Борьба за казанский рынок такси: санкции для водителей, демпинг и монополизация

Экономика 13:30 / 11 октября
Борьба за казанский рынок такси: санкции для водителей, демпинг и монополизация

Мобильные сервисы-гиганты такси консолидируются и скупают местные операторские службы, предлагая заниженные тарифы, чтобы привлечь к себе новую аудиторию. Но если потребителям еще предоставляют какие-то привилегии, то водители вынуждены «перебегать» от одной компании к другой, чтобы хоть как-то заработать

Мобильные сервисы-гиганты такси консолидируются и скупают местные операторские службы, предлагая заниженные тарифы, чтобы привлечь к себе новую аудиторию. Но если потребителям еще предоставляют какие-то привилегии, то водители вынуждены «перебегать» от одной компании к другой, чтобы хоть как-то заработать.


Светлана Буракова — Казань

Кому на рынке такси жить хорошо

Водитель Дмитрий честно признался, что совсем недавно принял решение перейти в «Яндекс.Такси» из региональной службы «Татарстан». Причина — объединение «Яндекса» и Uber сильно сказалось на работе местного перевозчика, даже его слияние с сервисом Gett ситуацию не спасло.

— В «Татарстане» сейчас положение бедственное, поэтому я и перешел в «Яндекс». Заказов и так нет, так еще и санкции ввели. Если ты отказываешься от заказа, с тебя списывают порядка 20 рублей. Если раньше я работал на автомобиле повыше классом, соответственно, категорию заказов получал дороже, еще ничего. Когда пересел на более дешевую марку, стало совсем плохо, — рассказывает обеспокоенный водитель.

К слову, есть и оборотная сторона медали. «Яндекс» и Uber берут клиентов не только заработанным именем и уровнем обслуживания, но и низкой ценой. Клиенты довольны, а вот водители вновь не очень.

— Система работает довольно хитро: пока не начнешь поездку, не видно ни ее стоимости, ни расстояния, а когда начал, особенно за наличный расчет, уже не отменить, — поделился водитель Uber Александр. Однако, по его словам, за полный рабочий день можно заработать порядка 3 тыс. рублей «чистыми» благодаря стабильному потоку заявок. В Uber же низкие цены объясняют оптимизацией поездок и уверяют, что это, напротив, дает возможность зарабатывать водителям больше.

foto_2

— Приложение применяет алгоритмы интеллектуальной диспетчеризации — направляет заказы ближайшему водителю, выстраивает оптимальные маршруты, может формировать непрерывные цепочки заказов, когда водитель получает новый, еще не закончив предыдущий, направляет водителей в районы повышенного спроса. Все это снижает простои и время холостого хода и позволяет совершить больше поездок в час, а значит, больше заработать, — уточнила Ирина Гущина, директор по коммуникациям Uber в России и СНГ.

«Плохишей» — в блок, а «отличникам» — больше заявок

«А вы мне поставите хорошую оценку в приложении?» — в последнее время этот вопрос можно услышать от водителей такси чаще, чем «Всего доброго, до свидания». Однажды шофер одного из сервисов во время поездки нарушил правила дорожного движения и мы были буквально в миллиметре от ДТП. При этом он с облегчением выдохнул и поспешил уточнить: «Надеюсь, это не отразится на моем рейтинге в приложении?». Так почему же они, как школьники, переживают за оценки и на что они вообще влияют?

— В целом система рейтингов — это инструмент регулирования качества сервиса. Водители, чей рейтинг опускается ниже определенного показателя, отключаются от платформы. При этом служба поддержки внимательно анализирует всю обратную связь, обязательно связывается с пассажиром и/или водителем и разбирает все возникшие ситуации, — объяснили журналисту KazanFirst в пресс-службе Uber.

На рейтинг водителей влияют и отказы от поездок, прокомментировали в компании Gett. Если штрафных санкций в денежном эквиваленте они не получат, то понизятся на ступеньку на «доске почета», конкретно в Казани этот показатель не влияет на тариф для водителя напрямую. Вместе с тем таксисты, у которых слишком низкий отклик (ниже 25% принятых заказов от числа поступивших в неделю), блокируются в системе.

foto_3

К слову, наличие дополнительных «премий» или «поощрений» для тех водителей, которым удалось забраться на вершину рейтинга, ни в одном из опрошенных сервисов не подтвердили.

Монополизируют ли рынок «Яндекс» и Uber

Консолидация еще не состоялась, а шума вокруг нее уже предостаточно. Однако ни Uber, ни «Яндекс» прогнозов пока не делают.

— В настоящий момент сделка проходит согласование с регулирующими органами, мы ожидаем ее закрытия в IV квартале 2017 года. Пока преждевременно обсуждать какие-либо аспекты работы новой компании, которая будет создана после закрытия сделки, — считает Ирина Гущина, а конкуренты в свою очередь не очень-то переживают за свое положение в свете этих событий и не считают, что объединение двух крупных сервисов приведет рынок такси к монополизации.

Так, начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников уверен, что антимонопольное ведомство не усматривает в возможном объединении двух онлайн-компаний негативных последствий для российского рынка, их общая доля не превысит долей более крупных сервисов заказа такси.

— Подобные объединения решают организационные проблемы. Или же они нужны для привлечения капитала инвесторов и распределения его внутри организаций. На деле для пассажиров и отдельно взятого водителя ничего не меняется. Специфика рынка такси в том, что он не может быть монопольным. Конкуренция высока. К тому же он всегда открыт. На него в любой момент могут зайти зарубежные компании. Могут проявить себя существующие российские компании, которые набирают рост. Или создадутся новые. Не надо забывать и о том, что в каждом отдельном городе есть местные фирмы. Они тоже конкуренты, — считает собеседник.

Для Gett же это означает, что теперь одним конкурентом стало меньше, заявил Дэйв Вайсер, основатель сервиса. Вместе с тем он подчеркнул, что для клиента упростится выбор: Gett — качество водителей, «Яндекс» — объем.  Для водителей же теперь Gett будет единственной альтернативой «Яндексу». В долгосрочной перспективе это приведет к тому, что все водители будут иметь оба приложения, как это случилось в Америке с Uber и Lyft.

— Ожидаемый конец ценовой войны между «Яндексом» и Uber, видимо, приведет к повышению цен и возврату к более стабильным показателям маржинальности, — заключил Вайсер.

К слову, даже татарстанские чиновники в качестве корпоративного сервиса выбрали Uber, а не родной «Татарстан».


Наша справка

Средняя стоимость поездок

Такси Цена за 5 км Цена за 10 км Цена за 20 км
Uber эконом 100 рублей 150 рублей 220 рублей
Яндекс.Такси 103 рубля 165 рублей 244 рубля
Такси «Татарстан» 115 рублей 185 рублей 325 рублей
Gett 100 рублей 148 рублей 400 рублей
Такси «Максим» 125 рублей 200 рублей 300 рублей

Читайте также: Резонансное ДТП в Челнах: горожане винят во всем ГИБДД


 

КОММЕНТАРИИ (16)
Турист
был в казани недавно. таксисты у вас ужасные. такого невежества нигде не встречал. просто ужас.
0
ОТВЕТИТЬ
Василий
И не говорите..
0
Довольный
Только от жизни сабачей собака бывает кусачей
0
недовольный
почему в яндекс.такси постоянно выскакивает «высокий спрос»? когда дороги абсолютно пустые, например, в 9 часов утра в воскресенье, что за бред? зачем увеличивать цену в два раза ни за что?
0
ОТВЕТИТЬ
Олег
Такая же ерунда у Убера. Высокий спрос и ценник сразу задран, хотя не час пик
0
Дмитрий
Так в вск все отдыхают или спят. Про спрос не бред.
0
17 минут
Будущее за такими, как Яндекс и Убер. Татарстан — это архаизм!
0
ОТВЕТИТЬ
Скептик
В таксисты подаются ленивые задницы и бездари, которые хотят заработать, не особо напрягаясь. Их можно приравнять к охранникам в ТЦ или консьержкам. Нужная профессия, конечно, кому-то же нас обслуживать, но уважения не вызывает. Поэтому как бы таксистов не «трясло», ни сколько их не жаль. Получай образование, развивайся, стремись, будь мужиком, а не ленивым халдеем.
-1
ОТВЕТИТЬ
Артемка
вот не правда) мне вот просто нравится работать таксистом) напротив, у пассажиров бы побольше уважения к нам) а то ведут себя как хамло, которым за их 150 рублей нужно чуть ли не попу подтирать) а работа вполне интересная, если кому нравится в компьютерные игры играть — сел за руль, выполняешь квесты, денежки зарабатываешь)
0
Рустам
Деньги портят всех, таксисты не исключение. Они жалуются на конкурентов, но сами свою работу выполнять не хотят, задирают цены, так что людям проще и дешевле ловить частников.
0
ОТВЕТИТЬ
Футурист
водитель, по сути, скоро станет не нужным звеном в цепочек работы службы такси. также как когда-то отмирать начали колл-центры у каждой службы, появились большие службы заказа, объединяющие множество таксопарков. потом пришли компании, типа яндекса, работающие через приложение — за счет снижения количества работников снизили и цены. в перспективе — беспилотники. потому удивляться, что таксисты хуже зарабатывают — глупо. это просто раньше они слишком хорошо жили. опять же — 3 000 рублей за смену работы в тех же Челнах еще поискать надо. в переходный период на место профессиональных шоферов придут бомбилы — те, кто подрабатывают. потом беспилотники.
0
ОТВЕТИТЬ
Довольный
Вам лиж бы холявы побольше
0
ОТВЕТИТЬ
Елена
Я вот не понимаю, почему таксисты, которые ловят клиентов в зоне прилета в Казанском аэропорту заламывают цены. Прилетела ночью, говорят, за тышу довезем. Вызвала такси по телефону. Приехали быстро, довезли за 500. Может, приезжающие таксисты с «дежурными» выручкой делятся? За то, что пугают клиентов тыщами?
0
ОТВЕТИТЬ
Рустам
Расчёт на приезжих с других городов)))
0
Евгений
Просто в таких случаях надо не с мигалками а скрытая машина преследования две штуки желательно джипы мощные по лошадям чтоб тут же нагнали по тихому и заслон зделали в крайнем случае по колесам стрелялиб когда он збавил скорость вот и все готовый план для таких случаев …….
0
ОТВЕТИТЬ
Ринат
Молодцы убер и яндекс!давно пора разогнать такие диспетчерские службы как такси лидер например.придешь в офис к ним , все важные пипец, хозяева жизни прям, решалы хреновы.
1
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Космический» госконтракт ПСО «Казань»: «расстрельная» ответственность без права на ошибку

Экономика 07:41 / 10 октября
«Космический» госконтракт ПСО «Казань»: «расстрельная» ответственность без права на ошибку

Одна из самых непубличных строительных компаний Татарстана заполучила крупный проект на скандальной стройке космодрома «Восточный». Разбираемся, чем это обернется для Равиля Зиганшина

Одна из самых непубличных строительных компаний Татарстана заполучила крупный проект на скандальной стройке космодрома «Восточный». Разбираемся, чем это обернется для Равиля Зиганшина.


Ильнур Ярхамов — Казань

Федеральные СМИ сообщили со ссылкой на свои источники новость, что татарстанская строительная компания депутата Госсовета РТ Равиля Зиганшина ПСО «Казань» выбрана подрядчиком для космодрома «Восточный». В пресс-службе самой компании ответили, что публикации основываются на неофициальных источниках. Информацией, подтверждающей или опровергающей эту новость, на данный момент представители компании не располагают.

Если верить анонимным комментаторам, то перед Равилем Зиганшиным поставлена задача построить стартовый стол для ракеты-носителя семейства «Ангара». С предложением утвердить компанию подрядчиком перед президентом России Владимиром Путиным выступил гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров. Президент страны дал добро.

Главный критерий, по которому выбор пал именно на ПСО «Казань», — наличие собственных мощностей и квалифицированный персонал. Надо отметить, что сейчас компания реализует крупные строительные проекты в Самаре и Саранске, где возводит стадионы к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Согласно федеральной целевой программе «Развитие космодрома на 2017-2025 годы», общая стоимость строительства «Восточного» оценивается в 75 млрд рублей, объектов, обеспечивающих инфраструктуру, — около 68 млрд рублей.

Череда скандалов

ПСО «Казань» известна не только своей сверхуспешностью в освоении госконтрактов, но и скандалами, в которые то и дело попадает в Татарстане. С 2013-2014 годов продолжается борьба с экологическими активистами, которые выступают против засыпки протоков Волги на границе Кировского района Казани и Зеленодольского района. Сегодня противостояние перенеслось на участки притока Свияги — реки Сулица.

foto_2

Также в последнее время компания Равиля Зиганшина раз за разом выбивалась из графика на двух крупных строительных объектах: стадионе в Самаре и дома в соципотечном микрорайоне «Салават Купере».

В первом случае, к слову, явной и очевидной вины застройщика нет. Губернатор Самарской области Николай Меркушкин порывался сменить татарстанского подрядчика на местного. Также Равилю Зиганшину высказывали недовольства из-за выросшей сметы с 17,6 до 19 млрд рублей. Впрочем, в ПСО «Казань» претензии по поводу увеличения стоимости строительства не принимают. По мнению представителей компании, смету объекта увеличили самарские власти. Критика в его адрес летела и со стороны вице-премьера российского правительства Виталия Мутко.

foto_3

Но ПСО «Казань» госконтракт в руках удержала, штрафы за срыв сроков выплатила, а вот Николай Меркушкин был отправлен федеральными властями в отставку.

Что касается «Салават Купере», то тут уже Зиганшин спорил с главой Госжилфонда Татарстана Талгатом Абдуллиным. По неофициальным данным, строители никак не могли завершить объект, потому что ГЖФ не перечислял необходимые для этого средства.

foto_4

В итоге противоборство двух важных персон так же закончилось локальной победой руководителя ПСО «Казань». Деньги на счета компании поступили, теперь мяч на стороне Зиганшина.


Читайте также: Равиль Зиганшин: Нельзя мешать компаниям, которые вкладывают в развитие города


Таким же неоднозначным складывается общественное мнение и вокруг строительства космодрома «Восточный». Ранее там единственным исполнителем строительных работ было Федеральное агентство по специальному строительству («Спецстрой»). В СМИ стали появляться публикации, что строители жаловались на частные изменения в техническом задании и требовали оплачивать фактические работы. В то же время «Роскосмос» был недоволен качеством работы подрядчика с документацией и нехваткой квалифицированных рук. Это вылилось в возбуждение десятков уголовных дел. Под конец было принято решение вовсе ликвидировать «Спецстрой» и передать его функции Минобороны России.

Любой проступок станет фатальным

Издание KazanFirst опросило финансовых экспертов, чтобы оценить, чем на самом деле является «космический» госконтракт для ПСО «Казань» — «расстрельной ответственностью», когда любая ошибка может сильно ударить по самочувствию компании? Либо новыми бизнес-возможностями уже федерального масштаба?

— Ответственность не «расстрельная», но в крайней степени высокая. С учетом того, что «Восточный» уже стал причиной возбуждения ряда уголовных дел в отношении руководства ТМК, опалы «Спецстроя» и одного из самых громких скандалов последних пяти лет с участием главы унитарного Дальспецстроя, шансы на то, что любой проступок Казани может стать фатальным для компании, действительно высоки, — считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

Эксперт рассуждает, что в целом та ответственность, которая была возложена на застройщика в связи с реализацией проектов к ЧМ-2018, ничуть не ниже, поскольку на кону ни много ни мало — престиж страны.

ep1Hs6H3QTk

В то же время собеседник не считает, что ПСО «Казань» справляется с возложенной на нее ответственностью на «5», о чем свидетельствует как минимум наложение штрафа за срыв сроков по работам, связанным со строительством самарского стадиона. Тем не менее на выбор в пользу Казани это не повлияло.

Кирилл Яковенко приводит следующие аргументы. Во-первых, ограниченность выбора. На сегодняшний день круг компаний, способных даже в теории справиться со строительством такого столь сложного инженерного объекта, как стартовый стол для «Ангары», невелик. Наиболее квалифицированный подрядчик в лице «Спецстроя» уже от работ отстранен, причем со скандалом, что делает априори невозможным привлечение аффилированных с ним с структур, другие потенциальные кандидаты заняты строительством Керченского моста.

Поэтому, продолжает собеседник, выбирать приходится из тех, кто освободится раньше либо сможет реализовывать проект «Восточного» без отрыва от других не менее важных объектов.

Во-вторых, стоит признать, что по факту скорого завершения работ по проектам ЧМ, у ПСО «Казань» высвободятся свободные и невостребованные мощности, которые необходимо будет занять. Казань по факту уже является крупным игроком как минимум с начала работы над проектами к ЧМ в Саранске и Самаре. Именно они вкупе с объектами в столице Татарстана создали основу для того, чтобы ПСО допустили до «Восточного».

Не такая уж и скандальная репутация

— Полагаю, что госконтракт — это в любом случае окно возможностей, и не случайно, что за госзаказы существует острая конкуренция, в том числе между частным бизнесом и государственными компаниями. Однако государство приняло оптимальное решение, допустив регионального игрока, хотя и находящегося в собственности региона (то есть фактически государственного), к такому ответственному проекту, — рассуждает Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента компании «Альпари».

foto_6

Она связывает срыв сроков в Самаре компанией ПСО «Казань» с кризисом и девальвацией рубля в 2014-2015 годах.

Но у казанского предприятия, считает аналитик, нет такой скандальной репутации, которая была у государственного «Спецстроя», — зарплату рабочим оно не задерживало, хищениями государственных средств не «прославилось».

— Ответственность на казанском предприятии в свете упразднения «Спецстроя» будет серьезная — любое злоупотребление может вызвать проверку со стороны правоохранительных органов. Но так и должно быть при реализации любых государственных проектов, — говорит Наталья Мильчакова.

Эксперт также отмечает, что о доходности нового госконтракта ПСО «Казань» говорить сложно, так как цифры по проекту недоступны. Однако известно, что у многих компаний, участвовавших в строительстве «Восточного», объем заказов в три-четыре раза превышал годовую выручку за последний завершенный финансовый год.

Несмотря на огромную ответственность, «Восточный» и его инфраструктура — хлебное место для строительной отрасли, резюмирует собеседник.

Госконтракт на «Восточном» на пользу ПСО «Казань»

— Серия скандалов, связанных со строительством космодрома «Восточный», была вызвана откровенными злоупотреблениями, которые никак нельзя списать на естественные предпринимательские риски. Более того, любая должность при «старании» субъекта — строит ли он космодром или оперу ставит на бюджетные деньги — может оказаться «расстрельной», причем не только для того, кто соответствующую ответственность принимает, но и для того, кто ее возлагает, — рассуждает финансовый аналитик Андрей Анкудинов.

16

По его словам, в конкретном же случае с космодромом получение госконтракта компанией ПСО «Казань» следует рассматривать как удачную возможность решить сложную задачу в непростых условиях. Тем более что сейчас к этому проекту будет привлечено повышенное общественное внимание.

— Несмотря на весь скепсис экспертного сообщества, с чисто экономической точки зрения хорошо проработанные в строительстве технологии сметного планирования позволяют качественно выполнять работы при необходимом уровне рентабельности, тем более когда в проекте присутствует значимая репутационная составляющая, — заключил собеседник.


Читайте также: Реабилитация Лебяжьего: казанцы смогут искупаться в озерах уже на следующий год


 

КОММЕНТАРИИ (10)
казанец
ПСО очень рискует конечно. Но Зиганшин человек сам по себе такой. Ему нравится решать сложные задачи. Со стройкой на космодроме Восточный думаю не справится. Так вижу.
1
ОТВЕТИТЬ
Андрей
А территорию космодрома Зиганшин также потом в собственность себе заберет как и Кремлевскую Набережную?
0
ОТВЕТИТЬ
Кара Мурза
Точно. Так и сделает. Шутка конечно. А те же МИНИ ОТЕЛИ под Миллениумом- что земля? Хз. Природой раненая зона. А будет огороженная и будет там хозаинтересован или хозяева. А простой людей туда уже не пройдет
0
радиф
Больше всего удивляет умение Зиганшина выходить из всех ситуаций сухим из воды. Такая безграничная правота пугает.
1
ОТВЕТИТЬ
Казанец
Там же свою репутацию и похоронит
0
Мимокрокодил
Какие собственные мощности? Субподрядчики же одни… Надеюсь, юристам ПСО хватит ума документально фиксировать факты получения проектной документации и постоянного внесения в неё правок «Роскосмосом», иначе через 5 лет будем слушать про «хищения и злоупотребления», из за которых, конечно же, сорвали сроки.
2
ОТВЕТИТЬ
и
Стаж моей работы в этой конторе 2 года.Что можно сказать ,зп. Выплачивают с очень большими задержками,внутри своего руководства бесконечный бартак!!!
1
ОТВЕТИТЬ
Беляш
Псо казань очень долго платит деньги. Выплачивают не в полном объёме. А так впринципе сойдёт. Псо уже не то , как было 3 года назад.
1
ОТВЕТИТЬ
Колючий
Работал я с ними, водку пить не разрешают, на работе не кури, обед всего 1 час, обязательное посещение. Ужас
1
ОТВЕТИТЬ
Мордвин
ОН справится, он сильный!
1
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх