет определять каноничность объекта НКН, Валеев не считает «проблемой» при реализации закона. Тем не менее он заявляет, что работы без споров и дискуссий не обойдутся.

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Кент
А какой татарский язык самый трушный — тоже будут определять? А чо мишарам делать?
0
0
Ответить

Йцукенг
А что за комиссия будет определять это реестр? А где гарантии, что туда попадут левые чуваки?
0
0
Ответить

читатель
«Сабантуй»-это праздник плуга, праздник тружеников села. Зачем пышные празднования в городах республики и за ее пределами?
0
0
Ответить

Ввв
Сабантуй вообще не праздновался мишарами, т.е. навязывание им этого праздника является по сути разрушением традиций этой этнической группы. Сегодня сабантуй навязывают даже литовским татарам, которые вообще не имеют к нему никакого отношения, поскольку это этническая группа белоруской нации. Кроме этого, сабантуй традиционно — праздник начала посевных работ, а не окончания — таковым его сделали только коммунисты в 1920-х чтобы сдвинуть ближе к дню образования ТАССР. Такчто вся сабантуйная тема это сплошная лжетрадиция и элемент (один из элементов) культурного геноцида нашего народа
0
0
Ответить

Cаф татар
Кстати, САБАНТУЕ — не праздник плуга, а праздник народа. Не до посева, а после весенних полевых работ и до сенокоса. Согласен, это праздник для сельчан. А у жителей города праздников почти каждый день. Так что не коммунисты придумали данный праздник, а татаро-башкиры сами.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite