Одним из важнейших вопросов заседания комитета Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике стала подготовка ко второму чтению в татарстанском парламенте законопроекта «О продовольственной безопасности Республики Татарстан», который внесло региональное правительство в начале декабря прошлого года

Госсовет Татарстана поправил доктрину продовольственной безопасности на случай военных действий

Одним из важнейших вопросов заседания комитета Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике стала подготовка ко второму чтению в татарстанском парламенте законопроекта «О продовольственной безопасности Республики Татарстан», который внесло региональное правительство в начале декабря прошлого года

Одним из важнейших вопросов заседания комитета Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике стала подготовка ко второму чтению в татарстанском парламенте законопроекта «О продовольственной безопасности Республики Татарстан», который внесло региональное правительство в начале декабря прошлого года.


Елена Мельник – Казань

Необходимость такого закона диктует федеральный центр. Еще в 2010 году президент России подписал Указ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», которая предполагала ее законодательное закрепление в каждом субъекте. Такие законы уже приняты в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновской, Саратовской и Рязанской областях. И в апреле прошлого года на заседании Совета безопасности Татарстана было решено, что пришло время разработать законопроект о продовольственной безопасности и в республике. Сделать это было поручено комитету Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике.

В пояснительной записке к татарстанскому документу говорится, что в условиях социально-экономического, финансового кризиса и эмбарго проблема обеспечения продовольственной независимости и безопасности стала особенно актуальной.

foto_2

Поэтому даже в условиях рыночной экономики необходимо планировать и регулировать местные сельскохозяйственный и продовольственный рынки, чтобы хватило не только «на поесть» сейчас, но и можно было отложить на черный день — в случае засухи, стихийных бедствий, эпизоотий и так далее.

— Мы государственный вопрос поднимаем, — подчеркнул председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин во время слушания законопроекта в первом чтении в феврале нынешнего года. — Создаем государственные резервы на форс-мажорные ситуации — на потепление климата, упаси Боже, военные действия и все остальное.

Речь идет о законе, с помощью которого можно было бы обеспечить потребность жителей Татарстана в безопасных и качественных продуктах в объемах не меньше рациональных норм потребления, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Согласно официальной статистике, Татарстан — самодостаточный регион, где обеспеченность населения продуктами первой необходимости даже больше, чем 100-процентная: мясом — на 111%, молоком — на 120%, яйцом куриным — на 117%, сахаром — на 235%, картофелем — на 261%, а хлебной продукцией — на 124%. И хотя по фруктам и овощам республика пока не дорабатывает, планируется в ближайшие два-три года улучшить этот показатель.

foto_3

Тем не менее запас карман не тянет. Согласно законопроекту, продовольственную «заначку» Татарстана будут формировать так называемые операторы продовольственного резерва — организации, осуществляющие свою деятельность на территории республики.

Задача у них непростая, поскольку на это важное дело они не получат из бюджета ни копейки. Предполагается, что формировать продовольственный «общак» Татарстана операторы будут за счет собственных и привлеченных средств и что общая сумма вложений составит более 1 миллиарда рублей. При этом закон умалчивает, откуда конкретно производители изыщут резервы — за счет прибыли или за счет зарплаты трудящихся.

Зато документ четко устанавливает общие «рациональные» нормы производства продукции: зерна — не менее 95%, сахара — не менее 80%, растительного масла — не менее 80%, мяса и мясопродуктов — не менее 85%, молока и молокопродуктов — не менее 90% и картофеля — не менее 95%.

Вопрос о том, каким образом обеспечить такие объемы, стал самым бурно обсуждаемым вопросом при первом чтении законопроекта. Будут ли пускать на внутренний рынок Татарстана не более 20% «чужих» сельхозпроизводителей? Или местным дадут преференции?

Как бы там ни было, а за всеми этими показателями будет очень строго следить специальный уполномоченный орган исполнительной власти Татарстана в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Он будет координировать ситуацию в целом, а также мотивировать активность операторов резервного фонда.

В феврале Госсовет Татарстана принял законопроект «О продовольственной безопасности Республики Татарстан» в первом чтении, предложив профильному комитету доработать его и снять все спорные моменты.

Однако с тех пор прошло полгода, а к сегодняшнему заседанию комитет Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике существенных поправок для внесения в законопроект не предложил. Первоначальный вариант законопроекта планируется поправить чисто технически. Фразу «сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие» предлагается заменить на «пищевые продукты». А в формулировке целей и задач законопроекта неблагозвучное словосочетание «удержание значений продовольственной безопасности» рекомендовано превратить в более приличное — «сохранение значений продовольственной безопасности».

— Вместе с тем на принятый в первом чтении редакции закон поступили замечания от Прокуратуры Республики Татарстан, в которых предлагалось скорректировать понятие продовольственного обеспечения, — отметил председатель комитета Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев. Но стал углубляться в суть этих замечаний.

foto_4

По словам председателя комитета, претензии прокуратуры сняты в поправках. Он внес предложение одобрить поправки и предложить Госсовету принять законопроект во втором и третьем чтении. Но член экспертного совета комитета — ректор института переподготовки кадров агробизнеса Николай Якушкин попросил дать ему слово. Он раскритиковал федеральную доктрину, которая определяет критерии продовольственной безопасности в Татарстане.

— Автоматически все критерии, которые есть в Российской Федерации, перенесены сюда, — посетовал он. — Сколько надо зерна, пятое-десятое и так далее… Мы сахара производим в республике в два раза больше, чем употребляем. Почему не менее 80% сахара? Мы его производим более 200%. Зерна производим больше, чем необходимо. Почему смешные какие-то цифры вы предлагаете для принятия закона?

— Хорошо, когда больше, — парировал Тахир Хадеев. — Быть бы живу, не до жиру! Эти цифры — минимум, который должен быть.

— Но если мы уже достигли этого, зачем мы должны падать куда-то в два, в два с половиной раза? — Не унимался Николай Якушкин.

— «Не менее» там сказано. Не «до», а «не менее», — снова попытался урезонить оскорбленного в лучших патриотических чувствах коллегу председатель комитета. – Просто в порядке информации…

— В порядке информации я бы добавил в тринадцатую статью: «Осуществить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятий АПК по увеличению экспорта продукции», — продолжил мысль эксперт. — Вся цель продовольственной безопасности может быть достигнута только через конкурентоспособность предприятий. Ну, неработающий закон получается!

Но Тахир Хадеев стоял на своем.

— Закон работающий, — возразил он. — Это основополагающий закон для обеспечения продовольственной безопасности. Четко, конкретно написан. Мы должны обеспечить физическую доступность продуктов, производить минимум — в рамках тех цифр. Год на год не приходится. Мы живем в условиях рискованного земледелия.

Больше желающих выступить не нашлось, и депутаты одобрили законопроект, подготовленный ко второму чтению.

foto_5

После заседания журналист KazanFirst поинтересовалась у Тахира Хадеева, почему пролежавший практически без движения законопроект предлагается принять сразу в двух чтениях.

— Этот закон должен быть принят, потому что он касается каждого, — заверил депутат. — Иногда мы в законе хотим видеть таблицу умножения — «дважды два — четыре». Так не бывает. Этот закон — только верхушка айсберга. Все статьи будут расписаны в подзаконных актах. И у нас, у депутатов, будет инструмент — закон. И мы будем требовать от правительства обеспечения. Вот Якушкин сказал, что мы в три раза больше производим. Но это мы сегодня производим! Годы ведь разные бывают.

По подсчетам депутата, на принятие подзаконных актов правительству понадобится время — от шести месяцев до года.

На ближайшей сессии комитета Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике будет просить коллег принять закон «О продовольственной безопасности Республики Татарстан» сразу во втором и третьем чтении.


Читайте также: Исполнение бюджета Татарстана: доходы выросли, дефицит сократился


Фото: Василий Иванов, gossov.tatarstan.ru.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
4 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Фатих
А есть ли какое-то уточнение, как за безопасностью самих продзапасов будут следить? Как вообще эта система будет работать.? Их что на складе где-то одном положат и будут там хранить? Они же испортятся. Или я что-то не понял.
0
0
Ответить

Автор
@Фатих Фатих, об этом и речь. Хадеев говорит, что все будет прописано в подзаконных актах.
0
0
Ответить

Фатих
Не доработан закон. Что значит «будет прописано»? Когда будет? Кем будет? Если до конца все не обсудили зачем принимают? Вот так везде у нас, все на бегу, торопятся. Смысл?
0
0
Ответить

Марат
Если мы обеспечены картофелем на 261% что же тогда из Египта его везем и покупаем за 50 рублей?! Или у нас чиновники по магазинам не ходят и просто рисуют красивые цифры в своих кабинетах?
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite