Site icon KazanFirst

Госсовет Татарстана поправил доктрину продовольственной безопасности на случай военных действий

Одним из важнейших вопросов заседания комитета Госсовета по экологии
Одним из важнейших вопросов заседания комитета Госсовета по экологии,
природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике стала
подготовка ко второму чтению в татарстанском парламенте законопроекта «О
продовольственной безопасности Республики Татарстан», который внесло
региональное правительство в начале декабря прошлого года

Одним из важнейших вопросов заседания комитета Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике стала подготовка ко второму чтению в татарстанском парламенте законопроекта «О продовольственной безопасности Республики Татарстан», который внесло региональное правительство в начале декабря прошлого года.


Елена Мельник – Казань

Необходимость такого закона диктует федеральный центр. Еще в 2010 году президент России подписал Указ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», которая предполагала ее законодательное закрепление в каждом субъекте. Такие законы уже приняты в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновской, Саратовской и Рязанской областях. И в апреле прошлого года на заседании Совета безопасности Татарстана было решено, что пришло время разработать законопроект о продовольственной безопасности и в республике. Сделать это было поручено комитету Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике.

В пояснительной записке к татарстанскому документу говорится, что в условиях социально-экономического, финансового кризиса и эмбарго проблема обеспечения продовольственной независимости и безопасности стала особенно актуальной.

Поэтому даже в условиях рыночной экономики необходимо планировать и регулировать местные сельскохозяйственный и продовольственный рынки, чтобы хватило не только «на поесть» сейчас, но и можно было отложить на черный день — в случае засухи, стихийных бедствий, эпизоотий и так далее.

— Мы государственный вопрос поднимаем, — подчеркнул председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин во время слушания законопроекта в первом чтении в феврале нынешнего года. — Создаем государственные резервы на форс-мажорные ситуации — на потепление климата, упаси Боже, военные действия и все остальное.

Речь идет о законе, с помощью которого можно было бы обеспечить потребность жителей Татарстана в безопасных и качественных продуктах в объемах не меньше рациональных норм потребления, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Согласно официальной статистике, Татарстан — самодостаточный регион, где обеспеченность населения продуктами первой необходимости даже больше, чем 100-процентная: мясом — на 111%, молоком — на 120%, яйцом куриным — на 117%, сахаром — на 235%, картофелем — на 261%, а хлебной продукцией — на 124%. И хотя по фруктам и овощам республика пока не дорабатывает, планируется в ближайшие два-три года улучшить этот показатель.

Тем не менее запас карман не тянет. Согласно законопроекту, продовольственную «заначку» Татарстана будут формировать так называемые операторы продовольственного резерва — организации, осуществляющие свою деятельность на территории республики.

Задача у них непростая, поскольку на это важное дело они не получат из бюджета ни копейки. Предполагается, что формировать продовольственный «общак» Татарстана операторы будут за счет собственных и привлеченных средств и что общая сумма вложений составит более 1 миллиарда рублей. При этом закон умалчивает, откуда конкретно производители изыщут резервы — за счет прибыли или за счет зарплаты трудящихся.

Зато документ четко устанавливает общие «рациональные» нормы производства продукции: зерна — не менее 95%, сахара — не менее 80%, растительного масла — не менее 80%, мяса и мясопродуктов — не менее 85%, молока и молокопродуктов — не менее 90% и картофеля — не менее 95%.

Вопрос о том, каким образом обеспечить такие объемы, стал самым бурно обсуждаемым вопросом при первом чтении законопроекта. Будут ли пускать на внутренний рынок Татарстана не более 20% «чужих» сельхозпроизводителей? Или местным дадут преференции?

Как бы там ни было, а за всеми этими показателями будет очень строго следить специальный уполномоченный орган исполнительной власти Татарстана в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Он будет координировать ситуацию в целом, а также мотивировать активность операторов резервного фонда.

В феврале Госсовет Татарстана принял законопроект «О продовольственной безопасности Республики Татарстан» в первом чтении, предложив профильному комитету доработать его и снять все спорные моменты.

Однако с тех пор прошло полгода, а к сегодняшнему заседанию комитет Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике существенных поправок для внесения в законопроект не предложил. Первоначальный вариант законопроекта планируется поправить чисто технически. Фразу «сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие» предлагается заменить на «пищевые продукты». А в формулировке целей и задач законопроекта неблагозвучное словосочетание «удержание значений продовольственной безопасности» рекомендовано превратить в более приличное — «сохранение значений продовольственной безопасности».

— Вместе с тем на принятый в первом чтении редакции закон поступили замечания от Прокуратуры Республики Татарстан, в которых предлагалось скорректировать понятие продовольственного обеспечения, — отметил председатель комитета Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев. Но стал углубляться в суть этих замечаний.

По словам председателя комитета, претензии прокуратуры сняты в поправках. Он внес предложение одобрить поправки и предложить Госсовету принять законопроект во втором и третьем чтении. Но член экспертного совета комитета — ректор института переподготовки кадров агробизнеса Николай Якушкин попросил дать ему слово. Он раскритиковал федеральную доктрину, которая определяет критерии продовольственной безопасности в Татарстане.

— Автоматически все критерии, которые есть в Российской Федерации, перенесены сюда, — посетовал он. — Сколько надо зерна, пятое-десятое и так далее… Мы сахара производим в республике в два раза больше, чем употребляем. Почему не менее 80% сахара? Мы его производим более 200%. Зерна производим больше, чем необходимо. Почему смешные какие-то цифры вы предлагаете для принятия закона?

— Хорошо, когда больше, — парировал Тахир Хадеев. — Быть бы живу, не до жиру! Эти цифры — минимум, который должен быть.

— Но если мы уже достигли этого, зачем мы должны падать куда-то в два, в два с половиной раза? — Не унимался Николай Якушкин.

— «Не менее» там сказано. Не «до», а «не менее», — снова попытался урезонить оскорбленного в лучших патриотических чувствах коллегу председатель комитета. – Просто в порядке информации…

— В порядке информации я бы добавил в тринадцатую статью: «Осуществить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятий АПК по увеличению экспорта продукции», — продолжил мысль эксперт. — Вся цель продовольственной безопасности может быть достигнута только через конкурентоспособность предприятий. Ну, неработающий закон получается!

Но Тахир Хадеев стоял на своем.

— Закон работающий, — возразил он. — Это основополагающий закон для обеспечения продовольственной безопасности. Четко, конкретно написан. Мы должны обеспечить физическую доступность продуктов, производить минимум — в рамках тех цифр. Год на год не приходится. Мы живем в условиях рискованного земледелия.

Больше желающих выступить не нашлось, и депутаты одобрили законопроект, подготовленный ко второму чтению.

После заседания журналист KazanFirst поинтересовалась у Тахира Хадеева, почему пролежавший практически без движения законопроект предлагается принять сразу в двух чтениях.

— Этот закон должен быть принят, потому что он касается каждого, — заверил депутат. — Иногда мы в законе хотим видеть таблицу умножения — «дважды два — четыре». Так не бывает. Этот закон — только верхушка айсберга. Все статьи будут расписаны в подзаконных актах. И у нас, у депутатов, будет инструмент — закон. И мы будем требовать от правительства обеспечения. Вот Якушкин сказал, что мы в три раза больше производим. Но это мы сегодня производим! Годы ведь разные бывают.

По подсчетам депутата, на принятие подзаконных актов правительству понадобится время — от шести месяцев до года.

На ближайшей сессии комитета Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике будет просить коллег принять закон «О продовольственной безопасности Республики Татарстан» сразу во втором и третьем чтении.


Читайте также: Исполнение бюджета Татарстана: доходы выросли, дефицит сократился


Фото: Василий Иванов, gossov.tatarstan.ru.

Exit mobile version