АСУДД приходит в Челны: светофоры Swarovski заполонят проспект Мира

В интервью KazanFirst замдиректора АСУДД Казани Евгений Пыров называет светофор «тромбом на дороге», который не улучшает, а притормаживает движение в городе. Но необходимость заставляет ставить светофоры для снижения аварийности и удешевления бюджетных затрат

В интервью KazanFirst замдиректора АСУДД Казани Евгений Пыров называет светофор «тромбом на дороге», который не улучшает, а притормаживает движение в городе. Но необходимость заставляет ставить светофоры для снижения аварийности и удешевления бюджетных затрат.


Кристина Иванова — Казань

АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением), поэтапно внедрявшаяся в Казани с 2012 года на самых загруженных автомагистралях города, отныне пускает свои корни в других городах Татарстана. Вторым после Казани городом, где система начнет работу, станут Набережные Челны, которые уже в этом году обретут шесть «умных» светофорных комплексов от Swarovski.

В Казани появятся три новых «умных» светофора

В настоящее время дороги столицы Татарстана оснащены 350 светофорными объектами, из них 139 оборудованы «умными» светофорами и подключены к адаптивной системе, рассказывает KazanFirst замдиректора АСУДД Казани Евгений Пыров. Они охватывают все основные городские магистрали и центральную часть города. На остальных перекрестках светофоры, не подключенные к этой системе, работают в локально заданном режиме. На сложных перекрестках, где нет адаптивности, система может меняться по несколько раз в сутки. Существуют также и специальные режимы работы на выходные дни — с вечера пятницы система работает на выезд, а с дня воскресенья — на въезд.

n3T1xKdGjBU

В этом году Казань прирастет еще тремя новыми «умными» светофорами: на перекрестках Восстания-Тунакова, Чернышевского-Шахиди, а также Карла Маркса-Япеева. Стоимость каждого такого адаптивного комплекса — около 10 млн рублей.

По словам собеседника, в городе остается еще порядка 15-20 проблемных перекрестков, которые было бы неплохо оборудовать адаптивной системой, однако бюджетного финансирования на все не хватает. В основном это выезды из города — Горьковское шоссе, улицы Ленинградская и Копылова.

— Там такая необходимость есть, но пока некритичная, — говорит Евгений Пыров.

Когда стоял вопрос, какого производителя «умной» системы управления предпочесть для Татарстана, выбор был сделан в пользу Swarco AG — «дочки» известной австрийской ювелирной компании Swarovski.

— Перед тем как остановить выбор на Swarco, мы оценили все плюсы и минусы французских, итальянских, израильских, чешских производителей. Но только у Swarco есть возможность предоставлять приоритет для движения общественного транспорта, — поясняет собеседник издания.

В этом году АСУДД придет в Челны

В Казани развитие АСУДД пока немного притормаживается. Столица Татарстана уже выполнила программу-минимум. Так что есть потребность развивать систему в других центрах.

Первым городом республики после Казани, где будут внедряться «умные» светофоры, станут Набережные Челны. В автограде, где пока нет ни одного подобного объекта, установят шесть регуляторов с адаптивной системой на одной из главных магистралей города — проспекте Мира. Там, где стали возникать заторы, разместят линейку из шести «умных» светофоров. Раньше потребности в такой системе не было, но сейчас численность населения в городе возросла, как следствие -увеличилась концентрация машин.


Наша справка

Если в 2012 году в автограде было зарегистрировано около 155 000 машин, то сейчас уже на 30 000 больше. Обстановку на дорогах в районе проспекта Мира осложняют огромные офисные центры, которые не были предусмотрены градостроительным планом города. Машины попросту паркуют на автобусных полосах, что усугубляет и без того напряженное движение.


Следующим после Челнов может стать Альметьевск. При этом АСУДД останется в Казани — сотрудники отсюда смогут контролировать работу системы в других городах. — Просто на нашей карте появятся шесть новых объектов, мы сможем тоже за ними наблюдать, — поясняют специалисты.

01lPWYnVMYU

Как работает адаптивная система

Евгений Пыров утверждает, что «умные» системы повышают пропускную способность улиц на 15-20%.

— Может быть, работа адаптивной системы не так заметна. Но если бы ее отключили одномоментно, это сразу стало бы ощутимо — интенсивность движения бы ухудшилась мгновенно, — утверждает он.

Собеседник рассказывает о принципе работы адаптивной системы, которая подстраивается под интенсивность автомобильного потока. На перекрестках установлены специальные детекторы транспорта, которые считают количество подъезжающих машин и их скорость. Эта информация поступает в диспетчерский центр, в течение нескольких секунд обрабатывается программой, которая автоматически настраивает режим работы светофора. После обработки данных их отправляют обратно на перекресток, чтобы определить, в каком ритме ему работать, — для какого направления нужно увеличить продолжительность зеленого сигнала светофора. Для подстраховки один из серверов системы находится непосредственно в здании АСУДД напротив «Тандема», а второй — в дата-центре ГИБДД.

— До этого система была, можно сказать, «слепая». Было три режима в течение суток — утром в одну сторону зеленая волна, вечером — в другую, в середине дня смешанный режим. Если происходила внештатная ситуация — ДТП, закрытие улиц, ремонтные работы, то система этого не видела. Сейчас с использованием датчиков, которые видят изменения, система сама принимает решение, на каких перекрестках сколько зеленого дать, — говорит он.

GaS3dg-XNJA

АСУДД создает как базовый режим работы «умных» устройств, так и максимальное и минимальное время горения сигналов. Зеленый свет при очень интенсивном движении может гореть в течение 120 секунд, а минимально — 15 секунд (чтобы пешеходы успели за это время перейти дорогу, исходя из средней скорости 1,2 метра в секунду).

Светофор как тромб — лучше обойтись вообще без него

Неожиданно Евгений Пыров называет светофор «тромбом на дороге».

— Лучше, чтобы его вообще не было. Светофор не улучшает, а притормаживает движение в городе. Но необходимость заставляет их ставить для снижения аварийности, да он и дешевле, чем развязка (ее стоимость составляет порядка 2 млрд рублей. — Ред.). К тому же не везде есть возможность строительства развязок, как, например, в историческом центре, — поясняет он свою позицию.

По словам собеседника, светофоры устанавливают в зависимости от интенсивности движения и исходя из заявок жителей, которые они оставляют в АСУДД, «Народном контроле», ГИБДД, Комитете по транспорту.

Часто автомобилисты обращаются в АСУДД с просьбой увеличить продолжительность зеленого света, но всем не угодишь.

— Человек думает о себе и просит увеличить ему зеленый. Но не думает, что другие направления при этом будут страдать. А мы не можем на это идти. Стараемся балансировать, чтобы всем было одинаково хорошо или одинаково не очень хорошо, — подчеркивает Евгений Пыров.

При этом сотрудники АСУДД признают, что они не волшебник и не везде проблему можно решить только установкой «умного» светофора. Иногда необходимо расширить дорогу, как, например, в поселке Салмачи.

— Там никакой светофор уже не поможет — дорога просто не справляется с нагрузкой. Там одна полоса на въезд, другая на выезд. И одна полоса просто физически не может справиться с таким потоком машин. Если бы там не было ни одного светофора, все равно бы все стояло. В этом случае только расширение дороги может помочь, — говорит он.

При положенной нагрузке на полосу 750 автомобилей в час на некоторых дорогах Казани эта норма превышается двукратно, как в ЖК «Салават Купере», «Светлый», перекрестке проспекта Победы с Ломжинской в часы пик. Проблему в этом случае решит только строительство новых дорог, развязок и т. д. Евгений Пыров говорит, что в Казани прирост автомобилей гораздо больше, чем новых дорог. В этом случае кризис сыграл на руку и автомобилизация немного приостановилась.

L-UF4AbCSA4

— Если бы все шло как с 2014 года, то ситуация на дорогах была бы намного хуже, — считает он.

Кстати, еще проектами 70-х годов прошлого века проспекты Ямашева и Победы должны были быть бессветофорными с развязками на каждом перекрестке, наподобие хайвеев. Но в итоге эти планы не были претворены в жизнь. Собеседник также сетует, что полстраны, в том числе и Казани, увешали знаками «40», ограничивающими максимальную скорость в 40 км/ч. Это связано с тем, что сейчас водителей не наказывают, если они не превысили скоростной режим на 20 километров в час от разрешенной скорости. В результате автомобилисты начали гонять по городу со скоростью 80 км/ч, когда ограничения касались 60 км. Сейчас же в правительстве обсуждают вопрос о возвращении штрафов за превышение скоростного режима на 10 километров в час. Если это произойдет, тогда знаки, на которые истрачено много бюджетных средств, опять можно будет убирать.


Читайте также: ПАД под прицелом: работа муниципального предприятия дорожников вызывает все больше негативных отзывов у жителей Челнов. УФАС также нашло многочисленные нарушения в работе компании


Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
житель Челнов
А не пора ли в Челнах сначала поставить светофоры со «стрелкой поворот направо»? например пересечение пр.Мира и ул Беляева? Выезжаешь с Беляева (со стороны Московского пр.) на Мира на зеленый свет и тут же СТОП! — пешеходы тоже на тот же зеленый идут через пр. Мира к торговому центру, а за ними чуть подальше от перехода нас караулит ДПС — Чтоб не нарушил правила и дал дорогу пешеходу! и что в итоге ? На законный зеленый ты так и не свернул, пока идут пешеходы загорелся красный, опять стоишь на радиусе и уже тормозишь движение тем кто по Мира едет. И так на многих перекрестках! А если с пр.Сююмбике на Х.Туфана решил свернуть на законный зеленый, кроме наезда на пешеходов, еще и под трамвай можешь угодить! И таких «капканов» по городу-полно!
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite