Татарская биеннале: вертикальные кварталы с парковками для летающих машин и квадрокоптеров

Самые смелые и креативные проекты застройки будущих городов презентовали в Иннополисе — на Первой российской молодежной архитектурной биеннале
Самые смелые и креативные проекты застройки будущих городов презентовали в
Иннополисе — на Первой российской молодежной архитектурной биеннале

Самые смелые и креативные проекты застройки будущих городов презентовали в Иннополисе — на Первой российской молодежной архитектурной биеннале.


Елена Мельник — Казань

Идея провести конкурс проектов для молодых российских архитекторов в Татарстане принадлежит министру строительства и жилищного хозяйства России Михаилу Меню, который, посетив Казань, был впечатлен тем, как быстро преображается здесь городская среда.

В жюри пригласили лучших экспертов с мировыми именами: Миккела Фроста (Дания), Кристоса Пассаса (Великобритания), Кеса Кана (Нидерланды), а также ведущих российских архитекторов: Юлию Борисову, Юлию Бурдову и Александра Цимайло.

foto_2

А задание для участников придумали самое что ни на есть актуальное — «застроить» жилой квартал, ограниченный четырьмя улицами, так, чтобы всем его обитателям было комфортно здесь жить и отдыхать.

Нарисуем — будем жить

Заявки на участие в Первой российской молодежной архитектурной биеннале подали 377 молодых архитекторов и авторских коллективов из 11 стран. В финал прошли 30 участников из 12 российских городов, но один из финалистов был дисквалифицирован — не справился с последним заданием. Остальным выделили по 200 000 рублей из республиканского бюджета на создание макета и презентационных материалов. Выставка конкурсных работ открылась в четверг, 12 октября, а в пятницу 13-го финалисты представляют проекты жюри.

foto_3

— Очень положительное впечатление на меня произвели работы, — отмечает куратор биеннале, российско-немецкий архитектор Сергей Чобан. — В первую очередь тем, что их выполнили люди, достаточно свободные, не заключенные в рамки инвесторов, заказного конкурса с какими-то ясными экономическими параметрами. Если конкурсанты лишены этого забора ограничений, то они вольно или невольно начинают рисовать тот город, в котором хотели бы жить сами. И результаты этого рисования меня в чем-то очень удивили, в чем-то очень порадовали. И уже сам факт проведения этого конкурса — ни с чем не сравнимый результат. Ребята своими работами ответили на многие вопросы. Например, насколько плотным должно быть жилье, какие типологии должны быть в этом жилье. Очень разнообразные и интересные ответы.

Районы, кварталы, жилые массивы

 Супруги из Санкт-Петербурга Илья и Ирина Филимоновы в своем проекте попытались, как они сами выразились, «смоделировать идеальную историю».

— Когда мы это проектировали, в первую очередь работали с пространством, — объясняет Илья. — Начиная с пространства внутриквартального и заканчивая работой с дворами и квартирами. Есть люди, которым приятно жить в высотке на последнем этаже, есть люди, которые будут счастливы жить где-то здесь, ближе ко двору.

foto_4

Поэтому в квартале, «построенном» Филимоновыми, есть и высокие дома, и двухэтажные, и квадратные, и прямоугольные, и даже круглые, как консервная банка.

— Даже дворы здесь совершенно разные, — продолжает презентацию молодой питерский архитектор. — Вот этот — более компактный и перекрытый, этот — более открытый, с террасами. То есть мы опять-таки имеем разнообразие пространства. Ведь жилой квартал должен организовывать определенное сообщество за счет своего масштаба. Чтобы люди, живущие в разных домах, понимали, что это их общее пространство, чтобы они могли всем этим пользоваться.

Однако никаких заборов с запирающимися калитками и охранниками у шлагбаумов Филимоновы не предусмотрели в своем проекте. Принципиально. А чтобы соблюсти безопасность обитателей домов, авторы проекта предлагают поднять жилую зону повыше, отдав первые этажи магазинам, кафе, парикмахерским и прочему бизнесу, а личные автомобили жильцов убрать в подземные парковки или на специальные паркинги вне квартала.

— Можно же дойти домой пешком, необязательно оставлять все под окнами, — рассуждает Ирина. — Плюс — это физкультура.

— И уж если мы говорим об идеале, то концепция постиндустриального общества говорит об отказе от частного автотранспорта, — добавляет Илья.

foto_5

Зато эта самая концепция добавляет в повседневную жизнь новый транспорт — квадрокоптеры. По мнению Филимоновых, уже в будущем эти воздушные машины будут работать не только в качестве доставщиков пиццы и прочих заказов, но и в качестве воздушного такси. Поэтому авторы проекта предусмотрели на крышах домов «парковки» и для этого вида транспорта.

Между прошлым и будущим

А вот братья Бартовы из Екатеринбурга из арх-студии «Б-Групп» пошли дальше — сделали стоянку для летающих автомобилей, которые могли бы «причаливать» к дому, как в фильме «Пятый элемент».

Потому что жилой квартал, который братья назвали «Ноосфера», вертикальный: небольшие дома-соты спрятаны внутри огромных прозрачных башен-близнецов. На нижнем ярусе между башнями архитекторы соорудили нечто похожее на большую морскую раковину или жабры гигантской акулы. По задумке авторов проекта — это детский сад.

foto_6

Вместо улиц в «Ноосфере» — вертикальные тоннели с лифтами, а под прозрачной поверхностью — особый микроклимат: в любое время года здесь зеленеют деревья, цветут цветы, даже газон футбольного поля всегда идеален. Причем бить по мячу внутри «Ноосферы» тоже можно без опаски, потому что поле огромное, а «стекло» прочное.

foto_7

— Это попытка взглянуть под совершенно другим углом на создание жилых кварталов и увидеть что-то новое, представить себе, как должна выглядеть современная жилая среда, — рассказывает Павел Бартов о концепции проекта. — Возможно, наша идея выглядит футуристически и нецелесообразно для строительства, но она автоматически становится целью для дальнейшего исследования, если получает какой-то отклик у общественности. И я уверен, что через несколько лет что-то подобное уже можно будет воплотить. То есть это, я считаю, концепция, от которой стоит отталкиваться в реальных решениях.

Авторский коллектив из Казани подошел к созданию концепции застройки жилого квартала более рационально, но не менее творчески. Молодые архитекторы Владислав Куликовский, Арсен Хаиров, Михаил Капитонов и Тимур Степанов «построили» кварталы внутри квартала.

foto_8

— Фасады у нас из кирпича разного оттенка, но все они гармонично сочетаются, поэтому дома выглядят уютно, — рассказывает Владислав Куликовский. — А в основе концепции — центральная пешеходная зона. Она образована двумя площадями, на одной из которых расположен пруд, который в зимнее время может использоваться как каток. На другую площадь мы вынесли все шумные функции — спортивную площадку, амфитеатр, зоны воркаута. Здесь же — интерактивный павильон с библиотекой. Таким образом, сосредоточив весь «шум», который обычно создает молодежь, мы освободили от него дворы, и они стали уютными и тихими, чтобы взрослые люди там спокойно отдыхали, чтобы мамы с маленькими детьми гуляли.

foto_9

По словам казанских участников биеннале, эта площадь появилась в их проекте из прошлого. Ведь не случайно в самые древние времена вся общественная жизнь города была сфокусирована вокруг городской площади. Вот и решили авторы проекта не изобретать велосипед.

Ребята признаются, что намеренно создавали жизненный и приземленный проект, без фантазий, который несложно воплотить в реальность. Они стремились решить главную проблему городской застройки — люди хотят получить комфортное жилье, а инвесторы строительства — впихнуть в участок как можно больше квадратных метров, чтобы потом дороже их продать.

foto_10

Победителей Первой российской молодежной архитектурной биеннале объявят 14 октября. Всего предусмотрено три приза — Золотой, Серебряный и Бронзовый и два спецприза — от российского правительства и Минстроя РФ. Награды не материальные, а имиджевые — дипломы и сертификаты. Однако и они не дают гарантии, что проекты победителей воплотятся в жизнь. Впрочем, после закрытия мероприятия в Иннополисе экспозицию обещают показать в Москве и других городах России. И, возможно, все финалисты найдут своего заказчика.


Читайте также: «Вообще глупости!»: министры Фаттахов и Шайхутдинов получили нагоняй от Рустама Минниханова


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: