В Казани представили концепцию первого веломаршрута стоимостью 600 млн рублей — с двумя велопарками в овраге и возле театра «Экият»

Второй проект с гораздо более скромным финансированием подразумевает обустройство велодорожек за счет уменьшения ширины проезжей части

Кристина Иванова — Казань

В Казани прошла итоговая презентация работ по обустройству веломаршрутов в центральной части города. На суд публике представили два проекта. Реализация одного оценена почти в 650 млн рублей, другого — всего в 8 млн рублей за счет уменьшения ширины проезжей части для обустройства велодорожек. Заказчиком выступил комитет внешнего благоустройства Казани. По словам властей, проекты утверждены, чего не скажешь об источниках финансирования. Велоактивисты остались недовольны одним из проектов, назвав его непродуманным — горожанам придется подниматься  самую высокую гору Казани возле Суворовского училища или лететь с нее вниз, рискуя жизнью.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Проект стоимостью 643 млн подразумевает два велопарка и тоннель через ЖД-насыпь

Проектная артель Анжелики Мелентьевой представила эскизный проект обустройства велосипедных дорожек в центральной части Казани с учетом маршрута до Деревни Универсиады. Протяженность от Деревни до Ленинского садика составит 12 км через Карбышева, Оренбургский тракт, Павлюхина, Петербургскую, парк Тысячелетия, два корпуса КФУ (по Кремлевской и Татарстану) и завершится в Ленинском садике.

 ________________________________________________________

По техзаданию разработчики должны были обязательно включить в маршрут зоопарк, Центр гребных видов спорта, Парк тысячелетия, Ленинский садик и два корпуса Казанского университета

 ________________________________________________________

Расчетная стоимость реализации проекта превысит 643 млн рублей. В эти расходы заложено строительство тоннеля через железнодорожную насыпь по улице Павлюхина, двух велопарков — детского возле театра кукол «Экият» и взрослого в овраге площадью 5 га «Старые горки».

Взрослый велопарк

Детский велопарк

«В городе образовался коллапс — дети не ходят пешком, многих родители развозят до школ и садиков на машинах. Многие обрадованные нашим проектом мамочки готовы возить своих детей так же, как делается в нашей семье, — на велосипедах», — говорит Анжелика Мелентьева. К тому же если на велодорожках Казани с каждым днем будет становиться все больше пользователей, это поможет некоторым автомобилистам пересесть на велосипед, надеется она.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Анжелика Мелентьева

По словам Мелентьевой, проект может быть реализован в два этапа, стоимость первого, без капитальных затрат, уложится в 60 млн рублей. В эти расходы войдет приспособление пешеходных переходов, обустройство дорожек, нанесение разметки. Ширина велодорожек составит три метра — по полтора в каждую сторону, каждые два километра будут устанавливать велосветофоры, наносить дорожную разметку по краям велополос.

Велодорожки станут по максимуму идти параллельно пешеходным маршрутам, при этом будут изолированы, что не создаст конфликтов с пешеходами и автомобилями. Маршрут на 80% подразумевает изолированные велополосы.

По словам начальника отдела комитета внешнего благоустройства Казани Дамира Шайхутдинова, пока бюджетные средства не заложены даже в реализацию первого этапа в 60 млн рублей, не определен и источник финансирования. Возможно, на реализацию проекта удастся привлечь средства инвесторов. Уже в течение одного-двух месяцев с начала финансирования первый этап можно будет реализовать. «Пока нет ясности, будет ли первый этап реализован уже в этом году. В идеале — чем раньше, тем лучше. Но учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, никто не может гарантировать финансирования», — сетует он.

Шайхутдинов говорит, что проект важен для создания комфортных и безопасных передвижений для велосипедистов в Казани, улучшения экологической обстановки в городе, популяризации велосипедного движения, развития туристической составляющей.

 ________________________________________________________

Ожидается, что прямое сокращение выбросов парниковых газов в результате реализации проекта за 2017-2022 годы составит 14 460 тонн СО2. По эффекту сокращения выбросов парниковых газов реализация проекта будет эквивалентна посадке порядка 25 000 деревьев, или 62 га леса. Снижение расхода моторного топлива за счет реализации проекта за пять лет эксплуатации составит 6,5 млн литров

 ________________________________________________________

Предложена также реконструкция ненормативных пешеходных связей, которые были обозначены на маршруте, говорит Мелентьева. Например, подземные переходы на Пушкина и Назарбаева не приспособлены для велосипедистов и маломобильных людей. Надземный переход на Павлюхина, где маломобильные вынуждены преодолевать препятствие по проезжей части, спикер называет основным сложным участком в связи с высокой стоимостью реализации задумки. Транспортная развязка на Танковом кольце также представляет большие трудности для велосипедистов — нужно пройти девять пешеходных переходов, чтобы попасть с Танковой у Деревни Универсиады до Оренбургского тракта со стороны Казанской ярмарки.

«Наш веломаршрут — первый и должен по максимуму привлечь обычных жителей, которые бы поняли, как это удобно, экологично и безопасно ездить на велосипеде, — резюмирует Мелентьева. — Мы сделали такой уютный веломаршрут, который, надеюсь, появится очень скоро, и мы все сможем по нему прокатиться».

Этот проект разрабатывался почти полгода вместо положенных двух месяцев, работу артели оценили в 900 000 рублей.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Обустроить велодорожки за счет уменьшения проезжей части

Еще один утвержденный проект представил Олег Шипилов, исполнительный директор проектного центра «Град». В задачи этой организации входила разработка концепта второго участка веломаршрута протяженностью 8 км. По сути, этот маршрут схож с «Удивительной Казанью» (кольцевой веломаршрут по исторической части города — по Кремлевской, Дзержинского, Театральной и Батурина, по Ленинскому саду и набережной Казанки), с помпой открытой президентом РТ Рустамом Миннихановым и главой российского Минкульта Владимиром Мединским. С той лишь разницей, что проект «Града» подразумевает соединение центральной части Казани с молодежной — парком Горького.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Олег Шипилов

Реализация этого проекта потребует довольно скромной суммы — 8 млн рублей. Концепция получилась максимально дешевой за счет следующего подхода — планируется уменьшить ширину проезжей части с 3,5 до 2,75 метра. Это допускается по новым нормативам и активно применяется в Европе, говорит Шипилов. Да и ГИБДД Казани, как оказалось, не возражает против такого решения.

Спикер утверждает, что уменьшение ширины проезжей части не приведет к пробкам. «Сейчас полоса движения выполнена по старым нормативам. В Европе уже все перешли на новые нормативы и уменьшили ширину. Как было две полосы движения, так и останется, — утверждает он. — Мы не хотели использовать тротуары, пересаживать деревья, углубляться в коммуникации, потому что это очень дорого. Сейчас мы можем реализовать проект в максимально дешевом варианте, а когда потребности людей будут прирастать, сама жизнь заставит перестраивать, переделывать».

Суть концепции — в организации безопасных перекрестков для движения велосипедистов. Предполагается не отделять велодорожки физически, а лишь наносить соответствующую разметку и уповать на сознательность автомобилистов: «Если препятствия делать, ширины проезжей части не хватит — нужен еще метр в одну сторону и метр в другую. Так что будем ставить знаки с ограничениями скорости до 40 километров в час».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Большая часть из 8 млн рублей будет направлена на обустройство перекрестков, понижение бортовых камней, уменьшение высоты поребриков, установку знаков и нанесение разметки. «Стояла задача —установить приоритетность потоков на перекрестках. Автомобилисты должны заранее понимать, что это велодорожка и приоритет велосипедистов выше, чем у автомобилистов и пешеходов. Грубо говоря, нужно в будущем поменять их менталитет. Потихоньку все будут привыкать к тому, что оборудованные перекрестки велосипедисты смогут переезжать на велосипеде, а не как сейчас — слезать с велосипеда и переходить пешком», — говорит он.

Общественный активист, представитель некоммерческой организации «Велоклуб “Негонки”» Фарид Ахметов поддержал проект Мелентьевой и раскритиковал концепт Шипилова, назвав его кейсом «как не стоит проектировать велодорожки». В беседе с KazanFirst он обвинил «Град» в некомпетентности и недостаточной ориентированности на потребности горожан.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Фарид Ахметов

Наибольшее недовольство у Ахметова вызвал маршрут, связывающий велодорожку с парком Горького. «У них было техзадание — связать парк Горького с существующим велокольцом. Надо было по верху связывать, а они связали по низу», — сетует он. В предложенном разработчиками варианте велосипедистам придется подниматься по самой крутой горке Казани (на Толстого возле Суворовского училища) или в обратном направлении лететь с нее, рискуя жизнью, говорит общественник. «Круче этой горки в Казани просто нет — только спортсмены тут тренируются. Сомневаюсь, что обычные люди смогут заехать на нее — скорее всего, они будут спешиваться. Не было смысла протаскивать велодорожку по горке, вверх по которой люди будут ходить пешком, а вниз — подвергать свою жизнь опасности», — убежден он. Ахметов предлагает связать велодорожку с парком Горького не через Подлужную, а через Карла Маркса по Ершова.

Шипилов охлаждает пыл Ахметова фразой: «Сегодня никто спорить и не собирается. Пока даже 8 млн еще никто не дает».

Фото: Василий Иванов

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Бабай
вот объясните мне, зачем столько денег на велодорожки? почему велик так популярен стал? ведь у нас это жутко непрактичная вещь, которую можно использовать месяца три в году от силы, и то если дожде нет. зима/весна/осень выпадает, если только совсем уж психи катаются. вон в окошко посмотрите — апрель завтра а еще снег валит. лучше дорожки для снегоступов делать или лыжню через весь город провести))
-1
1
Ответить

Алмаз
хех, интересно получается, за разработку проектов им заплатили, но на сами проекты денег нет))) а нафига тогда проекты разрабатывались спрашивается?))
1
0
Ответить

Велосипедист
Проект у Мелентьевой хороший. Только сомневаюсь, что больше 600 миллионов наши власти выделят на велодорожки.
0
0
Ответить

Обыватель
Кто есть Анжелика Мелентьева? Снова московский гуру?! Сколько стоит её работа? Конкурс был?
0
0
Ответить

Крис
Анжелика — казанский гуру. Выиграли тендер по конкурсу.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite