главных событий Татарстана
Гостинодворская церковь
Юлия Яковлева — Казань
Старинное здание Гостинодворской (Свято-Никольской) церкви на улице Кремлевская, в котором с конца 60-х годов находилось главное архивное управление при кабинете министров Татарстана, будет отреставрировано и передано РПЦ. Во время одного из обходов исторического центра Казани верующие обратились с этой просьбой к президенту Рустаму Минниханову. Он поддержал инициативу, говорится на сайте татарстанской митрополии. Сейчас обсуждаются условия и сроки передачи объекта.
По плану храм будет включен в программу комплексной реставрации Гостиного двора, который с 1995 года является памятником архитектуры и где находится Национальный музей Татарстана.
Гостинодворская церковь
Предполагается воссоздать целый исторический квартал в центре города. Разработкой проекта занимается «Татинвестгражданпроект», уже готовы эскизы памятника после реставрации. По завершении восстановительных работ церковь передадут в собственность Русской православной церкви. На входе в хранилище, рядом с замурованным окном, встречает черная табличка «Объект культурного наследия федерального значения XVI века. Охраняется государством».
Церковь
Мы стоим под красивой полукруглой лепниной с мощным крюком, проржавевшим от времени, на котором когда-то висел церковный светильник.
В прошлом это была каменная шатровая церковь, но сейчас мало что о ней напоминает, разве что внутри сохранились украшенные лепниной красивые арочные своды. В советские годы храм «разбили» на кабинеты, фрески закрасили белой краской. В той части, где раньше молились, расположился актовый зал.
У древнего храма уцелела только нижняя часть, звонницы же и двух величественных пирамидальных куполов он лишился. За четыре с лишним века здание несколько раз перестраивалось, утратило свой оригинальный интерьер и сильно обветшало. Там, где сейчас стоит вертушка и находится охранник, предположительно был алтарь. Новый вход был прорублен в окне. Дверь в церковь могла располагаться там, где сохранилась высокая каменная лестница.
У архивистов чемоданное настроение. Сейчас здесь повсюду следы переезда: коробки с вещами, разобранная мебель, из полупустых кабинетов доносится звук скотча. Он не стихает здесь последние несколько месяцев. Переезд не быстрый, потому что каждый документ необходимо аккуратно упаковать, чтобы не повредить при транспортировке на новое место.
Особого к себе отношения требуют кинофотофоно документы, которые капризны к перепадам температуры. Старые носители не терпимы к холоду, поэтому салон грузовой машины прогревают заранее, а по приезде не помещают сразу в хранилище — дают им «отойти» с дороги.
Архив
На черно-белых и цветных негативах — вся палитра политической, экономической, социальной, культурной жизни Татарстана и Казани ХХ века. За это время удалось собрать 4 000 исторически ценных кинодокументов с позапрошлого столетия (это 7 000 коробок), еще около 200 000 единиц учета — это аудиовизуальные документы (фото-, видео-, фоно-, кино-).
Здесь хранятся уникальные кинодокументы с середины прошлого столетия. Например, как строился завод «Казаньоргсинтез», открытие нижнекамской ГЭС, съемка первого сошедшего с конвейера «Камаза».
Есть хроника 30-40-х годов на нитропленке, которая по своему химическому составу, из-за длительного хранения, стала схожа с порохом и при неправильном хранении может привести к взрыву. Поэтому в настоящее время уделяется особое внимание условиям ее хранения.
Новые хранилища будут оборудованы современной системой вентиляции, в них будут поддерживаться соответствующая температура и влажность, говорит Сергей Горохов, руководитель архива аудиовизуальных документов республики. Всего на хранении находятся 150 взрывоопасных носителей. Они требуют особого обращения, так как любое нарушение температурного режима может привести к их возгоранию, тлеть они будут даже без доступа кислорода.
Собеседник показывает нам проржавевшие и потемневшие от времени коробки с нитропленкой начала XX века. Ее не пощадил уксусный синдром (ощущается легкий запах уксуса). Это проблема всех киноархивов мира. Единственный способ сохранить ценную информацию – оцифровать ее. Поэтому с 2013 года эти записи стали оцифровывать. На эти цели правительство выделило около 21 млн рублей. Сейчас ведется работа по оцифровке и описанию еще около 4 000 кинопленок Казанской студии кинохроники.
Сергей Горохов
«Мы не просто оцифровываем старые пленки, а еще проводим их консервационно-профилактическую обработку, компьютерную реставрацию, чтобы не было никаких царапин и пылинок, как будто вчера фильм снят, только черно-белый», — заверяет Горохов.
Электронные копии аудиовизуальных документов находятся в открытом доступе на сайте киноархива для всех желающих только для просмотра в сжатом формате — в архиве соблюдают закон об авторском праве.
Кино- и видеодокументы архива представлены на портале «Виртуальный читальный зал» (https://www.tat-archive.ru ), а также на портале ООО «Нэт-фильм» (https://www.net-film.ru/about-cga-ad-rt/).
«Нэт-фильм — это единый цифровой архив документальных фильмов, который сотрудничает с фондами государственных и частных киностудий, — продолжает собеседник. — Видео представлено в сжатом формате, на него ставится логотип net-film, получить запись в лучшем качестве — услуга платная».
Собственник, разместивший их в электронном хранилище, также получает свой процент с продажи. Со временем перевести все кинофотофоно документы в электронный формат просто необходимо. Уже сейчас существуют цифровые носители, которые могут обеспечить срок хранения свыше ста лет. Сотрудники аудиовизуального архива используют для хранения электронных файлов так называемые каменные оптические диски, где органический краситель заменен металлокерамикой. Французская независимая лаборатория определила, что срок хранения таких дисков не менее 160 лет.
По закону об обязательном экземпляре все редакции телеканалов, журналов и газет должны сдавать на хранение в архив свою продукцию. Сейчас видеодокументы поступают в основном от телерадиокомпаний республики — филиалов «Татмедиа». Однако договориться удалось не со всеми местными СМИ, говорит Горохов.
«Ильшат Аминов, телекомпания «ТНВ», исполняет законодательство точь-в-точь, а вот телекомпания «Эфир» все еще не сдает свою видеопродукцию, но я надеюсь, что мы найдем понимание у всех телерадиокомпаний, не станем заставлять их передавать обязательный экземпляр через суд», — говорит он и надеется, что на законодательном уровне сдавать свои выпуски обяжут интернет-издания. Пока же на них это требование не распространяется.
Сейчас записи сдаются в основном на магнитных винчестерах и оптических дисках, что усложняет процесс обоим сторонам. Уже в этом году в архиве собираются упростить эту процедуру: приемка обязательного экземпляра будет производиться через сеть. У всех производителей будет свой личный веб-кабинет с возможностью обратной связи, по которому они смогут закачивать свои записи на единый сервер электронного архива.
Новое место
Журналисты KazanFirst стали первыми, кому разрешили попасть в новое здание госархива, куда уже переехала лаборатория ГБУ «Государственный архив», которое занимается копированием и реставрацией бумажных документов.
Хранилище аудиовизуального архива переместилось на Сибирский тракт, 27. Здание будет отвечать всем современным архивным требованиям. Сюда же переедут и другие отделения ГБУ.
Новое здание аудиовизуального архива РТ
«Мы все были разбросаны по городу, а теперь будем работать под одной крышей», — продолжает собеседник. Точной даты, когда госархив республики справит новоселье, пока нет — в здании сейчас идет ремонт.
История
Вернуть здание Николо-Гостинодворской церкви — значит, восстановить историческую справедливость. Это важно не только для города, но и в целом для всей страны, потому что храм уникальный, считает Максим Андреев, профессор Казанского юридического института МВД России: «Сейчас храм находится в ужасном состоянии, — говорит он. — Реставрация не только церкви, но и всего Гостиного двора займет несколько лет, но после это место может стать музейным кампусом и быть привлекательным для туристов».
Максим Андреев
Храм находится в самом центре города в 200 метрах от Казанского кремля. Отсюда открывается прекрасный вид на историческую часть Казани, поэтому здесь можно создать смотровую площадку, считает он.
История «Никола Гостин» храма удивительная: в XVI веке здесь простым священником служил будущий патриарх Ермоген (в то время Ермолай), ставший впоследствии патриархом Московским и всея Руси, а после смерти прославленный в лике святых. В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
С благословения Казанского архиерея Иеремии он перенес новоявленную икону с места обретения в церковь в Гостином дворе. Именно он стал автором Сказания о явлении и обретении иконы, и благодаря этому письменному памятнику до нашего времени в подлинном виде дошла эта история, описанная очевидцем тех событий.
Благодаря воле Ермогена и призывам как патриарха произошло освобождение Москвы войсками народного ополчения Минина и Пожарского в 1612 году, была сохранена российская государственность.
Проект реставрации храма
Сам патриарх был замучен иноверцами в Чудовом монастыре. В результате этих событий на царский трон взошли Романовы, и поскольку патриарх Ермоген благословил народное ополчение на освобождение Москвы и России именно Казанской иконой Божией Матери, эта икона Богородицы начинает прославляться как особенная, «царская» православная святыня.
Фото: Василий Иванов, www.tatarstan-mitropolia.ru
Comment section