Семина вместе с храмом, расположенным на нем
Юлия Яковлева — Казань
Голые стены, пустые окна, обвалившаяся крыша — так долгое время выглядела 300-летняя церковь Кирилла Белозерского в селе Каймары Высокогорского района Татарстана. До наших дней сохранились только кирпичный остов храма и часть красивых старинных фресок. Молитвы здесь не звучали десятки лет. Теперь несколько раз в неделю и по праздникам проводятся службы — это единственная церковь на все село.
С советских времен храм использовался под нужды местного колхоза как хранилище зерна. Восстановительные работы начались здесь лишь три года назад. За это время из полуразрушенного здания убран накопившийся мусор, отремонтирована кровля, залит бетоном пол, восстановлен один из трех престолов.
Настоятелем был назначен иеромонах Софроний, которого перевели в Татарстан из Ивановской епархии. Свои первые ощущения, когда переступил порог полуразрушенного храма, он помнит до сих пор.
________________________________________
«Мне тогда предлагали пару готовых новых храмов – там тепло, иконостасы, все в золоте, — вспоминает он. — Я случайно узнал про это место, приехал посмотреть, мне его стало жалко. Я знал, что будет трудно, но поставил перед собой цель спасти и собрать приход, чтобы люди приходили сюда. Какая польза от золотых куполов, если там не будут приходить к любви, прощению, милосердию и исполнению законов божьих?»
________________________________________
Местные жители своими силами восстановили купол с крестом, который в 1723 году приходу подарил Петр I. Своими силами по поселку собирали деньги на пластиковые окна. «Мусульмане нам тоже хорошо помогали», — говорит настоятель.
У входа в полуразрушенную церковь встречает новенькая табличка с исторической справкой и реквизитами — денег на ремонт и содержание постоянно не хватает. Толку пока мало: туристы сюда не приезжают. «Один раз я пригласил сюда группу, — вспоминает отец Софроний. — Все молча выдержали, а одна женщина сказала: “Зачем вы нас сюда привезли? Я думала, что здесь красиво!” Люди ищут, где все блестит и отремонтировано». У церкви пока даже нет двери — ее заменяет лист полиэтилена.
Особенность сельской церкви — это доступность друг к другу, продолжает он: «Я знаю всех прихожан поименно и их проблемы. В больших храмах столько внимания люди не получают, священник не так вникает в их проблемы – он не успевает».
Температура в здании не поднимается выше 7 градусов тепла. Настоятель разливает по чашкам горячий чай — долго находиться здесь просто невозможно.
«Вам не обидно, что в Казани, в Свияжске и в других популярных у туристов местах церкви активно восстанавливаются, а о вас как будто бы забыли?»— спрашиваю я.
«Нет, — отвечает священник и делает паузу. — Но иногда бывают такие мысли, я их гоню, потому что рад за те храмы, которые дождались реставрации. Мы молимся, чтобы и нам помогли, и надеемся, если будет на то божья воля, это случится, найдутся люди.
«Чтобы высохнуть стенам, потребуется еще два-три года, они впитали в себя влагу, — продолжает он. — Пока сохнут, можно делать иконостас. Мы не мечтаем, чтобы все было покрыто золотом, но иконостасы должны быть выполнены в исторической стилистике барокко, чтобы минкульт [Татарстана] к нам не имел претензий».
Провести сюда свет и газ на законных основаниях пока не получается — формально нужно согласие собственника земли, на которой стоит церковь. До 2007 года земля вокруг храма имела сельскохозяйственное назначение, а после, когда колхоз разорился, разделена на паи и выставлена на продажу. Хозяином огромного участка, на котором располагаются церковь, рядом с ней стоящая колокольня и древнее кладбище, тогда стал миллиардер Алексей Семин.
При этом церковь, несмотря на свой возраст, долгое время не имела статуса памятника архитектуры, но незадолго до продажи земли его приобрела и вошла в список 2002 года как вновь выявленный объект культурного наследия, представляющий историческую и научно-художественную ценность, сообщили KazanFirst в региональном минкульте.
«Здание мы до сих пор не можем оформить на себя, потому что земля под ним нам не принадлежит, — рассказывает он. – Нам просто разрешили открыть здание, служить и молиться. Приезжали люди господина Семина и сказали — 20 см вокруг храма и 20 см вокруг колокольни — пользуйтесь, пожалуйста».
По словам отца Софрония, долгая переписка с представителями инвестиционной группы «АС менеджмент», которая принадлежит Семину, ни к чему не привела. Представители епархии просили отдать им землю под церковью или хотя бы выделить участок земли для своих нужд — провести к зданию все необходимые коммуникации, построить воскресную школу, церковный дом и трапезную с кухней, организовать место отдыха для себя и прихожан. Но ответы от собственника, которые могли бы помочь в юридическом споре, не сохранились. В них – отказы выделить нам землю, утверждает он.
В «АС менеджмент» подтвердили, что церковь Кирилла Белозерского действительно расположена в границах земельного участка, который принадлежит холдингу, но сам храм собственностью компании не является. Земельный участок, на котором фактически оказалось расположено здание, приобретен в 2007 году в его нынешних границах. На момент приобретения, в результате кадастровой ошибки, земельный участок под церковью сформирован не был, говорится в официальном ответе.
________________________________________
В 2012 году между мэрией Казани и группой ASG было заключено соглашение о государственно-частном партнерстве, согласно которому городским властям Семин передал земельные участки для предоставления многодетным семьям. В обмен муниципалитет передал Семину два десятка исторических зданий в центре Казани, которые миллиардер обязался отреставрировать к началу Универсиады в Казани в 2013 году.
На соседнем участке компанией был анонсирован инвестиционный проект, предполагающий усадебную застройку, сейчас идет активная стадия его развития, заверяют представители собственника. Была подробно изучена территория, проведены инженерные изыскания, определялись и точки развития, особенности местности. Не обошли вниманием и церковь. Ее ценность в эстетическом плане, историческая значимость и привлекательность для туристов и посетителей очевидны. Территория была исторически привлекательна для жизни — здесь уникальные места, живописные ландшафты, озера и лес. Именно поэтому в свое время здесь была построена усадьба Боратынского и церковь преподобного Кирилла Белозерского
________________________________________
«В процессе изучения ситуации и анализа исторической застройки была выявлена кадастровая ошибка в границах участка, — говорится в ответе “АС менеджмент”. — Фактически церковь расположена на части участка, который был приобретен компанией в 2007 году. Это достаточно распространенное явление — границы участков 10 лет назад определялись с большой погрешностью. При этом участок под церковью не был оформлен, а его границы, по всей видимости, не были учтены при проведении землеустроительных работ. Для участка площадью 2000 га расхождение в 500-700 кв. м, занимаемых церковью, считается технической погрешностью измерений. Здесь нет никакого имущественного спора, речь идет только о техническом исправлении ошибки. Это достаточно стандартный и отработанный на практике процесс».
«Со стороны нашей компании нет никаких препятствий к согласованию документов. Более того, мы постарались принять деятельное участие в решении проблемы: произвели геодезическую съемку местности, землеустроительную экспертизу, определили на местности границы землепользования церкви, то есть работы, требующие прямых финансовых затрат, были проведены нами за свой счет. Дальнейшие действия носят организационный характер: поиск документов, подача заявлений в администрацию, кадастровую палату. Этим может заниматься только сам землепользователь». Однако пока прийти к решению, которое бы удовлетворило обе стороны, не удалось.
Работы еще предстоит очень много. Меценаты редко уделяют внимание старинному храму. Иногда добрые люди привозят стройматериалы: кирпич, напольную плитку и цемент. Кроме этого у церкви скопились огромные долги перед бригадой, которая стелила крышу и заливала полы.
«Мне так стыдно перед строителями, — признается священник. — Они трудились здесь с лета, нам пообещали деньги на оплату их работы, но не смогли найти».
Церкви 300 лет с момента постройки. Она уникальна в своем роде, и с архитектурно-исторической точки зрения аналогов в регионе нет.
«Если бы нашлись потом такие строительные фирмы, которые под этот проект для нас выделили бы бригаду рабочих, — мечтает Софроний. — Ведь нужно все выполнить грамотно, раз храм до сих пор уцелел, чтобы еще тысячу лет простоял».
________________________________________
Храм был построен в 1723 году в 25 км от Казани на средства казанского административного деятеля и помещика Мефодия Никитича Кудрявцева, имевшего в Каймарах большую усадьбу
________________________________________
Фото: автора