«В Татарстане наконец начал зарождаться кинематограф»
Культура 09:26 / 12 сентября
«В Татарстане наконец начал зарождаться кинематограф»

Долгожданные награды получили победители XIII Казанского фестиваля мусульманского кино. Так, главный приз единогласным решением жюри достался турецко-венгерской картине «Холод Каландара»

Долгожданные награды получили победители XIII Казанского фестиваля мусульманского кино. Так, главный приз единогласным решением жюри достался турецко-венгерской картине «Холод Каландара».


Светлана Буракова — Казань

Люди кино на протяжении почти недели прививали казанцам чувство киновкуса. Получилось или нет — решать, конечно, зрителям, но судя по той прессе, которая сопровождала все эти дни фестиваль, организаторам удалось увядающее мероприятие наполнить жизнью. Здесь тебе и Марат Башаров, который хоть и не знает татарского, но снимается в эпизодической роли татарского фильма, а затем доказывает зрительнице, что главное тут — атмосфера картины. Здесь вам и Эльмира Калимуллина в дебютной для себя роли прислужницы любимой жены хана в сериале «Золотая Орда», готовящемся к показу на Первом канале и презентации в Каннах. А как же без десятка местных картин, доказывающих, что кинематограф Татарстана жив. В общем, посмотреть было что.

FNR12612

Потому и закрытие фестиваля, которое прошло в казанском театре оперы и балета, получилось таким домашним, теплым, как это бывает, когда совсем нет желания расставаться с людьми, а хочется снова и снова открывать для себя новый мир кино. Ведущими вечера стали актриса театра и кино Анна Снаткина, декламирующая всю речь на английском молодая звезда Голливуда из Казани Лия Шайдарова и народный артист Татарстана Искандер Хайруллин, отвечавший по большей части за татарскую словесность.

FNR12755

И вот уже первая премия — специальный приз президента Татарстана «За гуманизм в киноискусстве». Для объявления победителя на сцену поднялся глава татарстанского парламента Фарид Мухаметшин, подчеркнувший востребованность фестиваля. Об этом свидетельствуют постоянно растущее число присылаемых фильмов и расширяющаяся география участников. Если на первый кинофорум было заявлено всего 40 работ из 12 стран, то в этом году подано 782 заявки из 61 страны мира.

— Безусловно, появилась традиция, которая вносит весомый вклад в укрепление культурных связей с исламским миром. И это событие не только Татарстана, а всей страны. Время подтвердило правильность выбранного нами курса на создание передового субъекта федерации с высокой духовной культурой, инновационной экономикой и устойчивой социальной средой, — начал прежде Мухаметшин, а затем объявил картину-победителя — татарстанский фильм «Представь!», снятый подающим надежды режиссером Ильшатом Рахимбаем.

FNR12852

К слову, на одной из пресс-конференций его особенно выделял председатель отборочной комиссии Сергей Лаврентьев, выразив надежду, что фильм заметят и отметят.

В целом руководство хозяйки фестиваля предусмотрело достаточное количество специальных премий для того, чтобы поощрить татарстанские работы и режиссеров, снимавших от Татарстана. И вот еще одна номинация — специальный приз мэра Казани, который достался нашумевшей во всей республике картине «Неотосланные письма».

— Наш фильм о любви, а любовь спасет мир, — сказал режиссер Рустам Рашитов.

Тем временем между объявлениями обладателей статуэток на сцене для зрителей выступили и Дина Гарипова, сорвавшая бурю оваций, и актеры Андрей Соколов и Кирилл Сафонов, а также творческие коллективы Татарстана. Но особый фурор произвел «самый юный Ромео» — маленький, но уже перспективный актер Арслан Сибгатуллин.

FNR13079

Одну из главных для молодых режиссеров номинаций объявлял член отборочной комиссии фестиваля киновед из Венгрии Иван Форгач.

— Я не первый год на фестивале и стал переживать за судьбу мусульманского кино. И мы с коллегами хотим сделать все, чтобы продвинуть вашу национальную кинематографию в Европу. В Венгрии наконец-то состоялся День татарстанского кино и зрители очень положительно отнеслись к этому, — рассказал гость столицы и вручил приз победителю в номинации «Лучший короткометражный национальный фильм» — режиссеру Оксане Синчуговой за картину «Блудный сын».

В целом церемония длилась порядка 3,5 часа, а основные номинации оставили на финал.

— Конкурсные фильмы увидеть не удалось, потому что было достаточно сложно с билетами, а на закрытие пришли посмотреть, очень понравилось. В принципе мы каждый год с 2005-го присутствуем здесь, потому что одним из помощников проведения фестиваля является институт культуры. Лично я, конечно, не причастна к созданию фильмов, но наши ребята и преподаватели активно работают. Среди победителей я как раз увидела наших студентов, — рассказала журналисту KazanFirst доцент, председатель профкома Казанского института культуры Римма Барейчева.

Казань перевернула очередную, уже тринадцатую по счету, страницу фестиваля мусульманского кино. Хотя, наверное, правильнее будет сказать завершила съемочный день. Следующий — уже через год.

FNR13291


Наша справка

Победители XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино

Специальный приз президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве» — Ильшат Рахимбай (режиссер фильма «Представь!», Россия — Татарстан)

Специальный диплом Союза кинематографистов РТ — Эдуард Гущин

Диплом за плодотворное сотрудничество — Дмитрий Якунин (директор Молодежного центра Союза кинематографистов РФ)

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России — Юлия Захарова («Халима», Россия -Татарстан)

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России — Ксения Охапкина («Приходи свободным», Россия)

Специальное упоминание Гильдии киноведов и кинокритиков России — Болсунбек Таалайбекуулу («Добыча», Кыргызстан)

Специальный приз мэра г. Казани — Рустам Рашитов («Неотосланные письма», Россия -Татарстан)

Приз жюри прессы «За актуальность и достоверность» — Наталия Гугуева («Форсаж. Возвращение», Россия)

Диплом жюри прессы — Реза Голами Мотлаг («Бакши», Иран)

Лучший национальный документальный фильм — «Нажиба» (режиссер — Алмаз Нургалиев, Россия — Татарстан)

Лучший национальный фильм для детей — «Диагноз» (режиссер — Валерия Гиренко, Россия — Татарстан)

Лучший короткометражный национальный фильм — «Блудный сын» (режиссер — Оксана Синчугова, Россия — Татарстан)

Лучший национальный фильм — «Стрела наследия» (режиссер — Сергей Киатров, Россия — Татарстан)

Лучший документальный фильм — «Земля просветленных» (режиссер — Питер Ян Де Пью, Бельгия)

Лучший короткометражный документальный фильм — «Это любовь» (режиссер — Теймур Даими, Азербайджан)

Специальное упоминание жюри — «Обручальное кольцо» (режиссер — Рахмату Кейта, Нигер)

Лучший оператор полнометражного игрового фильма — Айрат Ямилов («Софичка», Россия)

Лучший фильм в номинации «Россия молодая» — «Дикарь» (режиссер — Фарзана Утарбаева, Россия)

Лучший короткометражный игровой фильм — «Голос» (режиссер — Дариуш Наджафи Голь, Азербайджан — Иран)

Лучший сценарий полнометражного игрового фильма — «Амун» (авторы сценария — Анар Аббасов, Иван Заваруев, Россия)

Лучшая актриса полнометражного игрового фильма — Ильхам Шахин, Нахед Эль Себа, Нелли Карим («Женский день», Египет)

Лучший актер полнометражного игрового фильма — Дулига Акмолда («Оралман», Казахстан)

Лучший режиссер полнометражного игрового фильма — Мангеш Джоши (фильм «Токарь Джоши», Индия)

Специальный приз Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» получил Джават Ралиб (режиссер фильма «Ласточки любви», Бельгия — Марокко)

Лучший фильм — «Холод Каландара» (режиссер — Мустафа Кара, Турция — Венгрия)


Смотрите также: Большой фоторепортаж с закрытия фестиваля мусульманского кино в Казани


 

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
Николай Досталь: С опаской показывал картину «Монах и бес» представителям православной церкви
Культура 11:32 / 9 сентября
Николай Досталь: С опаской показывал картину «Монах и бес» представителям православной церкви

На фестивале мусульманского кино, который в эти дни проходит в Казани, стартовала ретроспектива фильмов режиссера, а по совместительству председателя конкурсного жюри Николая Досталя. Открыла серию показов православная картина «Монах и бес», вышедшая в широкий прокат в 2016 году

На фестивале мусульманского кино, который в эти дни проходит в Казани, стартовала ретроспектива фильмов режиссера, а по совместительству председателя конкурсного жюри Николая Досталя. Открыла серию показов православная картина «Монах и бес», вышедшая в широкий прокат в 2016 году.


Светлана Буракова — Казань

«Через диалог культур – к культуре диалога» — девиз кинофестиваля в Казани. Пожалуй, именно поэтому работы с православной тематикой режиссера Николая Досталя на фестивале мусульманского кино выглядят так органично и вписываются в основную концепцию.

«Монах и бес» — фантастическая история, развернувшаяся в первой половине XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович, а вместе с ним в святыню проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона. Демон избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана.

foto_2

Сам же режиссер поначалу признался, что не любит представлять картины, ведь, по его мнению, фильм должен представлять автора, а не автор его. И тем не менее Николай Досталь продолжил, объяснив поподробнее об основном посыле своей киноработы.

— Обычно прокатчики ее позиционируют как комедию, называют по-разному: и фантастическая комедия, и православная комедия. Но не стоит так настраиваться. Это фильм о главном, но снятом с улыбкой, с иронией. Там есть и гротеск, фарс. Скажу коротко: картина про любовь — к человеку, к Всевышнему, к жизни. О том, что со злом нужно добром бороться, — пояснил председатель жюри Казанского кинофестиваля.

Сюжет фильма — сборная необычных историй монахов, живших на Руси в разное время и имевших какую-то необычную судьбу. Так, сценарий ленты частично вплел в себя историю Нила Сорского, жившего в XIV веке в Нило-Сорской пустыне (упраздненный православный монастырь в Вологодской области. — Ред.).

foto_3

По замечанию Досталя, именно этот святой с его учениями, в основе которых идея нестяжательства, наиболее близок режиссеру. Там же, но уже в XIX веке, жил Иван Семенович Шапошников, который когда-то приблудился в этот монастырь. Сам он был какой-то увечный — хромал и заикался. К слову, именно этот образ разительно схож с образом главного героя «Монаха и беса». И еще одна история, которая легла в основу сюжета фильма, — жизнь Ивана Новгородского. Его мощи сейчас лежат в Софийском соборе в Нижнем Новгороде.

— Когда я задумывал этот проект, то подумал, кто же может такую чертовню написать, и понял, что это будет сценарист Юрий Арабов. Он выслушал все мои истории и написал сценарий. Потом оказалось, что у Пушкина есть неоконченная поэма «Монах», которую он написал в 15 лет и считает неудачной. В основу также легла одна из евангельских притч, которую использовали и мы. Так что, предтеча-то у нас — Александр Сергеевич, — с улыбкой заметил Николай Досталь.

Если говорить о финансовой стороне, то поиск недостающих средств составил четыре года. Будучи исторической, картина является довольно-таки недешевой.

foto_4

— То, что выделяет государство, — это всего половина от нужной суммы. А вот на вторую половину я искал продюсера. И остался доволен, — отметил спикер. Это несмотря на то, что картину показывали мало, бюджетов на рекламу уже не осталось, а продюсер, кроме личного удовлетворения, не получил от проката никакого материального выхлопа.

На вопрос журналиста о том, не было ли ему страшно снимать такую религиозную и мистическую картину, режиссер ответил, что, будучи человеком православным и верующим, он совершенно не суеверен и не воцерковлен. Самое мистическое из произошедшего — это то, что картина все-таки появилась на свет. Тем не менее страх показа работы перед представителями православной общины все же был.

— С опаской показывал картину представителям православной церкви. И показывал ее всем по отдельности. Все мнения разные, но большинство приняли ее позитивно. Я даже сегодня встречался с вашим муфтием Камилем хазратом, и он пообещал посмотреть в интернете, — сказал Досталь.

foto_5

В завершение встречи режиссер высказал мнение на тему Казанского кинофестиваля и его позиционирования как мусульманского.

— Для меня немножко странно, когда звучит «фестиваль мусульманского кино». Для меня есть хорошее кино и плохое кино, а уж какое оно — мусульманское, буддистское, православное — не важно, — заметил Досталь, однако тут же пустился в размышления и предположил, что это все-таки полезное событие, особенно на фоне пристального внимания всего мира к исламу.


Читайте также: Сериал «Золотая Орда» с Эльмирой Калимуллиной презентуют в Каннах


Фото: kazan-mfmk.com

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх