Что делать с ценами на проезд в общественном транспорте Челнов. Если стоимость проезда составит 25 рублей, то горожанам выгоднее будет пересесть на такси

Скоро за билет придется платить 23 рубля — и в трамвае, и в автобусе, но в
комитете по тарифам вопрос еще не рассмотрели. Да и стоит ли повышать, пока не
совсем ясно

Даниил Ляпунов  — Набережные Челны

В общественном транспорте Челнов вырастет размер платы за проезд, рассказал на прошедшем в минувшую среду совещании начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения исполкома города Рафаиль Киямов. Теперь за билет в автобусе или трамвае придется выложить 23 рубля, отметил чиновник.

О планах повышения стоимости проезда перевозчики города говорили еще в ноябре прошлого года, обосновывая это ростом цен на бензин и обслуживание транспорта, а также растущими лизинговыми платежами и инфляцией. Опрос, проведенный чуть меньше года назад в группе «Набережные Челны онлайн», показал, что 75% горожан считают повышение стоимости проезда необоснованным.

Исполком уже подал заявку в комитет по тарифам Татарстана, говорил Киямов. На подготовку проекта ушло почти пять месяцев: с ноября проводился анализ, готовились необходимые документы, сейчас ожидается решение.

 

Повышения пока не будет

В комитете по тарифам информацию о повышении платы за проезд не подтвердили, так как вопрос по Челнам еще не рассматривали, тарифное дело не открывали, рассказала изданию «Вести Камаза» пресс-секретарь ведомства Алина Шамсутдинова. Хотя повышения не избежать, вряд ли оно произойдет в ближайшем будущем, ведь необходимого пакета документов с расчетами и обоснованиями своих требований от перевозчиков в комитете не видели и принять решение не могут.

 

Помогло ли перевозчикам города прошлогоднее повышение

Комитет по тарифам в последний раз принимал решение по Челнам в декабре 2015 года — тогда цену за билет подняли до 20 рублей. Прошлогоднее повышение не слишком помогло компаниям-перевозчикам. Так, то же МУП «Электротранспорт» погрязло в долгах по лизинговым платежам за купленные в 2015 году большие автобусы на метане настолько, что из бюджета города предприятию выделили почти 211 млн рублей. Горожанам предлагается заплатить за купленные «Нефазы» дважды: сначала налогами в бюджет, а теперь и повышением платы за проезд. Но и в этом случае толку, похоже, будет чуть, потому что работа МУП так и не налажена.

⇒В Челнах собираются повысить стоимость проезда в общественном транспорте. «Дешевле будет в такси вчетвером сесть и уехать»

У «Электротранспорта» — большие кадровые проблемы. Сейчас на предприятии числятся 217 водителей, большая часть из которых села за руль автобуса совсем недавно — с начала 2017 года за различные нарушения были уволены 145 шоферов (на их место пришли 185 других), рассказал гендиректор организации Рашид Шамсутдинов. Из «старичков» остались лишь 32 человека. Свидетельствовать текучка кадров может о совершенно разных вещах, но вряд ли хоть одну из них можно считать положительной.

Остаются вопросы и к соблюдению водителями ПДД (не только муниципального перевозчика, но и коммерческой компании «Пассажирские перевозки»). В 2016 году 57 горожан получили травмы различной степени тяжести в 44 ДТП, в том числе и с участием «Нефазов». Происшествий в этом году еще не было, но нарушений уже очень много, рассказал и.о. начальника ГИБДД города Ирек Хуснутдинов. С начала года сотрудники инспекции «засекли» уже 857 нарушений правил дорожного движения маршрутным транспортом (примерными остаются лишь водители трамваев).

Не решен вопрос и с видеонаблюдением в автобусах. Согласно законодательству, необходимо установить четыре камеры в каждом: две в салоне, по одной на водителя и на дорогу. Каждый такой набор оборудования стоит от 22 000 до 28 000 рублей, сетует директор МУП — предприятие пока не может себе позволить таких расходов. Почему из 211 млн рублей нельзя выделить 5,3 млн (190 автобусов по 28 000) на такую нужную вещь — вопрос открытый.

 

Повышать нельзя понизить — где ставить запятую, пока неясно

Повышают тарифы на проезд практически каждый год, и эта мера вряд ли сделает общественный транспорт популярным. Повышение цен обосновано с точки зрения перевозчиков, рассуждает директор «Пассажирских перевозок» Николай Тятюшкин (единственная частная компания, оставшаяся на маршрутах Челнов), так как топливо дорожает, и запчасти, и резина, да и зарплату водителям вроде как нужно периодически повышать.

С другой стороны, повышать уже некуда. Если стоимость проезда составит 25 рублей, то горожанам выгоднее будет пересесть на такси: с приходом в город таких крупных компаний, как «Яндекс.Такси», Gett и Uber (две последние сейчас активно набирают в Челнах водителей), стоимость поездки по городу сильно снизилась. Даже самую шикарную «Газель» сложно предпочесть автомобилю прямо к подъезду, тем более если это еще и выгодно. Как в таких условиях выживать общественному транспорту, не совсем понятно, недоумевает Тятюшкин.

⇒«Яндекс такси» теперь в Набережных Челнах: как местным перевозчикам жить дальше

Популярными автобусы, скорее всего, станут лишь при снижении цены на проезд — такие идеи высказывал еще в 2014 году бывший начальник отдела транспорта и связи исполкома Челнов Ильфат Исмагилов. Это оставит нишу и для коммерческих «газелек» — они могут выходить на экспресс-маршруты и возить тех горожан, кто торопится. А любители комфорта и экономии будут дожидаться более вместительного и дешевого транспорта. Разница рублей в пять была бы уже достаточно весомым аргументом. Правда, тарифный комитет такое решение тогда не одобрил.

 

Чтобы наладить работу, нужны жесткие требования — и к муниципальному транспорту, и к частникам

Почему муниципальные транспортные компании продолжают работать, очевидно: город нельзя оставить без автобусов и трамваев. Что забыли в бизнесе частные компании, которые постоянно указывают, что это дело с нулевой доходностью, — неясно. Смысл такой деятельности в целом на поверхности, рассуждает собеседник KazanFirst, хорошо знакомый с рынком частных перевозок, — в «маршрутках» большой поток никем и ничем не контролируемой наличности.

«Такой оборот наличных средств просто идеален для того, чтобы обналичивать теневые доходы. У частников достаточно сложно контролировать и количество машин на маршруте, кто и когда вышел, сколько перевез пассажиров — вряд ли люди часто просят билет. Как с этим в Челнах сейчас, судить не берусь — не знаю. Но контроль за частниками в последнее время со стороны властей заметно усилился», — отмечает Исмагилов.

⇒Пассажирских перевозчиков в Набережных Челнах заставят получать еще одну лицензию. Без нее нельзя будет работать

Определенный «урон» наносят «маршрутки» и бюджету Челнов, так как многие из них работают как ИП и платят налоги по «упрощенке» (6% от чистой прибыли), рассказывает собеседник. А размер этой прибыли часто сознательно занижается, потому что контроля как такового нет.

Очень похоже, что власти Челнов намеренно «затягивают гайки» частникам: сейчас на каждого водителя нужно получать лицензию, ГИБДД постоянно проводит рейды и ловит нарушителей, вышедших на маршрут незаконно, замечает собеседник.

«Тут не идет речь о том, чтобы «кошмарить» бизнес. Просто нужны жесткие требования, как к муниципальному транспорту, так и к частникам. Тогда работу можно будет наладить. Очевидным шагом сейчас видится создание какой-либо единой структуры, диспетчерской. На нее ляжет обязанность не только составления расписания, но и контроля за выполнением водителями работы, сбор выручки. Примерно такая схема в Казани работает уже довольно давно, насколько знаю».

 

Что не нравится горожанам и что советуют специалисты

При разработке стратегии развития Челнов до 2030 года специалистами был проведен опрос, отражающий основные проблемы общественного транспорта города. Перечень проблем открывает агрессивное вождение водителей «газелек» (27,4% горожан упомянули об этом факторе), на втором месте — грубое отношение водителей к пожилым пассажирам (21,5%), на третьем — нерациональность маршрутов транспортной сети (19,9%). Также отметили изношенность автопарка (9,4%), высокую стоимость проезда (4,5%) и низкую оплату труда водителей (1,3%).

⇒В Челнах начинаются рейды по транспортным компаниям. Из-за этого со дня на день может закрыться 109-й маршрут

Чтобы улучшить ситуацию, специалисты предлагали «разработать и внедрить интеллектуальную систему управления общественным транспортом и систему мониторинга за его работой».

О перераспределении городских маршрутов говорил ранее и директор московского института «Прикладная урбанистика» Святослав Мурунов. Он предлагал пустить трамваи насквозь через разные районы Челнов, а маршрутки оставить внутри районов и для работы на окраинах. Сейчас же многие маршруты трамвая, больших автобусов и «газелек» по факту дублируют друг друга, что создает опасные ситуации на дорогах — водители пытаются быстрее добраться до остановок, чтобы заполучить как можно больше пассажиров. «Маршруткам» это удается лучше, что тоже плохо сказывается на наполняемости муниципального транспорта.

 

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *