Эксперт: Действия валютных спекулянтов дестабилизируют российский рынок

Общество 08:32 / 25 июня 2017
2
Эксперт: Действия валютных спекулянтов дестабилизируют российский рынок

На фоне падения инвестиций и внешней торговли объем валютных спекуляций в России вырос в пять раз. Эксперты KazanFirst разошлись во мнениях на предмет зависимости крепости рубля и курсов валют от действий этих игроков рынка, а также их общей значимости. Но сошлись во мнении, что при любом раскладе правительству необходимо контролировать спекулянтов

На фоне падения инвестиций и внешней торговли объем валютных спекуляций в России вырос в пять раз. Эксперты KazanFirst разошлись во мнениях на предмет зависимости крепости рубля и курсов валют от действий этих игроков рынка, а также их общей значимости. Но сошлись во мнении, что при любом раскладе правительству необходимо контролировать спекулянтов.


Светлана Буракова — Казань

Ранее в эксклюзивном интервью KazanFirst советник президента РФ Сергей Глазьев подробно остановился на вопросе финансовых спекулянтов в России, отметив, что сегодня курсом рубля манипулируют именно они. В связи с чем правительством России предпринимается ряд мер для сдерживания действий перекупщиков, а также удержание их на рынке рубля для недопущения его обвала.

— Сегодня им (курсом рубля. — Ред.) управляют спекулянты. Но можно сказать так, что примерно 90% операций на рынке происходят исключительно в спекулятивных целях. Это не покупка валюты для импорта. Это не продажа валюты для входа сюда инвесторов. Это купля-продажа валюты манипуляторами, которые раскачивают рынок. И сегодня для того, чтобы этих спекулянтов держать в узде, ЦБ начал печать собственных облигаций, которые обеспечены только денежной эмиссией. Если облигации государства были обеспечены обязательствами платить по долгам, то облигации со стороны ЦБ — только его правом печатать деньги, потому что он ничего не производит. Выпуская облигации под 10% годовых, они искусственно создают спекулянтам возможность, ничего не делая, получать 10% в год, а если спекулянт берет деньги за границей под 2% и покупает облигации Банка России под 10%, то он — Банк России — просто печатает деньги для того, чтобы обеспечить 8% «навара» спекулянтам. Это делается для того, чтобы последние не ушли с рынка и его не обрушили. Имеется в виду не ушли в доллар и не обрушили рынок рубля, — объяснил Глазьев и вместе с тем подчеркнул, что спекулятивную активность надо держать в определенных рамках, чтобы не было сверхприбыли за счет манипулирования. Для этого спекулянты не должны контролировать рынок.

SONY DSC

— Они могут работать на рынке, если они его не контролируют и играют на свой страх и риск. Это может быть полезно для устранения дисбалансов в экономике. А если они начинают манипулировать рынком, то тогда получается, что вся экономика работает на них, потому что ее раскачивают. Нарушают сбалансированность и на этих дисбалансах получают сверхприбыль, — считает советник президента.

Однако профессор, ректор Российской экономической школы Шломо Вебер не видит драматичности от операций, осуществляемых финансовыми спекулянтами на валютном рынке. Да, он поддерживает идею создания системы контроля за перекупщиками, но не считает, что нужна какая-то специальная схема, которая удержала бы их на рынке рубля.

— Я не думаю, что рубль обвалится из-за подобного рода махинаций. Это результат других вещей. Эти махинации, может быть, звучат как-то драматично, но влияние их не так велико. До сих пор ЦБ ведет очень сбалансированную политику. Понятно, что такие явления, как валютная спекуляция, появляются на рынке и они определенным образом влияют на него. От этого просто нужно как-то выиграть, создать систему, которая способна контролировать спекулянтов. Прямого ответа нет. Спекулянты всегда будут и останутся, никуда не денутся, но я не думаю, что здесь нужны какие-то принципиальные меры и в этом есть какая-то опасность и драматические моменты, — подчеркнул Вебер.

foto_3 (15)

В свою очередь заместитель начальника аналитического отдела ИФК «Солид» Азрет Гулиев выразил мнение, что в нынешних условиях опасности «горячих» денег ЦБ не надо пытаться удерживать спекулятивные капиталы в России, а создавать предпосылки для привлечения долгосрочного инвестиционного капитала.

— По мере того, как спред между ставками в России и на зарубежных площадках будет сужаться, «горячие» деньги игроков, использующих керри трейд, будут постепенно уходить. Это создаст некоторое давление на рубль, но в то же время сделает обстановку на фондовом рынке более здоровой и предсказуемой. «Горячие» деньги опасны тем, что в случае изменения конъюнктуры создают кратковременное стрессовое давление на активы и валюту, серьезно дестабилизируя рынок, — подчеркнул эксперт.

Так, по словам Гулиева, последовательные действия Центрального банка, которые предпринимаются сегодня, такие как таргетирование инфляции, предсказуемое снижение ключевой ставки, как раз направлены на то, чтобы «горячие» деньги постепенно уходили с фондового рынка и замещались «длинными» инвестиционными средствами.


 Читайте также: Путин на распутье: какую экономическую программу выберет президент для России


 

КОММЕНТАРИИ (1)
Костя
Это, конечно, все хорошо, что умные люди рассуждают о спекулянтах на рынке и прочих высоких материях, но может имеет смысл все-таки подумать и простом народе?! Оплата труд находится на запредельно низком уровне. Цены вверх ползут, а зарплата вниз. Как итог число бедных растет. Не хорошо это, господа правители.
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Заммуфтия Татарстана: На Ураза-байрам мы празднуем победу над своим нафсом, а не конец Рамадана

Общество 23:43 / 24 июня 2017
5
Заммуфтия Татарстана: На Ураза-байрам мы празднуем победу над своим нафсом, а не конец Рамадана

Мусульмане Татарстана готовятся к празднованию Ураза-байрам. Он являет собой завершение священного месяца Рамадан и поста Ураза. Издание KazanFirst объясняет смысл праздника и развенчивает главные его мифы.

Мусульмане Татарстана готовятся к празднованию Ураза-байрам. Он являет собой завершение священного месяца Рамадан и поста Ураза. Издание KazanFirst объясняет смысл праздника и развенчивает главные его мифы.


Беседовал — Ильнур Ярхамов

Утром в воскресенье, 25 июня, мусульмане пойдут в мечети, послушают там проповеди имамов и вернутся к себе домой, к своим женам и детям. Их будет ждать накрытый стол из сухофруктов, мясных и печеных блюд. Однако что на самом деле стоит за этим праздником, каков его смысл? Что общего между мусульманским праздником Ураза-байрам и национальным татарским Сабантуем? Почему верующие ошибочно предполагают, что между праздниками Ураза-байрам и Курбан-байрам (между ними разница в 70 дней) нельзя читать никах?

На все эти вопросы в интервью нашему изданию отвечает Мансур хазрат Джалялетдин, заместитель муфтия Татарстана по работе с территориями (мухтасибатами), имам мечети Марджани.

foto_2

— Вопросы датировки и начала Рамадана и Ураза-байрама находятся в компетенции Совета улемов и Казыята Духовного управления мусульман республики. Точно определять датировку помогают астрономические вычисления. Раньше датировка по определению начала Рамадана производилась по концу месяца Шаабан — увидев новую луну на небе, начинали поститься. Месяц Рамадан заканчивался так же — как только появлялась новая Луна, это означало, что наступил месяц Шавваль.

Долгое время споры по этому вопросу возникали с Саудовской Аравией, поскольку те, кто территориально находятся рядом с экватором, видели Луну раньше. В современности в этих спорах нет смысла — всё точно показывают астрономы и обсерватории. А в Татарстане решение выносит муфтий на основе достоверных источников. Датой празднования Ураза-байрам определено в этом году 25 июня.

— Что значит сегодня Ураза-байрам для современного мусульманина?

— Ураза-байрам знаменует собой завершение поста в Священный месяц Рамадан, наступления которого с нетерпением ожидают все мусульмане. Это время милости Аллаха, смирения, прощения грехов. Время, когда открываются врата рая, закрываются врата ада и накладываются оковы на шайтанов. При условии, что все предписания будут выполнены, Рамадан для человека является проводником к вратам рая! Вот почему верующие относятся к нему как к драгоценному подарку от Всевышнего Аллаха и начинают заранее готовиться уже с месяца Шаабан. Они ждут его как праздника: закупают подарки, угощения, продукты, приводят себя в порядок… Но пост в Исламе — это не только материальное, телесное поклонение Аллаху, а в большей степени духовная работа человека над собой. Поэтому, безусловно, важное значение имеет внутренний настрой.

Лишенный духовной глубины пост — это не больше, чем голодание. Пост должен соблюдаться не только телом, но и душой. Человек должен проникнуться желанием, очиститься, обновить себя. Необходимо всем сердцем готовиться к этому: искренне покаяться в совершенных грехах, много читать, стараться совершать как можно больше добрых дел и воздерживаться от всего запретного, отказаться от вредных привычек. При правильном душевном настрое пост в течение месяца пролетает как одно мгновение и воздерживаться от еды и питья ежедневно по 19 часов не составляет труда.

foto_3

Для человека во время поста гораздо более важное значение принимает не голодание, а собственный духовный рост. К тому же каждый мусульманин помнит, что пока он в течение этих 19 часов держит пост, ангелы спускаются на землю и просят прощения у Всевышнего за него. И если бы мусульмане знали, какие великие возможности и награды дарят эти дни людям, то они, пожалуй, желали бы, чтобы месяц Рамадан длился всю жизнь.

— Какие это награды?

— Во-первых, месяц Рамадан — это уникальная возможность улучшить свой нрав, спастись от бремени греховности, бросить вредные привычки и бесповоротно измениться в лучшую сторону. Во-вторых, это время, когда награда за добрые деяния увеличивается многократно. Если читаешь Нафиль-намаз («добровольный намаз»), то он приравнивается к Фарыз-намазу («обязательному»). А если читаешь Фарыз-намаз, то награда за него в 70 раз увеличивается. Если даешь милостыню бедному, нищему человеку, то награда увеличится в 10 раз. Если даешь своему родственнику милостыню, садака, то награда увеличится в 1 000 раз. А если даешь милостыню своим родителям, то награда увеличится в 100 000 раз. А если даешь садака тем, кто на пути Аллаха берет гыйлем (знание), то есть мутагаллимы — ученики, то награда увеличится в 1 млн раз.

— Разве родителям тоже можно давать садака?

— Садака родителям считается одним из лучших пожертвований в исламе! Но не нужно под этим понимать только лишь материальную помощь. Милостыня в качестве денег, которые богатые дают бедным, — это чрезвычайно узкий смысл садака. На самом деле милостыня имеет безграничные интерпретации. Любое доброе дело — это милостыня. Даже улыбка. То есть садака для родителей — это забота и внимание о них. Доброе отношение к родителям — одно из лучших качеств человека, которое больше всего любит Аллах. И если нет возможности помочь финансово, окажите какую-то другую помощь — просто навестите их, поприветствуйте, привезите гостинцы, подарите маме цветы, ведь рай под ее ногами.

К сожалению, сегодня часто можно наблюдать, как утрачиваются родственные связи. А после Рамадана есть вероятность, что человек будет придерживаться предписаний в отношении своих родственников, одумается, попросит прощения у тех, кого обидел. Вообще, Рамадан — это время переосмысления своей жизни и своих взглядов. Продержав пост, человек будто заново расцветает, оживляет каждую клеточку своего организма, укрепляет свои взаимоотношения со Всевышним. Ураза как-бы отшлифовывает неровности нашей жизни. Это особенно заметно, если пост держит человек с вредными привычками. Всевышний сказал: «Намаз вы читаете для себя, а Уразу держите для меня». Вот эта вера и помогает зависимым людям раз и навсегда отказаться от употребления табака, алкоголя и наркотиков. Слава Аллаху, в помощь им в некоторых районах Татарстана на время Рамадана даже ввели запрет на торговлю спиртными напитками. Это еще больше вселяет надежду людям, страдающим от алкоголизма, на выздоровление.

foto_4

— А все-таки что на самом деле людям праздновать? Конец поста Ураза и начало жизни без ограничений?

— Рамадан — это шанс стать прощенным. В этом месяце Всевышний ниспосылает особую милость и принимает мольбы. В таком случае разве можно праздновать (!) завершение Рамадана? Радость на самом деле в другом. Мы празднуем победу над своим нафсом, над своими страстями и желаниями. Мы радуемся тому, что исполнили великие повеления Аллаха, проявили должное почтение к Его предписаниям, что никакие препятствия не помешали нам прервать пост в месяц Рамадан!

Эту радость можно сравнить с праздником Сабантуй, когда люди, вспахав поле и посеяв зерна, радуются всходам! С месяцем Рамадан то же самое: мы целый месяц читали Коран, молились ночами, Уразу держали, не пили, не ели. И теперь в нашей душе появились всходы: наш иман укрепился, богобоязненность усилилась, мы выросли духовно. Мы побороли свой нафс — сущность человека, эго, источник всех желаний, противоречащих положениям шариата. Справедливо будет, если сказать, что пост — это своеобразная точка отсчета новой, более праведной жизни.

— Тем не менее некоторые считают Уразу вредной для здоровья.

— В Исламе жизнь и здоровье человека являются первостепенными. В Коране сказано: «Он [Господь миров] не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии». Поэтому соблюдение поста допускается только при условии, если это не наносит вреда. Несколько категорий мусульман, в том числе люди с хроническими заболеваниями, больные и престарелые, путники, освобождаются от держания Уразы. Для организма здорового человека тоже непросто воздерживаться от еды и питья в течение 19 часов, как, например, в России. А есть и такие страны, где световой день длится даже более 20 часов. В Питере и вовсе сейчас белые ночи. В таких случаях мусульмане придерживаются графика поста по Мекке или по ближайшей мусульманской стране. Вообще важно помнить, что Ислам всегда несет в себе облегчение и снисходительность во всех своих предписаниях и обрядах. Обременение людей чем-либо непосильным несвойственно Всевышнему Аллаху.

— То есть нельзя впадать в крайности в деле соблюдения поста?

— Прежде всего Всевышний дал людям здоровье как аманат — вверенное в хранение, сохранение в надежности. То есть человек отвечает перед Аллахом за то, что делает со своим здоровьем, телом. Если держать Уразу себе во вред, то будешь грешен.

— Бывает, встречаю такое поведение: человек в месяц Рамадан держит пост, соблюдает все требования, предписания, ведет себя благочестиво. А когда наступает Ураза-байрам, когда кончается Рамадан, человек, можно сказать, пускается во все тяжкие. Он дает себе слабину с установкой, что к следующему Рамадану опять начнет себя вести пристойно. Как относиться к таким людям?

— Рамадан — это такая духовная школа, испытание. Если пост выдержан осмысленно, а приступать к нему нужно с глубоким намерением перед Всевышним, то вряд ли человек, духовно очистившись, вернется к своим греховным деяниям. Каждый знает: Аллах обещает, что если человек все исполнил, то он становится безгрешным, как новорожденный. Поэтому можно сказать, что для верующих Ураза дает путевку в новую жизнь, где нет места совершению запретного. Это как с деревом, которое осенью сбрасывает листву и остается голым и чистым, а весной на нем произрастают почки.

foto_5

Что касается того, как относиться к людям, которые сразу после Рамадана забывают о предписаниях Всевышнего, то, к сожалению, человеку свойственно видеть чужие грехи лучше, чем свои. Именно поэтому считается, что Всевышний наделил каждого человека двумя мешками, перекинутыми через плечо. Мешок спереди — в нем хранятся чужие грехи, а в заднем мешке — свои.

— Как правильнее проводить Ураза-байрам? Остаться дома, помолиться там? Или выйти куда-нибудь, прийти в мечеть?

— Конечно, можно помолиться и дома. Но ведь мечеть — это же бейтулла, то есть дом Аллаха. Мусульмане в нем должны собираться. Совершенный коллективный намаз даст больше вознаграждения. Если ты прочел молитву с жәмагать (с татарского — общество), то будет в 27 раз больше наград, чем если бы ты прочел молитву один. Поэтому если есть возможность, непременно посетите праздничный Гает-намаз в мечети. Разумеется, прежде приведя себя в порядок, совершив полное омовение, надев чистую нарядную одежду. Представать перед Всевышним нужно так же, как на параде: красивым, чистым, опрятным, благоухающим.

В мечети торжества начинаются с праздничной проповеди, которую мусульмане слушают молча. Обсуждения никаких мирских тем не допускается. Все слушают только то, что говорит имам. Затем совершается коллективный намаз, делают дуа, просят, чтобы Всевышний дал награду за их пост, и возвращаются домой. А дома жены, матери, сестры и дочери готовят праздничные блюда и угощения. Обязательной является также милостыня, которую раздают перед утренним намазом. Также в этот день посещают могилы близких, раздают дополнительные пожертвования нуждающимся, дарят подарки, ходят в гости, просят друг у друга прощения.

— После Ураза-байрама отсчитывают 70 дней —  тогда наступает Курбан-байрам. Вот этот период в несколько десятков дней предполагает, что человек должен себя вести как-то по-особенному?

— Никаких особых предписаний относительно этого промежутка времени нет. Мусульманин должен вести себя так, как велел ему Аллах всегда. Но почему-то, и это совершенно необоснованно, часто приходится слышать: между двумя гаетами (то есть между торжественными богослужениями Ураза-байрам и Курбан-байрам) нельзя проводить никахи. Такое, действительно, прописано. Но что такое два гаета? Гает — это арабское слово и переводится как «праздник». То есть Шариат предписывает воздержаться от прочтения никаха между двумя праздниками. Ученые объясняют, что на самом деле здесь имеются в виду Гает-намаз Ураза-байрам или Крубан-байрам и Җомга-намаз. Ведь Жомга, то есть пятница, — это тоже гает, то есть праздник. Поэтому надо воздержаться от чтения намаза между Ураза-байрамом и пятничной молитвой. Например, если зимой мы держим пост и Ураза-байрам наступает где-то в 9.00 утра, а на этот же день выпадает пятничная молитва, которая в 12.00 часов, то на никах остаются какие-то считанные 2-3 часа. Вот, скажем, в этом году Ураза-байрам выпал на воскресенье, поэтому до пятницы много времени — пять дней. Почему бы не прочесть никах? А когда и Ураза-байрам, и Курбан-байрам выпадают на пятницу, то в промежутке между ними прочесть никах нереально. К сожалению, благодаря недопониманию численность никахов в эти 70 дней заметно падает.

foto_6

— А как проводить Ураза-байрам молодежи?

— Благо, сегодня в наших мечетях молодежи очень много. Более того, сегодня часто можно наблюдать, как молодые люди собираются вместе и сообща организовывают ифтары — для друзей, сокурсников, соседей, родственников, одноклассников, преподавателей.

В этом году в Казани в 46 мечетях из 60 проводились ифтары. И в их проведении тоже молодежь принимала активное участие. А как им провести Ураза-байрам? После гает-намаза вернуться домой, поздравить родителей, подарить маме букет цветов. Обзвоните и поздравьте всех знакомых, скажите им теплые слова, чтобы они почувствовали атмосферу праздника. Каждый может поделиться частицей добра. Великий праздник все-таки! Праздник сплочения сердец, который сделал нас великодушными и отзывчивыми.

Пользуясь случаем, я поздравляю всех мусульман Татарстана с Ураза-байрам! Прошу Всемогущего Творца ниспослать им свою милость и помочь жить в мире и согласии, а также еще больше укрепить нашу умму, обогащая ее знаниями и своим благоденствием. Амин!


Читайте также: Европейский вояж Рафаэля Хакимова: в Польше и Литве татар ставят как мусульман в пример


Фото: Василий Иванов

КОММЕНТАРИИ (1)
айрат
всех с праздником! здоровья!
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх