Большой передел: нужен ли путинской России суперрегион со столицей Татарстан

В анонимных телеграм-каналах набирает обороты дискуссия о второй волне укрупнения субъектов страны. Республике прочат статус столицы макрорегиона
В анонимных телеграм-каналах набирает обороты дискуссия о второй волне
укрупнения субъектов страны. Республике прочат статус столицы макрорегиона, а
Рустаму Минниханову — кресло «супергубернатора»

В анонимных телеграм-каналах набирает обороты дискуссия о второй волне укрупнения субъектов страны. Республике прочат статус столицы макрорегиона, а Рустаму Минниханову — кресло «супергубернатора».


Елена Мельник — Казань

На троих

Анонимные «телеграмщики» утверждают, что сразу после президентских выборов-2018 начнется детальная проработка формирования нового территориального деления. Это будет, по сути, продолжение проекта укрупнения регионов, который стартовал в 2007-2008 годах и привел к сокращению субъектов — с 89 до 83. Считается, что вторая его волна будет реализовываться в течение всего нового срока Владимира Путина на посту президента — до 2024 года (вряд ли кто-то сомневается, что в ближайшей перспективе у России сменится глава государства). Причем во главу угла будет поставлен экономический фактор, а не национально-территориальное деление.

По мнению источника, начнется реформа в Приволжском федеральном округе, близком первому заместителю руководителя АП Сергею Кириенко, а обеспечивать чистоту эксперимента доверят полпреду Михаилу Бабичу.

foto_2«Телеграмщики» предсказывают, что за кресло суперглавы суперрегиона предстоит нешуточная борьба между тремя главными претендентами: Нижним Новгородом, Казанью и Самарой, поскольку все понимают, что именно у этих субъектов все козыри — и ресурсы, и возросшие политические амбиции местных элит. Говорят даже, что подковерная борьба уже началась — эмиссары претендентов на желанный пост пытаются продавить как Бабича, так и важных людей в аппарате президента.

Но фаворитом этой гонки, по данным осведомленных лиц, является президент Татарстана Рустам Минниханов, с которым якобы уже начались консультации по вопросу объединения.

foto_3

Считается, что его повышение в должности может стать достойной компенсацией региону за непродление двустороннего договора с федеральным центром. Более того, есть мнение, что именно проект объединения регионов стал поводом для прекращения договора с республикой.

 Логика есть, проекта нет

Эксперты из Татарстана относятся к таким слухам скептически. Декан факультета промышленной политики и бизнес-администрирования КНИТУ (КХТИ) Андрей Тузиков назвал эту информацию «похожей на сплетню» — ее нет ни в одном из официальных источников, поэтому трудно считать ее фактом.

— Другое дело, что такая сплетня может начать жить своей жизнью и стать феноменом массового сознания, то есть иметь какой-то резонанс, — прокомментировал он ситуацию. — Тогда данная информация может стать частью медийной повестки дня и некоторые люди вокруг этого всего могут начать какую-то свою игру.

Что же касается самой идеи объединения регионов, то она, по мнению профессора Тузикова, не нова. Но чаще всего на поверхность выплывает скорее «пиаровский» выхлоп — чтобы все начали эту идею обсуждать, а она бы легко привлекла внимание.

foto_4

— Однако я поостерегся бы исключать экономическую логику из проекта создания макрорегионов, — добавляет собеседник издания. — В стране развивается кластерная модель экономики, при которой отрасли не столь зависимы от регионального подчинения. Например, авиапром существует и в Ульяновске, и в Татарстане, и в других областях Поволжья. Но все эти производства расположены территориально близко. То же самое можно сказать об автопроме Набережных Челнов, Елабуги, Тольятти, Ульяновска и Нижнего Новгорода. Вот они — поволжские кластеры! Но как бы ни были данные отрасли экономики интегрированы, они так или иначе связаны с функционированием региональных политических систем — региональных политических элит. И вот тут встает вопрос. Как можно решить проблему выстраивания эффективного взаимодействия этих элит в рамках нового, укрупненного субъекта? Росчерком федерального пера решить эту проблему явно не удастся.

Но если такой нерушимый союз регионов все же удастся создать, то на роль «рулевого» этого суперкорабля нужен тот, кто умеет эффективно управлять региональными экономическими комплексами и системами. И в этом смысле руководство Татарстана, по мнению профессора Тузикова, демонстрирует успешность: в республике имеется достаточно эффективная модель управления экономикой и отработана система привлечения федеральных ресурсов на региональные и общероссийские, а также и на мировые проекты типа Универсиады и чемпионата WorldSkills.

Тем не менее эксперт считает слухи об объединении регионов сильно преувеличенными.

— Ведь если мы говорим об укрупнении регионов, то встает вопрос и об укрупнении проектов, — рассуждает он. — Поскольку вне проекта, просто так, съезжаться трем «семьям» в одной квартире смысла нет — разве что жилье у кого-то сгорело. И пока я такого внятного межрегионального мегапроекта не вижу.

Сверху или снизу?

Депутат Госдумы РФ от Татарстана Александр Сидякин уверен, что если такой проект все же появится, то локомотивом его может стать Татарстан.

foto_5

— Я читал опросы на тему укрупнения регионов у наших соседей, и все там хотят присоединяться к Казани, — отметил он. — Никто не хочет к Нижнему, к Саратову или к Самаре, потому что у нас хорошо. И меня как татарстанца этот результат обсуждения радует. Ну а будет или нет такой макрорегион — это вопрос внутренней политики России и главы государства. Я не исключаю, что Путин в версии 4.0 предложит еще что-то более кардинальное для страны. Это его прерогатива. Поэтому если такое предложение будет внесено в Госдуму, я уверен, что его все поддержат. Несогласных не будет.

А вот депутат Госсовета Татарстана Марат Галеев считает, что решать съезжаться в одной квартире или жить отдельно — вопрос внутрисемейный и навязывать решение сверху — значит, обрекать жильцов на ссоры и раздоры.

— Лично я отношусь к этой идее нельзя сказать, чтобы положительно, — высказал он свою точку зрения. — Я не вижу основания объединяться с кем бы то ни было Татарстану и вообще национальным республикам. Потому что исторически они уже сложились в определенную общность, у каждой есть свое «я». И любое вмешательство нагреет температуру в любом национальном образовании.

foto_6

Другое дело — ненациональные регионы. По мнению депутата, было бы логично объединить сильные с несостоятельными, несамодостаточными, хроническими реципиентами, которые лишены возможности содержать самих себя.

— Но даже в этом случае это вопрос не к федеральному центру, а только к гражданам, которые живут в субъектах, — подчеркивает Марат Галеев. — Это их полномочия. Неправильно будет, если кто-то сверху начнет что-то менять.

Ищи, кому выгодно

Завкафедрой конфликтологии философского факультета КФУ Андрей Большаков уверен, что вся эта дискуссия о слиянии регионов шита белыми нитками и главная цель такого информационного вброса — сыграть на актуальной сейчас теме Татарстана и его договора с федеральным центром.

— На что направлена эта информационная атака? — рассуждает он. — Мне кажется, в целом на республику и, естественно, на первое лицо, которое ее представляет. И опять же возникает вопрос — как и для чего это делается.

По мнению собеседника, есть силы, которым не нравится, что Татарстан в лице президента якобы специально «сдал» Москве договор. Вот они и создали такой фейк, чтобы представить руководство республики в невыгодном свете: дескать, договор променяли на возможность возглавить макрорегион. Кроме того, мотивом такой информационной атаки может быть элементарная зависть и даже некоторая ревность к федеральному центру, потому что республика очень успешна в экономике и политике.

foto_7

А что касается логики в идее переформатирования регионов в сторону укрупнения, то Андрей Большаков считает, что у создателей этого фейка она явно хромает. Если бы Татарстану прочили объединение с более слабыми соседями — Кировской областью и Марийской Республикой, как когда-то предлагалось в начале 2000-х, это бы еще как-то можно было понять, хотя самому Татарстану это невыгодно. Но зачем объединять три сильных региона? В этом случае всем троим такой проект явно невыгоден.

— Это вызовет массу конфликтов, — уверен эксперт. — А учитывая, что один из регионов — национальная республика, то как минимум радикализацию определенных групп религиозной направленности мы обязательно получим. Они будут, что называется, на коне и станут собирать определенное число сторонников. Нужно ли это федеральному центру? Нужно ли это субъектам? Ответ, по-моему, очевиден. Я думаю, что никакие аналитики федеральной власти так ситуацию никогда не просчитывали бы.


Смотрите также: Ключевые заявления из послания президента Госсовету РТ


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: