Экономика футбола: спорт — это не только эмоции, но и деньги

Футбол в России давно стал массовым и самым популярным видом спорта. Тем не менее вопрос его экономической составляющей до сих пор не изучен, а извлечение финансовой прибыли из спорта, в частности, из футбола, не включен в российскую практику, как это давно происходит за рубежом. Найти способы решения этой проблемы в Казань съехались политики и спортивные функционеры, а также экономисты из мира футбола

Футбол в России давно стал массовым и самым популярным видом спорта. Тем не менее вопрос его экономической составляющей до сих пор не изучен, а извлечение финансовой прибыли из спорта, в частности, из футбола, не включен в российскую практику, как это давно происходит за рубежом. Найти способы решения этой проблемы в Казань съехались политики и спортивные функционеры, а также экономисты из мира футбола.


Светлана Буракова — Казань

«Несмотря на то, что по этому поводу есть много шуток, футбол в России есть»

Международная научная конференция по экономике футбола, ставшая очень своевременной на фоне проведения Кубка Конфедераций, была организована по инициативе трех крупнейших университетов страны — КФУ, на базе которого проходит мероприятие, Высшая школа экономики и Российская экономическая школа. Инициативу поддержали и на правительственном уровне. Гостем форума стал заместитель председателя правления РФ Аркадий Дворкович. В своем приветственном слове он четко сформулировал проблему сегодняшнего дня в сфере спорта, в частности, футбола. По его мнению, спорт давно перестал носить лишь социальный характер, который доставляет всем удовольствие и заряжает людей эмоциями. Это та сфера, которая вышла на новый уровень и стала областью монетизации и доходности. Однако российское спортивное сообщество не располагает всем понятийным аппаратом доходной стороны вопроса, а экономическое сообщество не озадачено академической и научной составляющей.

foto_2 (16)

— Мы рассматриваем спорт и как собственно спорт, и как фактор экономического развития, в том числе и футбол — как самый массовый спорт в России и во всем мире. Важно, чтобы наши жители воочию увидели крупнейшие международные соревнования. Но мы делаем это еще и потому, что это преображает нашу страну, становится базой для развития бизнеса, развития доступности транспортной инфраструктуры, социальной, повышает качество жизни. Все специалисты понимают, какого масштаба финансы фигурируют в этой сфере. Для публики же это абсолютно непонятный и непрозрачный рынок, разобраться в экономике этого процесса непросто. Надеюсь, что есть специалисты, которые в рамках этой конференции смогут структурировать проблему, тему и дать возможность создать более четкое понимание того, что происходит, — сказал Дворкович.

Он также подчеркнул, что, несмотря на все шутки и мнения, бытующие в российском обществе, футбол в России все же есть, а спортивные клубы находятся на завершающих стадиях подготовки к мировому уровню.

«Футбольные клубы — это не только расходы, просто не все понимают, как извлекать прибыль»

 По мнению заместителя председателя правления РФ, есть еще одна значимая проблема экономики футбола России — отсутствие частного инвестирования в футбол.

— Есть другая сторона экономики футбола — это экономика спортивных клубов, связанная с футболистами как таковыми. В России футбол — это инвестиции государства и государственных компаний. Есть лишь несколько примеров участия частных организаций в инвестировании. Мы бы хотели, чтобы футбол стал привлекательным для частных инвестиций. Как это сделать, ответа на этот вопрос в России пока нет, — считает чиновник.

Как представитель частного футбольного клуба, вице-президент ФК «Спартак», Наиль Измайлов уверен, что получать прибыль от инвестиций в футбол выгодно, просто в российском обществе очень размыто представление о направлениях, в которых это можно сделать. А направлений, как выяснилось, масса: получение доходов от объектов инфраструктуры, работы с брендом, работы с болельщиками, решение вопросов билетов и т. д. Вместе с тем он особенно подчеркнул направление, о котором в своей речи также упоминал Аркадий Дворкович и которое бы позволило зарабатывать на спорте,  — это медиапродвижение, а точнее его отсутствие. Иными словами, футбольные клубы не лоббируют свои интересы по части телевизионных трансляций матчей, а также коммерциализации этого процесса.

foto_3 (14)

Упомянули в ходе дискуссии и о высоких заработках спортсменов в командных видах спорта, в которых необходимо провести определенные исследования и, возможно, установить «потолок зарплат».

— В США, в тех же НХЛ и НБА, давно есть такое понятие, как «потолок зарплат». Нужно ли это в российском футболе — тут необходимо прийти к общему мнению. Конечно, в нашей КХЛ это уже есть, но в более мягком виде. Там есть СКА и ЦСКА, а остальные этого потолка в принципе придерживаются. Надо понимать, что из-за этого некоторые клубы ушли далеко вперед в развитии и уже задумываются над тем, чтобы зарабатывать самим, — пояснил Дворкович.

Воспитывать футболистов нужно как лошадей

Одним из заглавных вопросов, который был поставлен на повестку конференции, стал вопрос взращивания спортсменов и их сопровождение от «начальной школы» до «высшей лиги». Так, интересную параллель провел заместитель премьер-министра Татарстана, а по совместительству председатель Федерации конного спорта республики Василь Шайхразиев.

— Нужно выращивать своих спортсменов с юных лет. Есть инфраструктура, вопрос кадрового состава. Самый простой пример. Я являюсь председателем Федерации конного спорта Татарстана. Работа воспитания новых селекционных пород лошадей займет много времени. Она настолько сложная, настолько длинная, что неизвестно, что получится. Но важно работать над воспитанием именно своих, — высказался Шайхразиев.

foto_4 (12)

— То есть футболистов это касается в той же мере, что и лошадей, да? — поддержал разговор Дворкович, оживив зал, и добавил, что в воспитании собственных спортсменов как раз и помогут объекты инфраструктуры, которые построены для крупных мировых мероприятий. В этом смысле, по мнению профессора, ректора Российской экономической школы Шломо Вебер, Казань является одним из успешных примеров использования своих стадионов.

— Конечно, вопрос остается, как столица Татарстана будет использовать еще два стадиона. Думаю, использование объектов университетами и другими заведениями будет положительно сказываться. С моей точки зрения более развитые регионы сумели успешнее использовать объекты. Сейчас важно делать две вещи — выигрывать чемпионаты и растить молодежь, другого рецепта нет, — сказал эксперт.


Читайте также: «Нельзя достичь результатов без детского футбола»


 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Финансист
О чем вы говорите, какая экономика в российском футболе?! Вы сначала разберитесь с откатами, черной кассой, перекупами, агентами и прочим теневым рынком, а потом уже рассуждайте на тему, как заработать.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite