Судебное заседание засекречено ― СМИ не допускают. Поэтому мы внимательно
изучили обвинительное заключение, в котором собрано довольно много доказательств
Дамир Бибишев
Михаил Ляпунов ― Набережные Челны
Суд над известным в Татарстане бизнесменом из Набережных Челнов Дамиром Бибишевым (сыном легендарного гендиректора домостроительного комбината Марата Бибишева) начался 14 февраля. Заседания открываются ежедневно, но пресса на них не допускается. Процесс идет в закрытом для СМИ режиме, с участников дела взята подписка о неразглашении.
По версии следствия, Бибишев и его подельник — член организованного преступного сообщества «27-й комплекс» Олег Гордевич по кличке Пеликан — вымогали в общей сложности 27,5 млн рублей у двух бизнесменов из Челнов — Сергея Федосова и Ленара Миргалиева. Бибишева и Гордевича следствие обвиняет в мошенничестве и вымогательстве, им грозит до 15 лет лишения свободы.
Обвинительное заключение подписал зампрокурора Татарстана Сергей Старостин. Дело было направлено не в Набережночелнинский горсуд (по показаниям свидетелей, у Бибишева дружеские отношения с председателем суда Ринатом Гайфутдиновым) и даже не в горсуд любого другого города Татарстана, как это бывает, а сразу в Верховный суд Татарстана, что лишний раз говорит о статусе обвиняемых.
Сергей Федосов
Гордевич вину признал полностью и сотрудничал со следствием: подписал соглашение, которое гарантировало ему более мягкий приговор. Правда, перед самым началом процесса от своих показаний отказался, соответственно, и соглашение было расторгнуто.
⇒ Почему известный бизнесмен из Челнов Дамир Бибишев был задержан по подозрению в вымогательстве. Все, что мы знаем об этом
Как всё начиналось
По версии следствия, заказчиком и идейным вдохновителем преступления стал Бибишев. С 1 января 2014 года по 24 декабря 2015-го у Бибишева возникла идея похитить у Федосова 22,5 млн рублей. Он разработал план и в период с 1 ноября по 24 декабря 2015 года вступил в сговор с Гордевичем.
Первым этапом плана стало давление на бизнес Федосова — развлекательный клуб «Мираж». В начале 2014 года Бибишев предложил Сергею Артамонову и Екатерине Гусевой организовать инициативную группу жителей 29-го комплекса, которые бы выступали против деятельности клуба «Мираж».
Артамонов и Гусева выступили представителями пяти жителей домов 29/12 и 29/13, были оформлены доверенности у нотариуса. По версии следствия, жалобы, которые писались от имени жителей, согласовывались с Бибишевым.
В «Мираж» пошли всевозможные проверки, которые, правда, серьезных нарушений выявить не смогли. Тогда было решено подать на Федосова в суд. Повод нашли формальный: в подвальном помещении клуба проведена реконструкция, которая не была соответствующим образом зарегистрирована.
Федосов по закону мог устранить нарушение, просто зарегистрировав реконструкцию, но это ему сделать не дали. 24 сентября 2014 года судья Набережночелнинского горсуда Эльмира Бурганова выносит решение о приведении подвального помещения клуба в первоначальное состояние: его предполагалось засыпать грунтом.
В январе 2015 года Артамонов обратился в отдел судебных приставов №3 по Челнам с заявлением о возбуждении исполнительного производства. Пристав наложил арест на помещение Федосова.
В дальнейшем исполнительное производство вел судебный пристав уже другого отдела Роберт Алтынбаев. Он тоже был знаком с Бибишевым. Алтынбаев навязал Федосову компанию «Редстрой», которая выставила счет, многократно превышающий (почти в 16 раз) реальную стоимость работ по засыпке подвала.
Судебный пристав Роберт Алтынбаев
⇒ Владелец клуба «Мираж»: «Судебные приставы не дают нам исполнить решение суда»
С 14 по 16 июля Бибишев встречался с Федосовым в офисе своей компании под предлогом обсуждения спора о земельном участке в центре города. Этот участок, по сути, и положил начало конфликта между двумя бизнесменами.
________________________________________________
26 июня 2014 года Бибишев начал строительство выставочного центра в 17-м комплексе — в центре Набережных Челнов. Некоторые горожане были категорически против: им не нравилась вырубка парка, который отделял дом 17/03 от оживленной магистрали. Другие жильцы выступали на стороне Бибишева, так как он обещал благоустроить территорию и дать в пользование подземный паркинг. Кроме проблем с жильцами Бибишеву мешал начать работы небольшой участок земли площадью 224 кв. м. Проект выставочного центра огибал участок с трех сторон. Земля принадлежала компании «Алькор» Федосова. Бибишев вел переговоры о выкупе участка, но Федосов отказался продавать, предложив обменять землю на равноценную долю в строящемся комплексе
________________________________________________
По версии следствия, Бибишев умышленно, с целью вымогательства имущества в особо крупном размере, угрожая уничтожить и повредить имущество Федосова, потребовал 22,5 млн рублей за возобновление работы РК «Мираж». Федосов отказался.
Тогда Бибишев предложил Артамонову найти подрядную организацию, которая бы выставила счет за работы в подвале клуба примерно на эту же сумму. Артамонов находит компанию ― «СоюзСпецСтрой», она выставляет смету на 16 млн рублей. Юридический адрес компании совпадает с адресом офиса компании Бибишева — «Союз».
14 октября было решено передать работы компании «Ред-Строй», которая на первый взгляд никак с Бибишевым аффилирована не была. До недавнего времени учредителем компании являлась Наталья Барсукова, жена Эдуарда Барсукова по кличке Барсук, члена ОПС «29-й комплекс». Компания незначительно уменьшила стоимость работ до 15,7 млн рублей.
К тому же Барсуков был также инициатором одной из встреч Бибишева с Федосовым. На встрече Бибишев предлагал Федосову передать участок в 17-м комплексе в обмен на площадь в выставочном центре. Но стороны не договорились.
30 ноября 2015 года «Ред-Строй» предоставляет в службу судебных приставов документы об оплате первого этапа работ на сумму 7,2 млн рублей. Примерно в это же время Бибишев привлекает к вымогательству денег Гордевича, так как Федосов отказывался встречаться с Бибишевым. По показаниям Гордевича, за работу ему обещали 1 млн рублей.
Гордевич неоднократно встречался с Федосовым в разных заведениях Челнов. Он угрожал Федосову привлечением к уголовной ответственности за незаконное хранение оружия, боеприпасов, наркотических средств, уничтожением его имущества и даже убить потерпевшего, если он не передаст 22,5 млн рублей. Эта сумма якобы требовалась, чтобы прекратить исполнительные производства в отношении Федосова, снять арест с его имущества.
Первым траншем должна была стать сумма 7 млн рублей, взамен Гордевич обещал снять арест с помещения Федосова в 5-м комплексе. Но, как оказалось, снимать арест с объектов Федосова никто не собирался, а документы, которые взамен были переданы Гордевичем, не имели юридической силы.
22 декабря 2015 года Федосов обратился в управление ФСБ по Набережным Челнам с заявлением о привлечении к ответственности Бибишева и Гордевича. Замначальника управления ФСБ по Татарстану Сирень Галиакберов в этот же день вынес постановление о производстве наблюдения.
24 декабря недалеко от здания городской прокуратуры Федосов передал Гордевичу пакет с мечеными купюрами, взамен получил якобы документы из службы судебных приставов о снятии ареста с помещения в 5-м комплексе. Документы были подписаны начальником службы судебных приставов Ольгой Новиковой.
Гордевича попытались задержать после передачи меченых купюр, но он скрылся на своем BMWX5. После он позвонил на сотовый телефон Бибишеву и рассказал, что его пытались взять оперативники. Бибишев предложил подельнику выбросить деньги, Гордевич отказался. Он опасался, что потом с него их могут потребовать обратно.
Тогда Бибишев предложил передать их строителям, которые занимались засыпкой подвала. Но Бибишев не сообщил Гордевичу конкретного адреса и лица, которому надо передать деньги.
Тогда Пеликан решил ехать в офис холдинговой компании «Союз», чтобы передать их лично Бибишеву. Но Бибишев послал к Гордевичу своего подчиненного, тоже члена ОПС «29-й комплекс» Дмитрия Бульбу. От Бибишева он получил, по версии следствия, указание попытаться вынести деньги из здания.
Гордевич и Бульба вышли из здания, успели дойти до соседней постройки, в которой располагается производственная база структуры Бибишева — ООО «Марафон». Там они были задержаны сотрудниками управления ФСБ. Рядом с ними лежал пакет с деньгами, который выкинул Бульба.
После задержания Гордевич стал давать признательные показания, а Бибишев отрицал и продолжает отрицать свою вину.
Спор с Миргалиевым
Похожим образом действовали и против предпринимателя Ленара Миргалиева: его постройка тоже мешала строительству выставочного центра Бибишева. У Миргалиева, по версии следствия, Бибишев вымогал 5 млн рублей.
В 2015 году между Бибишевым и Миргалиевым возник спор по поводу участка земли под магазином «Аю». Бибишев хотел сделать в свой выставочный центр подземный вход прямо из подземного перехода, но ему в этом мешало строение Миргалиева, которое стояло над подземным переходом.
Бибишев неоднократно встречался с Миргалиевым в офисе «Союза», где требовал 5 млн рублей за продолжение функционирования магазина. Миргалиев угрозы воспринимал реально. Из его показаний следует, что любой конфликт с Бибишевым, который имеет связи среди лидеров ОПС, может привести к нежелательным последствиям для него и его семьи.
Проект выставочного центра Бибишева
Бибишев рассказывал, что с магазином Миргалиева может произойти то же самое, что с магазином сети «Крошка-картошка» в 1-м комплексе, который стоял в непосредственной близости от строящегося объекта Бибишева. Из показаний Миргалиева следует, что к магазину был сделан подкоп, чтобы постройка провалилась.
Также Бибишев приводил в пример Федосова, у которого уже начались проблемы, потому что тот отказался отдавать участок в 17-м комплексе.
Бибишев на встречах с Миргалиевым неоднократно показывал свою осведомленность о предполагаемых решениях Набережночелнинского горсуда, а также иных судебных инстанций по его искам и жалобам. Бибишев убеждал бизнесмена, что решения всех судебных инстанций в Татарстане, в особенности горсуда, принимаются с его ведома.
После многочисленных угроз Миргалиев решил передать Бибишеву 5 млн рублей. Деньги у бизнесмена должен был взять Бульба. Но последний отказался брать купюры у Миргалиева, потому что в этот же день правоохранительными органами были задержаны Гордевич и Бибишев за вымогательство у Федосова.
Из показаний Миргалиева следует, что он привез 24 декабря 5 млн рублей к офису «Союза», но Бульба отказался брать у него деньги, потому что разговоры о передаче денег записывались на диктофон и Миргалиев работал с ментами.
Секретное судебное заседание
Судебное заседание по делу Бибишева проходит в Верховном суде. Судья взял от участников дела подписку о неразглашении, в зал не допускается пресса. Поэтому судить о ходе судебного процесса пока преждевременно.
Но уже сейчас можно сказать, что разбирательство носит беспрецедентный характер. Мы не припомним ни одного, даже очень громкого дела подобного рода, которое бы сразу отдавалось в Верховный суд Татарстана. Совсем недавно беспрецедентным казалась передача дела в отношении главы Малошильнинского сельского поселения из Тукаевского районного суда в Елабужский горсуд.
Мы продолжаем анализировать обвинительное заключение, в следующих публикациях расскажем о показаниях свидетелей, а также о версии самого Бибишева.
Comment section